KOSHEEN  Ты все пела

Концерт британцев Kosheen собрал немало зрителей и вызвал немало вопросов.

Несмотря на то, что Kosheen играют в Москве уже чуть ли не в десятый раз, и последние несколько из них больше напоминали диджей-сеты (что по идее не должно добавлять группе аудитории), их концерт в «Главклубе» собрал более тысячи человек. То есть больше, чем приходило на них в «Б2», куда они привозили совсем еще свежий «Kokopelli» или в «Апельсин», где они были с «Damage». То ли у нашей публики долгая память, то ли глядя на современный танцевальный поп, эта публика соскучилась по старым героям.

Состав по сравнению с прошлым «полноценным» туром слегка урезанный, но это все же настоящий лайв – ударные, гитара и электроника (за которые правда отвечает один и тот же человек), ну и разумеется певица Шиан Еванс (Sian Evans), главное действующее лицо шоу. Лайвы Kosheen имеют два главных достоинства. Во-первых, Шиан превосходная «фронтвуман» - мощнейший голос и стопроцентный контакт с залом. Во-вторых, группа нередко существенно перерабатывает песни специально для концертов, то есть в кои-то веки электроника на концерте не звучит как запись.

И то и другое заметно сразу же – концерт стартует с «Damage», переделанной в мощно качающий живыми ударными трип-хоп. Второй раз за месяц услышав трип-хоп в «Главклубе» (тут же совсем недавно были Lamb), хочется задуматься про ревайвал, но нет – это скорее совпадение. Да и для Kosheen трип-хоп это скорее эпизод. Музыканты держатся в таком темпе пару песен, после чего Шиан кричит «всем танцевать!» и группа выдает старый хит «Hungry», переделанный в некоторое подобие EDM. И тут потихоньку вскрываются проблемы.

Во времена «Damage» Kosheen отлично играли свои песни в почти роковом формате, теперь же (особенно с учетом того, что добрую половину сетлиста составляют песни с альбома «Independence») они будто бы пытаются усидеть на двух стульях. С одной стороны – ударные и гитара, которые как бы должны создавать рок-драйв. С другой – танцевальная «бочка» и EDM-клавишные, которые вроде бы призваны делать «рейв». В результате, для рейва получается слишком расхлябанно (барабанщику банально не хватает техники стучать так ровно), а для рока напротив, слишком прямолинейно. Да и свести такой звук воедино удается далеко не всегда. Порой электроника проваливается настолько, что в зале слышно лишь как Шиан поёт под барабаны.

И вот в чем Lamb превосходят Kosheen: если первые, воссоединившись, честно играют то, что умеют лучше всего и то, за что их любят, не особенно заботясь о чартах и попадании «в обойму» больших фестивалей, то вторые упорно пытаются словить «конъюнктурную волну». То EDM-крещендо в старый трек добавят, то дабстеповый «вобвобвоб», а результата всё нет. При этом выдать что-то радикальное в духе последней пластинки VV Brown Шиан сотоварищи вроде бы и хотят (на альбоме «Solitude» слышно немало усилий в этом направлении), но и побаиваются – на концерте ни этих песен, ни подобных экспериментов нет совсем.

И хотя среди новых треков совсем не без удач (неплохо звучат «Dependency» или «Something New»), лучше всего публика встречает старый добрый drum & bass с альбома «Resist». Это можно приписать и тому, что поп-джангл сейчас в моде (посмотрите на успех Rudimental), но кажется, народ просто ждёт старых хитов. Вторая половина концерта превращается в drum & bass вечеринку – «Hide U», потом «Suicide», которую группа прекращает играть, завидев потасовку в зале. «Эй, мы не будем играть, если вы будете так себя вести!» - кричит Шиан, остановив музыку. - «Мы продолжим, только если вы пожмете друг другу руки!». В результате мир наступает, и группа играет хит заново.

Под самый финал нам достаётся «Empty Skies» и долгожданная «Catch U», которую не испортило даже то, что клавиш не было слышно вовсе. Ну а закончилось дело единственным большим рок-хитом в этом концерте и одновременно единственным номером с альбома «Kokopelli», духоподъемной «All In My Head». И этот момент был прекрасен.

Размышлений этот концерт породил много. Да, с одной стороны Шиан Эванс с её бесконечными спичами про любовь, энергию и силу добра, и впрямь выглядит старомодным пришельцем из девяностых. С другой, она делает прекрасное шоу и явно кайфует от происходящего. А аудитория у неё (при минимальном промо!) куда больше, чем приходит здесь на Фрэнка Оушена (Frank Ocean) или Charli XCX, которых пресса непрерывно вылизывает. «Nazareth тоже соберут здесь больше, чем Фрэнк Оушен», - скажет придирчивый читатель, и будет в чем-то прав. Но перевода в разряд «старпёров» Kosheen явно не заслужили – более архаичные и, если угодно, менее живые артисты вполне себе мелькают в той самой обойме, из которой Kosheen выпали. Их история чем-то похожа на путь Нелли Фуртадо (Nelly Furtado) – жива, и вроде музыку делает неплохую, только вот не нужна решительно никому.

На любом фестивале Kosheen смотрелись бы (в особенности без попыток быть модными) ничуть не хуже сделанных под копирку R&B-барышень или выведенных из комы ради одного турне пришельцев из семидесятых, восьмидесятых или девяностых. Но путь им, равно как и десяткам других хороших групп, закрыт. Неважно, сколько народу собирают их концерты, «большой шоу-бизнес» списал Kosheen со счетов раз и навсегда. И лучший для них вариант – расслабиться и получать удовольствие. Это получилось у Lamb, у Skunk Anansie, значит и у Kosheen получится, если захотят.

16.04.2014, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

KOSHEEN - свежие публикации: