LUMEN  "Полиция нам всем не нравится, но откуда она взялась?"

Накануне презентации седьмого альбома Lumen фронтмен группы Тэм Булатов рассуждает о простоте в искусстве, Pussy Riot и беззаконии.

Накануне презентации седьмого альбома Lumen Звуки побеседовали с фронтменом группы Тэмом Булатовым о простоте в искусстве, Pussy Riot и беззаконии.

Звуки: На днях я сказала своему приятелю, что иду общаться с группой Lumen. Он очень удивился, когда узнал, что вы неоднократно собирали аншлаги в многотысячном клубе Stadium. Как ты можешь объяснить то, что группа Lumen, которую я наблюдаю уже лет шесть, все это время собирает на своих концертах такое огромное количество народу?
Тэм Булатов: Я никогда не пытался вникнуть во все эти проблемы и вопросы, почему людям нравится или не нравится то, что мы делаем, потому что, как только ты начинаешь об этом задумываться, ты волей или неволей делаешь для себя выводы, и потом от этих выводов зависишь. То есть, как только ты начинаешь маркетинговые исследования рынка и предпочтений аудитории, то над тобой начинает нависать дамоклов меч. Хорошо, что мы по этому пути не пошли, мы можем экспериментировать. Вот недавно у нас вышел акустический альбом.
Недавно я начал читать лекции Андрея Тарковского, посвященные режиссуре. Их не очень много, я нашел в сети буквально несколько страниц в pdf. И там в самом начале, когда Тарковский рассуждает о том, как он себе представляет роль режиссера в кинематографе, у него есть замечательная мысль, которая меня сильно поразила: чем реалистичнее картина, которую рисует художник, чем человеку, который потом будет на эту картину смотреть, понятнее то, что на ней изображено, тем больше у артиста, художника возможности заставить зрителя, слушателя пережить какой­-то катарсис. То есть, он говорит, что творчество должно быть понятным, когда происходящее ­неважно, на экране, на сцене, на картине, на фотографии ­воспринимается не как фантазия, а как часть реального мира, когда это абсолютно понятно потребителю творчества ­- хотя мне не очень нравится это слово ­- тогда у человека, который занимался этим творчеством, наибольший шанс задеть за живое. Мне кажется, то, что мы делаем, понятно людям.

Звуки: То есть нужно быть максимально близким к своим слушателям?
Тэм: Не обязательно быть близким, достаточно быть понятным. Если ты закрылся в своей башне из слоновой кости и смотришь, как там существует вся остальная чернь, а ты воспеваешь красоту падающего лепестка розы, то, безусловно, найдутся люди, которые находятся на той же волне, и точно так же любят посидеть в саду и и посмотреть на всю эту красоту, как падают лепестки роз. Но большая часть людей в нашей стране, к сожалению, не сидит в садах с розовыми кустами. Поэтому такой художник, такой артист рискует остаться непонятым большей частью людей.

Звуки: А какие темы, на твой взгляд, сейчас актуальны? У вас есть и романтические песни про любовь, и протестные песни с социальной тематикой.
Тэм: Меня долго волновало и до сих пор волнует то, что происходит у нас в стране. Я пытаюсь сделать за новостями, я пытаюсь анализировать, запоминаю информацию. Это для меня важный пласт. Но мы никогда не были, скажем так, картонными, такими, как персонаж Конан­-варвар, который за один роман убил пару тысяч негодяев. Ему никого не жалко, он ничего не чувствует, он умеет махать мечом, вот и все. Мы никогда такими не были, у нас появлялись песни и о любви, и на какие­-то другие темы. Мы живем нормальной обычной жизнью. Просто первый альбом, в котором у нас появилось такое активно­-негативное отношение к происходящему в стране, увидел свет в 2005 году. Это уже хронология, но, тем не менее, там была и песня "Государство", и "Зубы", и "02", посвященная благовещенским событиям. Нас это начало парить еще тогда, и волнует до сих пор.
Мне интересно, откуда берутся такие чиновники, откуда берутся у нас такие депутаты Госдумы. Наш альбом "Нет времени для любви" -­ попытка как­-то раскачать людей, заставить задуматься о том, что нам в первую очередь стать чуть-­чуть добрее, научиться любить. Себя любить, других любить, страну свою любить. Не квасным патриотизмом, не флагами махать, не гимн слушать по два раза на дню. Каждый гражданин нашей страны любит утюжить власть предержащих, кто-­то на кухнях, кто­-то даже выходит на площади. Но мы сами­-то тоже не подарок. При любом удобном случае обмануть государство ­налоги не заплатить, украсть, счетчик накрутить.

Звуки: То есть надо начать с себя?
Тэм: Суть в очень простом ­- что для тебя есть "нормально". Когда ты понимаешь, что ты сам воруешь ­у страны, у другого человека, если для тебя это в норме вещей, то для тебя и в норме вещей, что чиновник ворует при первой возможности. Неужели командиры приходят в армию, во взвод или в роту и говорят "Так, старослужащие построились и начинают метелить новобранцев"? Откуда берется дедовщина? Это же все из общества. Давайте сами думать, давайте что­-то делать, у меня только такой призыв. Потому что на каждый угол не поставишь полицейского, тем более, где его взять, хорошо воспитанного. Полиция нам всем не нравится, но она откуда взялась? Это такие же ребята, которые росли рядом с нами, а потом решили посвятить себя службе. У нашего общества огромные проблемы. Подходить к этим проблемам можно по-­разному. Можно во всем полагаться на силу, роль и мощь государства.

