RATKING  Между бетоном и туманом

Урбанистическое хип-хоп-трио RATKING как молодое незнакомое племя нового Нью-Йорка.

Подписавший в 2012 году молодое трио (тогда еще, правда, квартет) RATKING знаменитый лейбл XL смело продвигал коллектив как "следующую большую нью-йоркскую группу", и ставил ее в один ряд с Beastie Boys и Yeah Yeah Yeahs. В то же время RATKING преподносился как ответ восточного побережья объединению Odd Future: та же 18-летняя напористая и агрессивная молодежь, воюющая с полицией, перепрыгивающая турникеты и уходящая дворами. Состоящий из троих уроженцев центральных районов Нью-Йорка RATKING на самом деле ни на то, ни другое: для того, чтобы стать по-настоящему большими они пока что слишком в авангарде и на широкого слушателя даже не целятся, а для того, чтобы походить на Odd Future у них слишком мало яркой визуальной эстетики, кричащих провокационных ходов и стремления спешно ковать железо; и то, и другое - факторы положительные.

Формально RATKING проходят по категории экспериментального абстрактного хип-хопа - подвида музыки, безнадежно устаревшего еще в первой половине двухтысячных, когда начала постепенно уходить в небытие свежесть лейбла anticon. На деле же музыка RATKING гораздо интересней и новей: продюсер коллектива Sporting Life задает ритм, будто в темном туннеле спешно нащупывает почву и пытается ухватиться за стены; в его ершистых, нервных, неусидчивых, нойзовых битах в равной степени находится место и классическому нью-йоркскому бум-бэпу, и грайму с брейкбитом. Рассыпающийся джаз-рэповый звук композиции “Snow Beach” органично сменяется тесным каустрофобическим рейвом “Puerto Rican Judo”, неожиданно проскакивает даже чикагский футворк (“Protein”), все вместе подгоняют трэповые хай-хэты, а скрежещущие сэмплы не используются дольше, чем на доли секунды. Самое запоминающееся лицо RATKING, впрочем, основной рэпер коллектива по прозвищу Wiki, сочетающий странноватое произношение, в котором можно уловить и ямайские, и британские фонемы, впечатляющую технику раннего Эминема (Eminem) и крикливую распевную подачу Дэнни Брауна (Danny Brown), и сообщающий хаотичным, на первый взгляд, битам совершенно неповторимый грув и пластику. Самый, пожалуй, показательный момент взаимодействия Wiki и звука RATKING - заглавный трек дебютного альбома группы “So It Goes”: там, где биты ищут, на что бы опереться, читка цепляется за вылетающие из туннелей нью-йоркской подземки поезда, и летит на всех порах.

Между двумя релизами RATKING - семитрековой EP “Wiki93”, вышедшей в момент подписания контракта с XL и дебютным альбомом “So It Goes”, только что выпущенном, без малого два года - пауза непозволительно продолжительная для амбициозных современных молодых музыкантов. В этом RATKING похожи на своего лондонского товарища Кинг Крула (King Krule), с которым в прошлом году ездили в совместное турне: тот тоже не дал резко поднявшейся вокруг него волне хайпа захлестнуть себя, после раннего успеха выждал значительную паузу и полновесный дебют сделал крайне зрелым и осмысленным. Крул гостит и на пилотном сингле альбома “So Sick Stories” - депрессивной оде серому бетону и черному асфальту, одновременно личность вдохновляющим и уничтожающим; «Мой город течет в ритме прекраснейшей прозы / Смешанной с грубым и мерзким» ("Сity it flows with the prettiest prose /
Mixed with the gritty and gross"), - читает здесь Wiki. По сути, эта строчка, а также хук в исполнении Кинг Крула, в котором он поет о том, что зависает “между бетоном и туманом”, прекрасно описывает весь дух альбома “So It Goes”: как и прошлогодний релиз Крула “6 Feet Beneath The Moon”, это безудержные поиски молодым человеком себя в большом городе, посвящение и отповедь ночным улицам и тускло освященным проспектам.

RATKING, при всех оговорках, все же вполне можно принять за проект, цепляющийся за старое, а именно за наследие увядшего лейбла Definitive Jux. Несмотря на духовную близость нойз-хип-хоп коллективам, вроде Death Grips, RATKING все же достаточно «головасты»: рифмы Wiki витиеваты, среди влияний группа указывает Cabaret Voltaire и Suicide, само название альбома - цитата из Курта Воннегута (“So it goes” («Такие дела») – ключевая фраза «Бойни №5»). Прогрессивный, техногенный и в то же время лоу-файный продакшн здорово напоминает великий коллектив Company Flow и то, чем славен продюсер El-P. В конце концов, к Def Jux отсылает великолепный дизайн обложки “So It Goes”, на которой изображено насыщенное деталями, как будто сотканное из ниток граффити с очертаниями Манхэттена, острова Рузвельта и Лонг-Айленд Сити, подписанное на стикере маркером в типичной хип-хоповой манере. Однако, в случае с RATKING все намного глубже: «Это не ривайвл девяностых / Это пораньше / Это возрождении племени» (“This ain’t 90s revival/It’s earlier/It’s tribal revival”), - читает Wiki в “Protein”. Это цепляет на уровне инстинктов.

Альбом “So It Goes” вышел 8 апреля на XL Recordings

10.04.2014, Алексей АЛЕЕВ (ЗВУКИ РУ)

RATKING - свежие публикации: