WATTICAN PUNK BALLET  "Наглое, смелое, безумное, но единственно правильное решение."

Гая Арутюнян представляет свою новую группу и объясняет, куда делись Дети Пикассо.

Гая Арутюнян, лидер-вокалистка знаменитой этно-формации Дети Пикассо и "половина" инди-дуэта Wattican Punk Ballet, усиленно репетирует концертную программу перед визитом в Москву. С Гаей мы знакомы настолько давно, что я давно перестала удивляться стремительной смене концепций и составов ее команд: электроннный Noiz Orchestra, этнические "Дети", дуэты с европейскими музыкантами и страшные детские сказки.
Новый проект Гаи и ее брата Карена предельно лаконичен и похож сразу на The Dresden Dolls, Swans и даже местами на Нину Хаген - смешно, дико, безумно и атонально. На сцене - только они вдвоем. Иногда - приглашенные участники. Иногда - дети, свои и знакомых. Форма бесконеччно меняется, остается суть: хулиганство и озорство, скрывающее очень чутких и ранимых людей, достигших в музыке многого и без сожаления отбросивших нажитое, чтобы пуститься в новое бесшабашное плавание.
Но для порядка я все-таки спрашиваю Гаю: а что там произошло с суперуспешными "Детьми Пикассо"?

Гая Арутюнян: С Детьми Пикассо случилось то, что случается с группами, которые получили все и сразу... Мы были, извините, в обойме. Объездили с гастролями всю Европу, аж до заполярной Норвегии и дикой Сардинии доехали, но мы, видите ли устали, как только почувствовали, что публика и окружение поставило нас в стойло под названием "самобытный армянский рок". Захотелось сбежать, освободиться. И мы, как мужчины, уходящие от умниц жен к шкодливым любовницам, убежали от ситуации,- точнее, отпустили ее. Наша альтистка Элина Хачатурян уехала в Женеву, а барабанщик Богдан Бобров - в Москву. И мы пустились в свободное плавание. Я писала музыку для Современного балета и выступала в джазовом проекте, а Карыч продюсировал норвежскую и русскую группу. Через несколько месяцев мы с Карычем поняли, что надо сконцентрироваться на своих идеях, собирать новый проект, искать единомышленников мы не решились.... На это ушло бы слишком много времени. И мы совершенно спонтанно посадили меня за установку и начали играть вдвоем. Надо отдать должное Карычу - ведь он, великолепный инструменталист и мультиинструменталист, - не испугался того, что я НАЧНУ играть на барабанах, не послал меня к черту, а мог бы!.. Вот так и возник Wattican Punk Ballet. Наглое, смелое, безумное, но единственно правильное решение.

Звуки.Ru: В итоге у тебя получился крайне любопытный сплав рокешника - и при этом я вижу, что он куда ближе к пост-панку 90-х, с вокалом как у Skin и с ударными как у барышни Мег Уайт. Это сам формат дуэта предполагает такую игру, или тебе просто вдруг захотелось отсечь лишнее?
Гая Арутюнян: и то и другое! После многослойных сложных и закрученных детей захотелось прямого, примитивного и мощного звучания.

Звуки.Ru: Но при этом, я вижу, на концертах все же появляются дополнительные игроки - то арфа, то ударные, то перкуссии... Маловато королевство?
Гая Арутюнян: А, да! Это особые случаи: презентация альбома, клипа, день рождение группы. Тогда хочется побаловать себя деликатесными специальными гостями. Согласись, не банально Арфа+драмс+гитара, или Саксофон+драмс+гитара, или до кучи - дети!!!! Это наша игровая площадка
Соответственно, на гастролях и регулярных концертах мы играем вдвоем.

Звуки.Ru: Дети в масках зайчиков - это очень классная ритм-секция. Вы детей каждый раз новых приглашаете, или своих эксплуатируете? И если уж вы их эксплуатируете - то почему бы не дать им в руки что-то поинтереснее и посложнее?
Гая Арутюнян: Ой, Соня, дети - это чудо! я это придумала, а потом рефлексанула.... Думаю, как я буду управлять кучей детей, они же разбегутся, не будут слушаться? Но на первой же репе я обалдела... Все смотрели в рот, ловили каждое мое слово, были совершенно загипнотизированы процессом! После первого эксперимента мамочки детей умоляли повторить эксперимент, говорили, что детки подсели на сцену. Мы повторили, усложнив задачу... они читали страшную и мистическую венгерскую сказку в унисон в то время, как мы играли.... Это был полный сюр! Этой зимой я снова их привлеку, они только этого и ждут, но в этот раз я придумала дичайший цирк для них, идем на повышение градуса! Ух!

