ONEOHTRIX POINT NEVER  Цифры после точки

Первый альбом Oneohtrix Point Never, записанный для лейбла Warp Records, вызывает неожиданные ассоциации с ранней сэмплерной электроникой, когда памяти хватало секунды на три-четыре.

Лейбл Warp вновь применил свою излюбленную тактику середины девяностых (то есть тех времен, когда Warp Records и заработали репутацию новаторов и трендсеттеров) и подписал электронщика уже состоявшегося, но при этом по-прежнему перспективного. В самом деле, обладатель русской фамилии и американского паспорта Дэниел Лопатин (Daniel Lopatin) сейчас котируется примерно на том же уровне, на каком чуть меньше двадцати лет назад котировались Ричард Джеймс (Richard James), Майк Парадинас (Mike Paradinas) или Том Дженкинсон (Tom Jenkinson). На его счету уже есть пара альбомов, замеченных не только узким кругом «гиков», но и изданиями вроде Guardian, The Observer, XLR8R и Pitchfork. А совсем недавно Лопатин озвучил фильм Софии Копполы «Элитное общество», что тоже можно считать пропуском в большой мир.

Содержательно диск «R Plus Seven» находится где-то на полпути между гармонически выстроенным ретро-эмбиентом альбома «Returnal» и резкими и неровными лоуфай-коллажами пластинки «Replica». На месте осталась коллажность и стремление собирать собственные треки как мозаику из коротких фрагментов, но звучание по сравнению с «Репликой» стал заметно чище, а гармоническая структура – чётче и яснее. Ближайшие ориентиры для сравнения оказываются весьма неожиданными – это ранние записи The Art Of Noise и «Zoolook» Жана-Мишеля Жарра (Jean-Michel Jarre). То есть музыка из тех времен, когда новейшим изобретением был сэмплер (или «музыкальный компьютер», как его тогда называли) CMI Fairlight, а памяти в нем хватало секунды на три-четыре. Отсюда и маленький размер «звуковой гранулы».

Самая показательная вещь в этом плане – «He She», где мелодия строится из сыгранных на разной высоте вокальных гласных «э», «и», «а», «у», её поддерживает сэмплированный звук какого-то из восточных щипковых инструментов, а контрапунктом выступает синтетическая флейта. Весь набор звуков явился к нам прямиком из 1984-го. «Inside World» напоминает «Zoolookologie», который разложили на мелкие детали и сложили из них нечто бесформенное – из нервной и не слишком музыкальной пульсации отрывистых сэмплов то и дело вылезают скрипичные мелодии, звучащие абсолютно сами по себе, никак с остальной музыкой не взаимодействуя. Но чем дальше, тем картинка становится стройнее. В «Zebra» уже появляется вполне заметный танцевальный грув (созданный при этом без единого перкуссионного звука) и даже явно хитовые поп-мелодии. «Problem Areas» отсылает нас куда-то к ретро-электронике Tangerine Dream, но опять же сыгранной не породистыми аналоговыми машинками, а чем-то ранне-цифровым и по-своему очаровательным. Наконец, «Chrome Country», где главную тему исполняет «хор» из синтезатора-самоиграйки, вполне подошла бы в репертуар The Future Sound of London (если бы не слишком тяжеловесный хаммонд, внезапно перетягивающий на себя всё внимание в конце).

Возможно «R Plus Seven» с чисто композиционной точки зрения и так безупречен, как «Returnal», но работа со звуком этот недостаток полностью компенсирует. Да, это вполне бесцеремонное ретро, но в прошлом Лопатин внезапно отыскал ту линию, за переосмысление которой до этого момента толком никто не брался.

Альбом "R Plus Seven" выходит 30 сентября на Warp. Послушать его целиком можно на сайте NPR.

23.09.2013, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ONEOHTRIX POINT NEVER - свежие публикации:

Сайт: www.pointnever.com

ONEOHTRIX POINT NEVER

Дата образования:

1 января 2007