ЖАБЕР  "Я уже больше не хаваю от панка..."

Звуки.Ru побеседовали о том, что такое "панк" и чем живут настоящие панки, с одним из старейших и ярчайших представителей этого движения в Москве - Жабером.

Незадолго до большого сольного концерта в Парке им. Горького, пожалуй, самой популярной на сегодняшний день панк-роковой команды, Короля и Шута, мы побеседовали о том, что такое "панк" и чем живут настоящие панки, с одним из старейших и ярчайших представителей этого движения в Москве - Жабером.

Звуки.Ru: Как и когда для тебя началось увлечение панком?
Жабер: Это было давно. Ведь человек растет: сначала он маленький ребенок, а потом по мере роста начинает задумываться, кто он, что он, кем он будет... Я начал задумываться примерно в 13 лет, годам к 15-ти дошел до этого. Естественно, о панке я узнал впервые из газет, из советской прессы, самой что ни на есть центральной. Тогда я понял, что я и есть это явление - панк.

Звуки.Ru: Многие ассоциируют панков только с тупыми, вечно пьяными и бездельничающими подростками. Общаясь с тобой, этого не скажешь.
Жабер: Видимо, для этих тупых и пьяных подростков панк - это временное явление. Они совсем никакие не панки, а просто гопники, принявшие определенный облик и, прикрываясь этим обликом, хулиганящие на улицах. О панке же они знают ровно столько, сколько ныне фашиствующие "скинхеды" о настоящих "скинах".

Звуки.Ru: Чем ты занимаешься в повседневной жизни?
Жабер: Творчеством! Однажды, в сентябре прошлого года, в ответ на подобный вопрос офицера ФСБ я сказал: "Занимаюсь творчеством, собираю грибы и сдаю пушнину..."

Звуки.Ru: А если серьезно?
Жабер: Всем понемножку. В основном, сейчас занимаюсь видео и дизайном настоящей панк-одежды.

Звуки.Ru: Для продажи или только на заказ?
Жабер: В принципе, делаю на заказ, но, в основном, себе. Так сказать, собираю свой гардероб, такую своеобразную коллекцию, хотя мне многие предлагали устраивать показы разные и т. п. Но это же не настоящая коллекция одежды, а просто мои прикиды, мой личный гардероб. Может быть, я и двинусь в эту сторону, когда-нибудь...

Звуки.Ru: То есть создашь некий музей панка?
Жабер: А я и в данный момент работаю в музее научным сотрудником. В Центральном государственном музее современной истории России, что на Тверской, 21. Делаю там выставку.

Звуки.Ru: Видео ты снимаешь для каких-то определенных передач?
Жабер: Я делаю свои передачи, для себя, но телевизионщики иногда пользуются моими съемками. Например, когда умер Свин (Андрей Панов, лидер группы Автоматические удовлетворители) , то оказалось, что ни у кого нет его съемок. Тогда пресса обратилась именно ко мне. Например, Андрей Стрелков из "Башни" по моим материалам сделал две программы про Свина.

Звуки.Ru: Денег за это заплатили?
Жабер: Обещали, но, как водится, "кинули". Я тогда снял концерт памяти Свиньи, который проходил в Коммуне им. Джерри Рубина, и к этому добавил свои старые съемки. Я его снимал уже давно, и на концертах, и в быту, хотя он очень не любил сниматься. Но, поскольку мы были давно знакомы и в чем-то являлись единомышленниками, то мне это было позволено, лично им.

Звуки.Ru: Ты упомянул про клуб им. Джерри Рубина. По-моему, подобного рода клубов больше в Питере, чем в Москве?
Жабер: Может, в Питере и есть, я не знаю, но в Москве такого второго клуба точно нет. Есть похожие по музыкальной направленности, но они все равно держатся на какой-то коммерческой основе. А этот - нет!

Звуки.Ru: То есть настоящий панк коммерцию не принимает? Но жить-то на что-то надо?
Жабер: Нет, панки, конечно, тоже хотят кушать. Если бы у нас было такое же гуманное общество, как на Западе, когда человеку, которого не берут на работу из-за его внешнего вида, платят пособия... А у нас, ввиду отсутствия подобной практики, иногда поэтому и приходится "собирать грибы и сдавать пушнину".

Звуки.Ru: Какие группы ты любишь из наших и западных?
Жабер: Я разделяю еще и Америку с Европой. Я, конечно, не знаю названий испанских или французских групп, которые слышал, и мне даже нравилось. Про них я затрудняюсь что-либо сказать, но, скажем, из немецких мне очень нравится Нина Хаген (Nina Hagen, из английских - понятно, Sex Pistols, Clash, Ramones и еще много других.

Звуки.Ru: А Offspring?
Жабер: Только некоторые песни, в основном, ранние. Сейчас это более коммерческая музыка.
Из наших мне нравятся Чудо-юдо и Пурген. У "Чудо-юдо" есть такая фишка - выступать раз в год и не надоедать поэтому. Я считаю, что это правильно.

Звуки.Ru: Возвращаясь к ранее сказанному, а кушать тогда на что?
Жабер: Музыка для них - это не средство зарабатывания денег. Мое видео - это тоже не зарабатывание денег. Если я и беру с кого-то, то только на кассеты. Я не имею "мерседеса", даже "запорожца", моей камере уже 7 лет, через три года будет 10. Я даже ее не окупил.
Просто я пытаюсь что-то делать. Я считаю, что я перешел уже на такой уровень в панке, что я не "хаваю", не беру что-то от него, а, наоборот, даю этому движению, что могу. Не сразу и не каждый человек может это понять. Он даже и не знает пока, что он может давать движению. Изначально я понял, что я даю движению хотя бы свою поддержку, а потом понял, что надо чего-то большего. Я своим видом показываю, как панк должен ходить. Я сейчас разделяю панков на три категории: какие они ходят, какие они должны ходить и какими они хотят ходить. Это касается и одежды, и идеологии.

Звуки.Ru: А себя к какой категории относишь?
Жабер: Какими должны быть. Я, конечно, не считаю себя "вершиной совершенства", но со временем я все больше и больше совершенствуюсь: и в самопознании, и выявлении тонкостей этого течения.
Причем я "врубаюсь" в это не "сидя на помойке", как многие думают. Панк может позволить сидеть на помойке, когда хочет кого-то эпатировать, он сам себе позволяет это делать. А когда так говорят другие, то они не имеют права этого делать, потому что они этого не понимают и не знают. Они знают только то, что пишут: "панки - это грязные уроды, которые месяцами не моются, ходят в грязной и рваной одежде" и т. д. Поэтому и молодое поколение думает так же. А знаете, сколько приходится истратить мыла, шампуня, лака и пр., чтобы сделать такую прическу? Панк же должен поддерживать свой имидж.
Есть такое старое выражение, что, если человеку долго говорить, что он свинья, то он не захрюкает от этого. Так и здесь: если все считают, что панки должны быть грязными уродами, а я хожу чистый, то я какой-то особенный? Нет, я обычный панк. Просто те, кто ходят немытыми и грязными, видимо, не доходят или не ходят доходить своим умом до понимания этой истины.

03.06.2000, А-лена (ЗВУКИ РУ)