На фоне летнего московского фестивального бума концертная программа осени не блещет громкими именами, но по-прежнему отличается чрезвычайной плотностью. Даже с учетом того, что афиша по состоянию на 26 августа не охватывает и половины осенних событий, выбор, как провести вечер, порой оказывается непростым.
По обыкновению, в осенней программе довольно много «проверенных бойцов» - музыкантов, приезжающих сюда с концертами во второй, третий, пятый и так далее раз. И дело тут не в том, что к нам постоянно катаются одни и те же, а в том, что за годы концертного раздолья добрая половина западных артистов уже успела перейти в разряд проверенных, а найти человека, еще не успевшего поиграть в России, уже не так и просто.
Сьюзен Вега (Suzanne Vega) (18 октября, Arena Moscow) в России на особом положении, она входит в узкий клуб звезд, успевших поиграть в Москве еще в девяностые. Её нынешние гастроли – вроде бы без особого повода. С момента последнего приезда в Россию в 2009-м она почти не издавала новой музыки, а лишь старательно приводила в порядок свой бэк-каталог, поделив все песни на тематические компиляции из серии «Close-Up» (на данный момент их вышло четыре). Однако и тут не обошлось без ранее не выходивших песен, так что при желании американка может кое-чем удивить.
Ирландские пост-рокеры God Is An Astronaut на фоне Сьюзен Веги смотрятся почти новичками, однако в России уже успели побывать с полдюжины раз, и всегда собирали аншлаги. Теперь «Астронавты» везут к нам программу нового альбома «Origins», который выходит 16 сентября. Концерты в Москве (Москва HALL, 2 ноября) и Питере (Аврора, 1 ноября) завершают европейскую ветвь их турне. И раз уж речь зашла о пост-роке, нельзя не упомянуть презентацию нового альбома московской группы Mooncake (18 октября, Москва HALL). Над пластинкой москвичи работали почти четыре года и, судя по тому материалу, что уже можно послушать в сети, идея повозиться с материалом подольше себя оправдала.
В «Доме» по обыкновению звучит много экспериментального джаза, и сезон здесь открывается парой концертов хорошо знакомых персонажей. Регулярные гости фестиваля «Музэнерго» швейцарцы Plaistow (6 сентября) – один из самых ярких молодых составов, балансирующих на грани джазовой импровизации и академического минимализма в духе Стива Райха (Steve Reich) (в каком-то смысле Plaistow продолжают идеи австралийцев The Necks). Американский пианист Мэтью Шипп (Matthew Shipp) на этот раз сыграет дуэтом с бразильским саксофонистом Иво Перельманом (Ivo Perelman) (12 сентября), и тут нас ждёт самый настоящий фри-джаз. Стоит добавить, что Шипп и Перельман подписаны на лейбл Leo Records, недавно проводивший здесь собственный фестиваль, и за последний год выпустили сразу три совместных альбома.
Список «проверенных» завершает совсем еще юная певица Emika, обладательница рекорда по количеству концертов в России за последние два года (по этому поводу даже ходили шутки, что англичанка купила здесь квартиру). Эмика по-прежнему «катает» по миру программу альбома “DVA” (и снова русский след) – буквально пару месяцев назад её смесь техно, бас-музыки с печальным вокалом гремела на фестивале Park Live, а 25 сентября Эмика даёт сольник всё в том же клубе Москва HALL.
Еще один давно и хорошо знакомый москвичам электронщик, Люк Вайберт (Luke Vibert) обещает заехать в «Солянку» 1 ноября. Вопреки привычке устраивать выступления в виде долгих и угарных рейверских диджей-сетов, на этот раз Люк обещает лайв, что как минимум интересно.
Editors пока рано записывать в «почти местные», но москвичам они знакомы уже очень хорошо. Три года назад в жару и смог Editors отыграли довольно мощный сет на главной арене «Пикника Афиши». И хотя без хитов вроде «Munich» дело явно не обойдется, в «Известия Холле» 1 сентября у нас есть шанс увидеть совсем другую группу. Тогда был пост-панк и очень электронный по звуку альбом «In This Light And On This Evening», сейчас группа развернулась на 180 градусов и на недавней пластинке «The Weight Of Your Love» демонстрирует почти что американский мейнстрим-рок по заветам Брюса Спрингстина (Bruce Springsteen) начала восьмидесятых.
