AGALLOCH  Ароматный дым

Agalloch - американские блэк-металлисты

Заходим на сайт американской группы Agalloch. Видим: на чёрном фоне название группы – трудночитаемое, словно его сплели из старой паутины. Здесь же – фотография с серой оглохшей листвой. Щёлкаем по страницам: чёрный фон, серые фотографии, всё на сайте словно погрузилось в долгий зимний сон. Музыка у группы соответствующая – природная, холодная, уходящая корнями в блэк метал, но всё же заметно перерастающая его рамки. В профиле группы на фейсбуке в пункте "Оказали влияние" перечислены не названия групп, а кое-что совсем другое: древесный дым, снег, огонь, кованое железо, туман, дождь, камни, мох. Главный источник вдохновения Agalloch – природа. Даже название у группы – природное. "Agalloch" – это редкий тип древесины, дающий ароматный дым при горении. Металлический контекст, в котором существует Agalloch, можно обозначить примерно так: Dämmerfarben (Atmospheric Black/Doom Metal, Германия), Dormant (Atmospheric Black Metal/Neo-Folk, США), Dysperium (Black/Doom Metal, США), Empyrium (Symphonic Folk Metal, Германия), Falls of Rauros (Atmospheric Black Metal/Neo-Folk, США), Gurtholfinn (Ambient Black Metal, США), Lantlôs (Black Metal/Post-Rock, Германия), Oak Pantheon (Atmospheric Black/Folk/Post-Metal, США), October Falls (Dark Folk/Black Metal, Финляндия). А начиналась история Agalloch с демо-кассеты "From Which Of This Oak" (1997).

Демка получилась достойной: 4 песни длиной в 34 минуты. Убыстрённый дум с рычащим блэковым вокалом и склонностью к мелодичности. Тяжёлую музыкальную ткань тут разбавляет то "чистый" вокал, парящий на заднем плане, то почти фолковые гитарные переборы. Начало трека "Foliorum Viridium" – нечто среднее между эмбиентом и неофолком. Это похоже на атмосферную прелюдию к индустриальному маршу, но вместо этого трек переходит в среднетемповый дум. Дополняет картину оформление кассеты: на передней стороне обложки висельник в окружении пляшущих птиц, внутри буклета – ночной хвойный лес, освещённый луной. Лирика на альбоме, конечно же, невесёлая: "Буду ли я парить на летних ветрах / Или танцевать на тёмно-красном горизонте / Найду ли я рай в аду…" Возможные векторы развития этой музыки прослеживаются довольно чётко. Слышно, что в будущем эта музыка может завернуть в сторону неофолка/индастриала или даже готик метала (на это намекает ангельский женский голос, возникающий несколько раз на протяжении альбома). В 2011 году один из лидеров группы, вокалист и гитарист Джон Хаум (John Haughm), в интервью сайту www.effectsbay.com перечислил повлиявших на Agalloch музыкантов. Получился прекрасный разносторонний список: Bathory, Ulver, Bethlehem, Katatonia, Fields Of The Nephilim, Swans, Coil, Godspeed You! Black Emperor, Арво Пярт (Arvo Pärt), Death In June, Стив Райх (Steve Reich), Joy Division и Rush. В общем, от блэка до самой светлой классики (Пярт).

Через год музыканты выпустили ещё одну кассету – "Promo 98". Она была отправлена в различные рекорд-лейблы, в результате чего группа присоединилась к The End Records. На нём и был издан дебютный альбом "Pale Folklore" (1999), в который вошли обе песни с "Promo 98" ("Hallways Of Enchanted Ebony" и "The Melancholy Spirit") и одна песня с "From Which Of This Oak" (трек "As Embers Dress The Sky"). К слову, на The End Records в разное время вышли дебютные альбомы таких прог-металлических групп, как Green Carnation и Subterranean Masquerade. Достойная компания.

"Pale Folklore", в целом, продолжает музыкальные идеи с дебютной демки. Вот "She Painted Fire Across The Skyline (Part 1)" – вкрадчивый мелодичный дум с женским бэк-вокалом. Он начинается с шума снежной вьюги и им же заканчивается. Песня словно возникает из метели и уходит в неё. Метель – лейтмотив этого диска (один из треков носит название "Dead Winter Days"). Звуки ветра появляются на протяжении всего альбома. Альбом похож на старый домик, пронизываемый ветром; вспомним трек "This Old Cabin" ("Эта старая лачуга") с дебютной демки. Здесь же есть песня "Hallways Of Enchanted Ebony", чья концовка представляет собой фактически отдельный трек, состоящий из снежной вьюги, меланхоличных гитарных переборов и звуков грызущихся то ли волков, то ли собак. Есть на альбоме и инструментальный трек "The Misshapen Steed", представляющий собой нечто среднее между нежной неоклассикой/эмбиентом и тревожным индастриалом. Музыканты умело чередуют тяжёлые эпизоды с мелодичными, давая слушателю необходимую передышку. Это можно сказать и про заключительный трек "The Melancholy Spirit".