Звуки.Ru: Супер! Мало кто из рокеров вообще целенаправленно работает с детьми.
Гая Арутюнян: Мало кто из рокеров встает с насиженного теплого местечка. Им и так хорошо. Кстати, я маски детям сама делала, в следующий раз планирую сшить им туники и сделать рожки высотой метра полтора) уже купила проволоку!

Звуки.Ru: Мне все это напоминает фильм "Там, где живут чудовища".
Как-то так получилось, что вы существуете в очень пестром мультикультурном пространстве, пишете и поете на множестве языков и превратились в окончательных граждан мира. Думаю, многие группы хотели бы колесить по Европе и работать с интересными коллегами. Что нужно, чтобы отпустить себя в свободное плавание?
Гая Арутюнян: Это вопрос из серии "Как стать счастливым".
Звуки.Ru: Да, пожалуй
Гая Арутюнян: Думаю, нам повезло, плюс упорный труд, плюс то, что от родителей и Боженьки досталось - способности, вкус, чувство меры... Но полное отсутсвие рацио и ведет нас в вечный андеграунд-независимость!

Звуки.Ru: Я говорю именно о способности перемещаться между городами и языками. Каким было самое первое трудное решение на этм пути?
Гая Арутюнян: О! тут вступает в силу наша генетическая память. Мы оказались эмигрантами в третьем поколении. Наши прабабушка и дедушка бежали во время войны с Турцией в начале 20 века из западной Армении, которая сейчас является территорией Турции. Наши родители в 70-е годы переехали в Москву, а мы теперь туточки... Я как-то этому не удивилась, хотя никогда не планировала уезжать из Москвы. Просто с детства знала, что когда-то и нам придется повторить родительский опыт.

Звуки.Ru: Ты сейчас на скольких языках поешь - на четырех?
Гая Арутюнян: Да. Самое сложное - ЯЗЫК. Это основа. Помнишь, что сказал Довлатов, когда жена пертащила его в Америку?... "Человек без языка теряет 80 процентов своей личности".

Звуки.Ru: Ну, венгерский по части трудности усвоения - это вообще рекордно сложный язык!
Гая Арутюнян: Я говорю... Ну, "говорю" - это громко сказано (хотелось бы рассуждать свободно на каком-нибудь языке кроме русского о палитре и светотенях в фламандской живописи эпохи Возрождения)... Я не говорю, а болтаю на венгерском, английском, немного армянском, а говорю и думаю на русском. А мне кажется, когда язык нравится, ласкает ухо, то легко выучить даже японский, или фарси! Венгерский мне люб.

Звуки.Ru: Кстати, как насчет переезда в Японию или в Иран? :)
Гая Арутюнян: Да-а-а, это будет тройной тулуп, или как обычно, спонтанное решение! Все может быть... все! Я мечтаю поехать в тур в Японию.

Звуки.Ru: Вот будет номер, если в итоге вы с Карычем обоснуетесь где-нибудь в Киото! Жаль только, что при этом в Москве ты почти не бываешь...
Гая Арутюнян: да, не бываю. Для меня это город со старой фотографии в альбоме... Сама не пойму, как так вышло: я законсервировала Москву такой, какой запомнила, какой любила, и не желаю узнавать ее новую, боюсь разочароваться!

Звуки.Ru: Мне кажется, сейчас Москвой снова можно начинать очаровываться. У нас тут очень драйвово!
Гая Арутюнян: Ой, да, я кое-что узнаю из Facebook, потому что телек не смотрю, новости читать скучно, или грустно, поэтому многочисленные бури в стаканах воды доходят и до меня.

Звуки.Ru: И как тебе все это, со стороны? Какими ты ожидаешь нас увидеть?
Гая Арутюнян: Знаешь, Сонечка, большое видится на расстоянии. Интересно: когда мы жили там, то есть были в контексте, то я не отделяла великую Русскую культуру от современной России, а теперь - это для меня две отдельные субстанции. Культура - это нечто гигантское, безусловное, гениальное, а страна в том виде, какой мы ее сейчас имеем,- это во многом абсурд, несуразица. Богатейшая, величайшая страна, а в таком нелепом положениии - так это выглядит со стороны. Я имею в виду и Pussy Riot, и Навального, и выборы президента, и контроль массмедиа, и суды и ЖКХ... все вкупе. Видишь, насколько я осведомлена!