Но главная радость осени – разумеется, премьеры. И пожалуй, самая важная из них – приезд в Россию калифорнийского девичьего квартета Warpaint (13 ноября, Москва HALL). Пару лет назад американки фигурировали в числе главных открытий крупных европейских фестивалей, однако до России добрались только сейчас. Их главный козырь – умение звучать одновременно драйвово и изысканно. Они удачно совмещают мечтательность дрим-попа восьмидесятых, сумрачный пост-панк в духе Siouxsie and the Banshees и плотную, почти пост-роковую стену гитарного шума.
Сразу два интересных проекта сыграют на мероприятии, которое промо-группа Stop The Silence устраивает 16 ноября (площадка пока не объявлена). Уилл Уизенфельд (Will Wiesenfeld), он же Baths, прописан на лейбле Anticon, однако назвать его музыку хип-хопом язык не поворачивается. На привычные для «антикона» рваные ритмы американец кладёт хрупкие и эмоциональные песни, склоняясь то к чиллвейву в духе ранних Toro Y Moi, то к нью-соулу, то и вовсе куда-то в сторону Arcade Fire. Вместе с ним в Москве сыграет калифорнийский проект oOoOO, уже выступавший в наших краях пару лет назад. Не так давно Крис Декстер (Chris Dexter) и помогающая ему певица считались пионерами витч-хауса и издавались на лейбле Tri Angle. Однако свой дебютный альбом издали самостоятельно, да и звучание их похоже скорее на упаднический чиллвейв.
Вообще, мрачная электроника вполне тянет на статус главной темы концертной осени 2013. 7 сентября в Artplay приезжает американец Уильям Басински (William Basinski), мастер медитативных плёночных лупов, звучащих так, будто где-то за бетонной стеной репетирует симфонический оркестр. А ближе к зиме, 23 ноября (и снова площадка пока не анонсирована) намечается шоукейз одного из самых ярких лейблов 2010-х – лондонского Blackest Ever Black, каждая пластинка которого годится на саундтрек к фильму ужасов. В составе делегации ветеран дарк-эмбиента Lustmord с аудио-визуальным шоу по мотивам нового альбома «The Word As Power», а также лайв британского дуэта Raime, с чьих записей и ведет отсчет история лейбла.
Мрачную тему отлично продолжает второй за месяц визит в Москву Джастина Броудрика (Justin Broadrick), приложившего руку чуть ли не к двум десяткам проектов от death-металлической формации Napalm Death до электронного шугейза Pale Sketcher. На этот раз Джастин едет к нам с пост-металлическим трио Jesu, у которого как раз на подходе новый диск «Every Day I Get Closer to the Light From Which I Came».
Наконец, в списке жанровых тэгов к московским концертам снова появился трип-хоп, и это не может не радовать. Оба мероприятия для любителей неторопливых ритмов пройдут в «Тоннах» в середине октября. Сначала в Россию приезжает канадский дуэт Elsiane (18 октября), затем – продюсер-одиночка из Портленда, именующий себя Emancipator. Обоих отличает нежный звук c обилием живых инструментов в аранжировках, а канадцев – еще и женский вокал, похожий одновременно на Скай (Skye) из Morcheeba и Долорес О'Риордан (Dolores O'Riordan) из Cranberries. Еще один примечательный факт о группе Elsiane в том, что музыканты сами организовывают собственные гастроли и очень любят играть в странах, которые трудно назвать сосредоточением мировой музыки. Из родной Канады Элсиэйн Каплетт (Elsieanne Caplette) и Стефан Сотто (Stephane Sotto) уже успели добраться и до Польши, и даже до Грузии.
Читайте также:
Поп-концерты осени
Джазовые концерты осени
Рок-концерты осени>
Электронные концерты и танцевальные вечеринки осени
1963 – Родился Джеймс Лабри, вокалист американской рок-группы Dream Theater . Также Джеймс является участником True Symphonic Rockestra »»
J.B. LENOIR (1929)
Delia DERBYSHIRE (1937)
Johnnie TAYLOR (1938)
Tammy WYNETTE (1942)
РАФАЭЛЬ (1943)
Bill WARD (1948)
Martin SIMPSON (1953)
Ian MCCULLOCH (1959)