Kiran LEONARD  Юношеский максимализм

Встречайте Кирана Леонарда, вундеркинда-эксцентрика широкого профиля из Манчестера.

Кто: Киран Леонард
Откуда: Манчестер, Великобритания
Лейбл: Hand of Glory Records

Любимая присказка моей бабушки: «чем чудней – тем модней». Она звучит в мой адрес каждый раз, когда я заезжаю к бабуле перед тем, как отправиться на какое-нибудь мероприятие, – уже одетая и накрашенная по случаю. В музыке, по большому счету, действует то же правило: у исполнителя, который пишет вычурные песни, снимает вычурные клипы или носит вычурные шмотки, гораздо больше шансов завоевать стихийную популярность, чем у того, кто делает все скромненько и со вкусом. Возьмите хотя бы Леди Гагу (Lady Gaga). С другой стороны, наиболее интересными все равно остаются музыканты, не стремящиеся ввести моду на свою чудаковатость. И тут тоже не нужно далеко ходить за примером: Том Йорк (Thom Yorke).
Йорк умеет быть одновременно заурядным – и выдающимся. Невзрачный мужичонка, с не бог весть каким голосом, не замеченный в громких публичных скандалах, лишенный привычки одеваться в перья и блестки. Вместе с тем Йорк – гениальный психопат. Создатель десятков культурных штампов, разошедшихся по всему миру: один только танец из “Lotus Flower” чего стоит. Да, он эксцентрик, но ни в коем случае не фрик: эксцентричность Йорка так щедро пропитана талантом, что ее обычно просто не замечаешь. А ведь естественный в своей необычности музыкант – большая редкость. Даже обаятельная манерность любимых мною Энтони Хегарти (Antony Hegarty), Кевина Барнса (Kevin Barnes) и Зака Пеннингтона (Zaс Pennington) частенько бывает наигранной. Однако есть и те, кто следует по пути Йорка; среди них – британский мультиинструменталист Киран Леонард.

Киран Леонард – выходец из крошечного города Добкросс в окрестностях Манчестера. Точнее, даже не города, а пасторальной деревушки на несколько тысяч жителей. Сейчас Леонард обитает в Манчестере, но это мало что меняет. Во всяком случае, его провинциальная восторженность не попала под каток законов мегаполиса и не омрачилась тенью сухого расчета. Или же он вообще никогда не мыслил категориями «можно»/«нельзя», «популярно»/«непопулярно», «продаваемо»/«непродаваемо». Так, EP Кирана Леонарда “The Big Fish” открывается прогрессив-джаз-опусом длительностью в 26 минут. Двадцать Шесть Минут. Работу над пластинкой он закончил за пару месяцев до того, как ему исполнилось 16 лет. Шестнадцать Лет. Разумеется, сотни мальчишек ежедневно выбрасывают в сеть тысячи бессмысленных инструментальных композиций в полной уверенности, что совершают музыкальную революцию. Но тут совсем другая история: Киран Леонард действительно способен на переворот.

И дело не в соотношении возраста и способностей самого исполнителя, а в соотношении эклектики и гармонии в его музыке. В один трек он может уместить сразу несколько жанров: инди-рок и чиллвейв, фрик-фолк и синти-поп, авангардный джаз и шугейз. И если, к примеру, of Montreal, пользуясь сходной жанровой палитрой, специально выставляют напоказ стыки между музыкальными фрагментами, то Леонард как будто шьет невидимыми нитками. В его песнях можно обнаружить влияние десятков других исполнителей – начиная с Джеффа Бакли (Jeff Buckley), Руфуса Уэйнрайта (Rufus Wainwright) и Джоанны Ньюсом (Joanna Newsom) и заканчивая Neutral Milk Hotel, Ariel Pink’s Haunted Graffiti и теми же Radiohead, – но это совершенно не бросается в глаза. Киран Леонард не просто берет на вооружение чужие приемы: он перемалывает их в труху – и выдает принципиально иной, цельный, неожиданный продукт. Да, аранжировки сыроваты, но это, похоже, объясняется банальным отсутствием достаточной материально-технической базы.

Музыка Кирана Леонарда чрезвычайно многомерна. Не сразу понимаешь, за что хвататься, - и как критик, и как слушатель: то ли за изысканную, ломкую мелодию, то ли за выпендрежные инструменты вроде мандолины и кахона, то ли за гипнотический, немного истеричный вокал, то ли за хлесткую, ироничную лирику. Вместе с тем, максимализм Кирана Леонарда заканчивается ровно перед той чертой, за которой многообразие превращается в какофонию. Он знает меру – и в патетике, и в экспрессии, и в культурных аллюзиях. Выдающийся музыкальный дар Леонарда уравновешивается простецкой подачей, поэтому я и говорю о нем как об эксцентрике йорковского типа: он настолько органичен в своих странностях, что они не переходят ни во фриковство, ни, тем более, в дурновкусие.

Конечно, мне не особенно верится в то, что Киран Леонард вскоре выпустит альбом миллионным тиражом, возглавит чарты iTunes и поднимется на сцену крупного фестиваля в качестве хедлайнера. Да и вообще его успех будет напрямую зависеть от поддержки старших товарищей и цепи счастливых совпадений, а это, увы, не самые надежные союзники. Кроме того, не по годам одаренные исполнители всегда рискуют сдуться раньше тех, кто в своем развитии не опережает ни времени, ни законов природы: поток музыки может оказаться сильнее хилого тельца, в которое он заключен, и просто-напросто уничтожить его. Впрочем, пока Киран Леонард с легкостью справляется с своими творческими демонами, а значит, нам можно расслабиться – и получить удовольствие.

Почитать: http://kiranleonard.bandcamp.com
Купить: Альбом “Bowler Hat Soup” (2013)
Услышать живьем: 5 и 11 апреля Киран Леонард даст концерты в Манчестере и Лондоне соответственно.
Похожие исполнители: Джефф Бакли, East India Youth, of Montreal
Мнение: «Черт возьми, да в его пресс-релизе больше идей, чем в записях музыкантов вдвое старше него!» The Guardian.

24.02.2014, Мария СМИРНОВА (ЗВУКИ РУ)