Звуки.Ru: Вижу-вижу! Но я также вижу, что именно сейчас появляются самые невероятные и смелые культурные проекты, каких я не видела еще, наверно, с конца 90-х.
Гая Арутюнян: Поделись, плиз! Какие проекты? Хочу все знать! У нас все спокойно в социалке, потому и нет никаких всплесков в культуре. А что у вас? кто? Обломов? Нойз? Полозкова?
Звуки.Ru: Да на одной только главной странице Звуков сейчас - Наадя, Скворцы Степанова, Есть!Есть!Есть!, Краснознаменная дивизия имени моей бабушки, да их полно!
Гая Арутюнян: А почему я о них не знаю? Как о них узнавать?

Звуки.Ru: На Звуках есть рубрики "Ниже радара" и "Обратный отсчет" - мы там каждую неделю выкладываем что-нибудь клевое со всего мира! И есть же еще знакомый тебе Avant, и Афиша...
Гая Арутюнян: Да? а я в новостях у вас вишу время от времени, оказывается "Ниже радара"! Поняла, спасибо!

Звуки.Ru: Знаешь, касательно культуры у меня основной вопрос - какой культуры часть вы? Скорее, европейской ведь? Но вас ведь реально так много!
Гая Арутюнян: Насчет культуры - я думаю, Бытие определяет сознание. Мы являемся частью той культуры, в которой обитаем в данный момент времени + наши корни. Корни - это наша конструкция, стержень.

Звуки.Ru: Давай, я напоследок тебе задам самый неудобный вопрос?
Гая Арутюнян: Я бы удивилась, если бы Соня - да без неудобного вопроса!

Звуки.Ru: Вот, смотри: пока вы в Москве и Венгрии рубили этно-рок, это было очень самобытно, экзотично и с точки зрения конъюнктуры - проще всего. А сейчас вы зашли на территорию, на которой уже не один десяток лет собирает стадионы куча конкурентов из Англии, Германии и прочей Европы. На что вы надеетесь-то вообще?
Гая Арутюнян Точняк, в десятку!!!! Так в том-то и дело! Мы ведь слепыши, ведомые интуицией, даже если это алогично и не рационально, я ведь с этого и начала! Ты абсолютно права, просто тотально! А что делать, если сию секунду мы чувствуем себя свободными именно в этом состоянии. Ведь музыка-это не до-ре-ми-фа-соль-ля-си, 7 нот, это зеркало личности. Если вы думаете о пережаренной яичнице, то что вы придумаете и сыграете? То есть, чем глубже личность, тем интереснее в нее погружаться, и тем интереснее, как она самовыражается. Наша задача и потребность самовыразиться. Сейчас мы вычленили ту форму, в которой чувствуем себя органично. Хотя, скажу откровенно, когда мы начинали WPB, то не думали о конъюнктуре,- впрочем, как и всегда, а может, для своего блага и стоило бы, черт побери! Но, по сути, мы сейчас в нише, которая намного ближе по эстетике таких артистов, как The Fall, Primus, Lydia Lunch, Melvins, Scott Walker, Fantomas или Swans нежели к более популярным White Stripes или Yeah yeah yeahs. У нас важную роль играет визуализации, сценические образы, которые закрепляются за группой. То есть мы все таки субкультурная, нишевая и концептуальная группа, а у таких групп - более преданная аудитория. Вот так я думаю.

Звуки.Ru: А ты рассчитываешь увидеть на московских концертах преимущественно тех, кто тебя помнит еще по "Детям", или тех, кто хочет услышать совершенно новую команду?
Гая Арутюнян: И тех и других, и просто интересующихся свежей кровью. Как ни крути, поющих барабанщиц и сверхъестественно крутых гитаристов раз-два - и обчелся, без ложной скромности. Не так ли?

Звуки.Ru: Это верно! И, если можно, коротко представь нам свои новые песни, которые мы покажем людям на Звуках. Чем ты вдохновлялась, когда их писала, как вы их записывали?

Гая Арутюнян: Начну с песни Little Girl...

Звуки.Ru: Которая, прямо скажем, дает портрет довольно странной маленькой девочки-убийцы!
Гая Арутюнян: Альбом и цельный и эклектичный одновременно. Это первый эксперимент с английским. Английский оказался очень возбуждающим, драйвовым. А вдохновлялись мы исключительно музыкой 70х... Ой, Сонечка, меня сейчас режиссер убьет, мне надо идти, целую, приходите на концерт!

Wattican Punk Ballet
Презентация альбома "Playground"

Москва, Клуб 16 Тонн
Четверг, 19 сентября, 20:00

Санкт--Петербург, клуб DaDa
Пятница, 20 сентяюря, 20:00

Wattican Punk Ballet : Playground
Дебютная запись нового проекта Гаи и Карена Арутюнян - экс-участников группы Дети Пикассо »

12.09.2013, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)