Следующим релизом американцев стал EP "Of Stone, Wind & Pillor" (2001). Работа не слишком цельная, но по-своему любопытная. На ней музыканты последовательно уходят от своего основного думового звучания. Начинается диск с дум-фолковой "Of Stone, Wind & Pillor" – отчаянной песни о смерти. Далее возникает сокращённая версия "Foliorum Viridium". Из этой версии музыканты выкинули вторую половину, более тяжёлую, оставив лишь атмосферную эмбиентную часть. Таким образом, обрезанная версия легко перетекает в следующую композицию – акустический инструментал "Haunting Birds". Этот трек показывает, что при желании Agalloch мог занять ту нишу, которую впоследствии займёт October Falls с замечательным акустическим альбомом "Marras (2005). Следующий трек "Kneel To The Cross" – это кавер-версия песни Sol Invictus (см. альбом 1994 года "Death Of The West"). Впоследствии она войдёт в сборник "Sol Lucet Omnibus: A Tribute to Sol Invictus" (2002). Последний трек на альбоме "A Poem By Yeats" сигнализирует нам о хорошем поэтическом вкусе музыкантов. Как следует из названия, эта вещь написана на стихи поэта и нобелевского лауреата Уильяма Батлера Йейтса (William Butler Yeats). Музыку к ней написал клавишник Шейн Брейер (Shane Breyer). Он же на фоне тревожного клавишного эмбиента и спел стихотворение Йейтса "Печаль любви". Правда, сохранить максимальную серьёзность после этого стихотворения музыканты не смогли: сразу же после него начинаются 4 минуты тишины, после которых можно услышать скрытый "трек". В нём механический голос, как у игрушки на батарейках, лопочет что-то невнятное. Буклет "Of Stone, Wind & Pillor" указывает на ещё один источник вдохновения Agalloch. В нём обнаруживается эпиграф к диску, взятый из американского мыслителя Генри Дэвида Торо: "Не невозможность выйти во двор в буран, но отсутствие ворот, самого двора и вообще пути в цивилизованный мир". Торо был защитником природы и критиком современной цивилизации. Похоже, его идеи оказались близки музыкантам.

Следующим альбомом стал "The Mantle" (2002). На нём музыка группы балансирует между фолком (на альбоме очень много акустической гитары) и пост-роком. Вот песня "In The Shadow Of Our Pale Companion" – 15-минутный блэк/фолк, переходящий в пост-рок. А вот "The Lodge" – инструментальный фолк с акустической гитарой и поскрипывающим контрабасом, переходящий снова во что-то прозрачно пост-роковое. При этом есть тут и хороший образец atmospheric black metal (трек You Were But A Ghost In My Arms"). А завершает альбом "A Desolation Song" – акустическая баллада с аккордеоном. Занятно, что песня "...And The Great Cold Death Of The Earth" содержит цитату из фольклора индейцев чероки: "Земля плывёт по водам, как остров, / Подвешенный на четырёх канатах из сыромятной кожи, / Привязанных к вершинам четырёх священных направлений. / Канаты связаны с куполом неба. / Когда они оборвутся, этот мир / Упадёт вниз, и всё живое упадёт вместе с ним и умрёт". Оставшуюся часть текста написал Джон Хаум. В ней, в частности, есть такие слова, обращённые, по-видимому, в адрес человечества: "Мы – раны и огромная холодная смерть земли / Тьма и тишина, свет должен померкнуть". Возможно, сочиняя эту песню, Хаум держал в уме то зло, которое причинили американцы индейцам чероки в конце 30-х годов 19 века.

Далее у Agalloch вышло 3 EP. В 2003 году "Tomorrow Will Never Come", а в 2004-м "The Grey" и сплит с финской неофолковой группой Nest (не путать с одноимённой командой, тяготеющей к эмбиенту). На "Tomorrow Will Never Come" и сплите музыканты исполняют неофлок, в то время как на "The Grey"происходит кое-что поинтереснее. Этот EP содержит два сильно изменённых трека с "The Mantle". "The Lodge" и "Odal" превратились в "The Lodge (Dismantled)" и Odal (Nothing Remix) соответственно, а также углубились в сторону нойза и дарк эмбиента. Так, изменённый "Odal" полностью состоит из холодного индустриального гула и различных заводских стуков. В нём нет ничего от прежней музыки Agalloch. Впрочем, какого-либо новаторства на новом поле музыканты не добились. Зато через какое-то время добились наивысшего успеха с пост-роковым звучанием на альбоме "Ashes Against The Grain"(2006).