Звуки: А скажи, с такой тематикой песен не возникает ли проблем с представителями власти, особенно в регионах?
Тэм: Нет, у нас свобода слова. Мне кажется, что мы настолько незначительны как явление сами по себе, в масштабах информационной бури, которая проходит сейчас на территории всего земного шара, мы настолько маленькая волна, рябь, что, скорее всего, у нас нет шансов каким­-либо образом пересечься с людьми, которые могут задать нам какие­-то вопросы или устроить каверзы. Если бы песни такого содержания начала петь, скажем, Алла Борисовна, или Филипп Бедросович, или, может быть, Иосиф Давыдович, тогда эта была бы неслабая волна. Насколько мощно сейчас выступил Макаревич со своими твитами, открытыми письмами, насколько мощно он будоражить вот эту всю инфосферу. При том, что он говорит вещи, всему остальному обществу давно понятные. Ничего совершенно нового для простых людей в этих посылах нет, они давно живут в этой ситуации. Мы тоже ничего нового не говорим в нашем творчестве. Единственное, что, может быть, отличается от обыденных обсуждений, это какая­-то образность.

Звуки: У вас все же разная аудитория: ­поклонники Макаревича смотрят телевизор и слушают радио, а ваши­, в основном, сидят в интернете.
Тэм: Вот и ответ на этот вопрос. Нет ни одного шанса, что какой­-то чиновник узнает о нас. Каким образом он наткнется на наше творчество? Кто должен прийти и заявить, что мы такие? А мы какие? Мы ничего плохого не делаем, просто высказываем свое мнение.
Есть очень странные персонажи, которые приходят в суды с очень странными заявлениями, кто­-то на соседей жалуется за wi­fi, потому что считает, что он может вызвать рак мозга. Есть очень удивительные люди. Но правовое поле, какое бы оно у нас ни было щербатое и раскисшее, имеет хоть какую­-то форму. Есть понимание, что правовое поле есть, а наши чиновники за него вываливаются. Допустим, как в ситуации с Pussy Riot. Им захотелось, и они сделали все, чтобы из этого правового поля вывалиться. Но это же случай экстраординарный ­- где мы, а где Pussy Riot? Мне не очень нравится то, что они сделали.

Звуки: Ну это скорее не музыка, а политическая акция.
Тэм: Мне все равно, как это называется, я в этом не увидел ничего положительного. Причем я понимаю, что они хотели сказать, в первую очередь, по поводу русской православной церкви и ее роли в становлении и развитии нашей страны. Просто у нас суета, много причин друг друга ненавидеть. Эти воинствующие христиане и воинствующие атеисты, которые после произошедшего активизировались, которым поотрывало планку, они не привносят в нашу жизнь конструктива. Как в вопросах веры и религии можно быть правым или неправым? Всем нужно призаткнуться и разойтись по своим углам. Кто­-то радуется, что Pussy Riot вскрыли этот гнойник, а по мне так это очень плохо, потому что мы и так скверно друг с другом ладим, и так у нас огромное количество причин друг на друга косо смотреть. Но при всем этом я считаю, что девушек наказали несправедливо, потому что можно чего угодно хотеть, или обвинять, или оправдывать, но есть закон. Давайте жить по закону ­- это единственный путь к цивилизованному обществу, когда все по правилам, все по­-честному. Ты штурмуешь на корабле Гринписа нефтяную платформу, и если в рамках закона это попадает под статью о пиратстве или хулиганстве, как бы мне ни хотелось отгородить этих людей от какого­-то сурового наказания, но если в законе так написано, то что с этим делать?
С другой стороны, мы все время видим, как люди, у которых есть власть делают что угодно с этим законами, вертят их, как хотят. Меня это бесит. Надо всем начать соблюдать какие­-то понятные, четко прописанные правила. Просто сделайте, чтобы это работало! Это элементарно, виновен - ­ получи, невиновен ­- свободен! У нас число оправдательных приговоров в судах очень мало. Это невероятно, почему все правоохранительные органы думают, что им нужно обязательно кого­-нибудь посадить? Почему, если они разобрались в ситуации и решили, что человек невиновен, это не рассматривается, как положительный результат?

Звуки: Что ты ты можешь сделать как музыкант, чтобы изменить ситуацию к лучшему? И есть ли вообще у артистов возможность влиять на поклонников своим творчеством?
Тэм: Я считаю, что творчество создаёт фон. Творчество очень разное бывает, поэтому и фоны тоже отличаются… И одни и те же события могут восприниматься совершенно по-­разному , в зависимости от того, в какой человек находится культурной среде… Так что, да, у нас есть возможность влиять, хоть и опосредованно.

Звуки: И еще ­пару предложений о последнем релизе: есть ли в нем что­-то принципиально новое по сравнению с прошлыми альбомами группы?
Тэм: Да. Звучание. Это наш первый почти акустический альбом. А в смысле идей – он о каких-то более личных вещах – о любви, о счастье. Это всё очень субъективно. Поэтому мы просто размышляли, рассказывали о каких­-то своих наблюдениях, и теперь, когда уже немало концертов тура позади , могу сказать, что многие наши слушатели согласны с тем, о чём мы рассказали…

Lumen. Презентация альбома "Нет времени для любви"
Москва, Главклуб
6 и 7 декабря

Санкт-Петербург, клуб "Космонавт"
20 и 21 декабря

04.12.2013, Анна ГАВРИЛОВА (ЗВУКИ РУ)

LUMEN - свежие публикации:

Сайт: lumen.ws

LUMEN

Дата образования:

1 января 1998