В Москву и Петербург приезжает Уэс Эйсолд (Wes Eisold), в прошлом активный игрок американской хардкор-сцены, а ныне лицо дарквейв-проекта Cold Cave, издатель книг Бойда Райса (Boyd Rice) и Дженезиса Пи-Орриджа (Genesis P-Orridge) и не последний человек в мире современного искусства. Звуки позвонили Эйсолду в Лос-Анджелес, чтобы расспросить его о прошлом и настоящем.
Звуки: Cold Cave - ваш не то пятый, не то шестой проект, зависит от того, как считать. С каким настроением вы его запускали? Было воодушевление или скорее "а, ладно, что я теряю, все ошибки, какие можно было сделать, я уже совершил"?
Уэс Эйсолд: Нет-нет, какие там ошибки. Думаю, что я больше не хотел играть в группе, эта идея исчерпала себя. Так что когда я начал Cold Cave, я ничего заранее не планировал, просто хотел уйти от формата группы и собрать воедино все, что мне, как музыканту, хотелось сделать. Все, что я не смог реализовать до того.
Звуки: Вы начинали в тусовке хардкор-панка. И это какая-то повторяющаяся история: человек играет хардкор, потом устает от его однообразия, выходит из движения, но при этом остается верным принципам DIY. Это то, что произошло с вами?
Уэс: Да, наверное. Дошел до точки, когда стало ясно, что в группе я занимаюсь совсем не тем, что мне интересно. Мы сказали все, что хотели сказать. По мне, так хардкор-группы - важная школа, в тот момент, когда ты действительно веришь во все это. Но через какое-то время эта уверенность улетучивается, и становится скучно.
Звуки: В чем разница между концертными Cold Cave и студийным проектом, которым, в общем-то, один занимаетесь?
Уэс: На концертах мы пользуемся кучей разных синтезаторов, показываем видео, которые сами же и монтируем. Концерты у нас довольно жесткие и энергичные - думаю, что это нам передалось по наследству от хардкора.
Звуки: Дэвид Бирн (David Byrne) в вышедшей не так давно книге "How Music Works" отмечает, как пространства с различной акустикой влияют не только на то, как музыка звучит, но и на творца. То есть зачастую музыкант, сознательно или нет, подстраивает звучание под конкретное место. Когда вы пишите для Cold Cave, вы уже думаете о том, как песня будет звучать живьем в маленьком клубе?
Уэс: Нет, разве что ритм задаю соответствующий. То, что хорошо звучит живьем, может не слишком удачно звучать на альбоме, и наоборот. Поэтому я стараюсь писать так, чтобы оставался задел для концертах. То есть получается, что о концертах я все-таки думаю, когда работаю в студии, но это совсем не главное. Минималистичная музыка вообще неплохо звучит в клубах - чем проще песня, тем лучше для выступлений.
Звуки: А вам доводилось играть в каких-либо совсем неподходящих, позорных условиях?
Уэс: О, боги, дайте подумать... Не то чтобы мне было стыдно, но я чувствую себя некомфортно, когда нам приходится выступать на спонсорских мероприятиях, скажем, каком-нибудь шоу для радиостанции, которую спонсирует крупная корпорация. Антураж должен соответствовать музыке: я не могу играть, когда рядом со сценой стоит прилавок с хот-догами.
Звуки: Через Heartworm Press вы не только пластинки, но еще и книги издаете. Как по-вашему, насколько эти два ремесла похожи - публикация музыки и книжное дело?
Уэс: Очень похожи. И не только выпуск книг и музыки - вообще все формы искусства тесно переплетены между собой. Архитектура, дизайн, книжное дело, музыка - все они не слишком отличаются друг от друга.
Звуки: Я беседовал с Бойдом Райсом год назад, и мы, помню, смеялись над тем, что нойз, который конце 70-х считался чем-то бесчеловечным, садистским и совершенно непереносимым, сегодня почти превратился в фон, звуковые обои. Им трудно кого-то удивить. Это по-прежнему важно для художника - двигать границы нормального? Это обязательная повестка дня?
Уэс: Понимаю, о чем вы. Нойз сегодня просто еще один жанр, правда же? Мне кажется, что вызов не так важен, как честность артиста. Кто-то даже может сказать, что у Cold Cave легенькая музыка. Но до тех пор, пока ты делаешь что-то честно, пока ты вкладываешь в свое дело личность, свое я, искусство остается новым.
Звуки: В этом туре с вами играют Дуглас Маккарти (Douglas McCarthy) и Гэри Ньюмен (Gary Numan). Можно сказать, что эти два человека повлияли на Cold Cave?
Уэс: Опосредованно, конечно, повлияли. Гэри Ньюмен остается важной единицей для всей электронной музыки. Что касается Дугласа Маккарти, то мне нравится то, что он сегодня выпускает, и Nitzer Ebb мне тоже всегда были симпатичны. Если подумать, они были не так уж далеки от хардкора идеологически, поэтому их музыка ужасно захватывает.
Звуки: У вас с октября прошлого года один за другим выходят синглы. Почему вы решили сделать из них сериал?
Уэс: Ну это же так клево, выпускать сингл за синглом. Записал - выпустил. Альбом - это такая зонтичная вещь, все песни должны нанизываться на одну ось. А я стал писать очень разные песни, они никак не собираются в альбом. Так что я какое-то время обожду с альбомом, хотя над ним работаю, и буду продолжать выпускать песни. Кроме того, важно оставаться на виду: внимание людей рассеивается, им все время нужно что-то новое. А когда ты год пишешь альбом, потом год с ним ездишь... Это так архаично, так глупо. В конце концов, это просто нечестно и по отношению к исполнителю, и по отношению к тем, кто любит музыку.
Звуки: Рутина страшная.
Уэс: Еще бы.
Звуки: Вы приезжаете в Москву в очень правильное время, по моим ощущениям. Еще лет пять назад синтпоп и дарквейв ассоциировались с окологотической тусовкой и вечеринками фанатов Depeche Mode, и так было многие годы. А сейчас люди действительно увлеклись жанром, стали откапывать редкий бельгийский минимал, который только на кассетах выпускался, и тому подобные артефакты. А как это происходило в Штатах? Когда вы почувствовали реальный интерес к музыке Cold Cave со стороны публики?
Уэс: Такого интереса к жанру еще не было. Где-то пять лет назад люди вдруг начали записывать одну и ту же музыку в разных вариациях, составлять сборники старого минимала, бельгийского или восточно-германского. Я стараюсь следить за тем, что делают другие группы, но не могу сказать, что принадлежу к какой-либо сцене. Я сам по себе.
Cold Cave
2 ноября - Санкт-Петербург, клуб "DaDa"
3 ноября - Москва, клуб "16 тонн"
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)