Это одна из лучших работ Agalloch и один из лучших тяжёлых альбомов 2006 года. Основная направленность диска – тяжёлый пост-рок с блэковым вокалом. Лучше всего получившийся результат иллюстрирует начальная песня "Limbs". Альбом, в целом, выдержан в духе этой песни, хотя самый последний трек ("Our Fortress Is Burning... III – The Grain") представляет собой тревожный индустриальный гул. Виниловая версия альбома, вышедшая в 2007 году, содержала 19-минутный бонус-трек "Scars Of The Shattered Sky (Our Fortress Has Burned To The Ground)". В нём экспериментирующий Agalloch предстаёт во всей красе. Здесь мы слышим различные шорохи на фоне мерцающего звукового холода, а затем всё это переходит в красивый "космический" эмбиент. В какой-то момент на фоне этого эмбиента возникает электрогитара, обещая слушателю пост-рок в духе God Is an Astronaut. Здесь же появляется и своеобразная электронная вьюга. Послушать эту вещь можно тут. Также она присутствует на двухдисковой компиляции "The Compendium Archive 1996 – 2006", в которую вошли ранние и редкие треки группы. Одно из лимитированных американских изданий "Ashes Against The Grain" представляет собой радость фетишиста и содержит, помимо всего прочего, пакетик с пеплом или кусок кости.

Далее был EP "The White" (2008), вызывающий местами ассоциации с эмбиент-группой Library Tapes. Здесь можно выделить фортепианный трек "Summerisle – Reprise" – одну из самых нежных композиций группы. Есть здесь и вещь с говорящим названием "Pantheist" ("Пантеист"), и буклет, наполненный фотографиями с изображением деревьев. Возможно, именно в этом EP мы слышим музыку, наиболее соответствующую названию группы. Agalloch достигает здесь наибольшего растворения в природе и звуке.

После этого можно было ожидать от группы движения в сторону эмбиента. Но следующий альбом "Marrow Of The Spirit" (2010) не оправдал этих ожиданий. Начинается он с виолончельной композиции "They Escaped The Weight Of Darkness", которая звучит под звук льющейся воды (на этом месте представляется лесной ручей ранней весной). На виолончели тут играет Джеки Перес Грац (Jackie Perez Gratz), экс-участник американской неоклассической группы Amber Asylum. Но уже второй трек – "Into The Painted Grey" – меняет спокойную природную картину, срываясь в очень быстрый и яростный блэк. Центральной вещью альбома является 17-минутная "Black Lake Niðstång", в которой сплетаются индастриал, пост-метал, пост-рок, дум и эмбиент. После всего этого Agalloch несложно представить на одной сцене с Cult of Luna. Удачно созвучен последнему Agalloch и недавний диск October Falls "The Plague of a Coming Age" (2013) (например, трек "The Weight Of The Fallen"). Заканчивается "Marrow Of The Spirit" звуками моря. В первой композиции альбома лился ручей, в последней – шумит море. Поток Agalloch расширился и вышел на самые большие просторы.

Из других последних релизов группы можно выделить DVD "The Silence Of Forgotten Landscapes" (2010) и EP "Faustian Echoes" (2012). DVD содержит запись бельгийского концерта 2008 года. На нём группа в классическом рок-составе (две электрогитары, бас и барабаны) исполняет работы с первых трёх альбомов. Любопытно, что весь концерт представлен в чёрно-белом изображении. Agalloch остался верен себе: чёрный и серый – любимые цвета группы, если верить буклетам их дисков, где встречаются порой вот такие фотографии. Что касается EP, то его можно послушать вот тут. Эта работа отсылает нас к гётевскому "Фаусту", напоминая своей мрачностью оригинальные слова Мефистофеля: "Мир бытия – досадно малый штрих / Среди небытия пространств пустых". Что же насочиняли музыканты, отталкиваясь от текста Гёте, можно прочесть тут.

Меж тем у них готов новый альбом. Диск, получивший название "The Serpent & The Sphere", выйдет 13 мая в Северной Америке и 19 мая в Европе. Один трек с него доступен в сети, но мало что говорит о грядущем альбоме. Agalloch в любой момент может повернуть в сторону, обманув наши ожидания.

22.04.2014, Денис КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.agalloch.org

AGALLOCH

Agalloch - американские блэк-металлисты

Дата образования:

1 января 1995

Подробности из жизни:

Заходим на сайт американской группы Agalloch. Видим: на чёрном фоне название группы – трудночитаемое, словно его сплели из старой паутины. Здесь же – фотография с серой оглохшей листвой. Щёлкаем по страницам: чёрный фон, серые фотографии, всё на сайте словно погрузилось в долгий зимний сон. Музыка у группы соответствующая – природная, холодная, уходящая корнями в блэк метал, но всё же заметно перерастающая его рамки. В профиле группы на фейсбуке в пункте "Оказали влияние" перечислены не названия групп, а кое-что совсем другое: древесный дым, снег, огонь, кованое железо, туман, дождь, камни, мох. Главный источник вдохновения Agalloch – природа. Даже название у группы – природное. "Agalloch" – это редкий тип древесины, дающий ароматный дым при горении. Металлический контекст, в котором существует Agalloch, можно обозначить примерно так: Dämmerfarben (Atmospheric Black/Doom Metal, Германия), Dormant (Atmospheric Black Metal/Neo-Folk, США),…

Далее... →