Девиз ╚алисовского╩ концерта ╚Я не червонец, чтобы нравиться всем╩, намного более соответствовал мероприятию, прошедшему в Горбушке на следующий день √ празднованию 10-летия группы ╚Кроссроудз╩. Аудитория поклонников ритм-н-блюза в нашей стране не такая обширная, как ╚Армия ╚Алисы╩, но по степени восхищения любимой музыкой нисколько ей не уступит. Конечно, количество пришедших 27-го мая поздравить ╚Кроссроудз╩ с юбилеем заметно уступало предыдущему дню, но, что касается гостей, приглашенных на день рождения, то состав был поистине звездным: Стас Намин, Гарик Сукачев и ╚Неприкасаемые╩, Александр Ф. Скляр, Николай Арутюнов, Виктор Зинчук, Павел Кузин. К сожалению, ввиду собственных гастролей, не смогли прибыть Сергей Мазаев и Константин Никольский. О самом концерте немного позже, а пока дадим слово лидеру коллектива Сергею Воронову:
С. В.: Мое увлечение блюзом началось еще в детстве, когда я жил с родителями в Берлине и слушал только англо- и немецкоязычную музыку, чему я рад, с одной стороны, а с другой √ нет такого контакта теперь с русскоязычной публикой. На каком-то этапе мне подарили пластинку Мадди Уотерса, и с этого все и началось┘
До этого в школе были, конечно, какие-то увлечения гитарой, всякая разная музыка звучала по радио, но душа лежала уже к определенной. Скажем, ╚Rolling Stones╩ мне изначально нравились больше, чем ╚The Beatles╩. Послушав же эту пластинку, я понял, откуда у них все это взялось.
Потом я приехал в Москву, и через какое-то время мой друг Сережа Мнацаканов познакомил меня с Колей Арутюновым. Мы начали потихонечку репетировать, а потом наши пути разошлись. Я стал играть в разных других коллективах.
З. Р.: Я знаю, ты играл в группе Стаса Намина, ╚Лиге блюза╩, даже с ╚Бригадой С╩┘
С. В.: У меня уже тогда ╚дозрели╩ собственные песни, а мы в очередной уже раз разошлись с Колей Арутюновым в 88-м году. И тут мне встретился Гарик и предложил записать пластинку ╚Нонсенс╩.
Что касается Стаса, то сначала он позвал меня поиграть на гармошке, сделать такую рок-н-ролльную блюзовую программу. Мы что-то играли вместе с питерским музыкантом Димой Гусевым, таким ╚рыжим чертом╩, тусовались у Саши Липницкого на даче. А Стас мне и сказал: ╚Давай уходи со своего радио╩. Я тогда работал на немецкоязычном ╚Радио Москва╩. Мы сидели на 5-м этаже, где сейчас находится ╚Открытое радио╩, и напротив нашей ╚немецкой╩ студии была студия ╚американская╩, то есть мы ╚тусовались╩ вместе с Васей Стрельниковым, который был практически первым советским ди-джеем, ведшим музыкальные программы почти на весь мир. Я же так, просто почитывал разные ╚передачки╩. Ну, а с ╚подачи╩ Намина я оттуда ушел и стал профессиональным музыкантом.
З. Р.: Как ты пришел к созданию собственного коллектива?
С. В.: После записи ╚Нонсенса╩ я стал понемногу писать и свои песни на студии, а потом в 90-м году поехал с ╚Бригадой╩ на гастроли, где в первом отделении я в сопровождении ╚бригадовских╩ музыкантов пел свои произведения, второе же отделение работал Гарик. Так мы проехали несколько городов, но я понял, что это не выход из положения, и стал думать о дальнейшем развитии.
З. Р.: Как подбирались музыканты?
С. В.: Андрей Бутузов до этого играл в ╚Александре Невском╩, потом в группе ╚Коктейль╩. На 10-летии ╚Воскресения╩ в зале ╚Дружба╩ мы встретились с Фаготом, писавшим песни для Сапунова и т. д. Он мне и сказал, что Андрей сейчас без работы, и предложил дать ему послушать кассету с уже записанными несколькими песнями. Андрей послушал, тут же перезвонил, и мы договорились о совместной работе.
Так был найден басист, нужен был барабанщик. На ╚бригадовской╩ базе устроили прослушивание. Пришло три человека, среди которых был Саша Торопкин, игравший еще в старом составе ╚Вольного стиля╩. Он знал материал, понимал, что такое блюз, хотя и по-своему. Так мы начали репетировать втроем на безе группы ╚Мистерия-буфф╩ Бори Усачева. Постепенно я понял, что хочется, чтобы иногда было две гитары, а не одна. Все произошло опять благодаря Сергею Мнацаканову, который для нас с Колей Арутюновым просто ╚крестный отец╩ в блюзе, поскольку у него было огромное количество блюзовых пластинок, и с Колей он нас и свел. Миша Савкин присутствовал у него на дне рождения, там мы и познакомились.
Первый концерт был 30 апреля 1990 года в ДК ╚Серпом по молоту╩ вместе с группой ╚СВ╩, с которой мы тогда очень дружили. Мы выступали в качестве ╚разогревающего╩ состава. Потом мы потихонечку двигались вперед. Ну, а насколько мы продвинулись √ решать не нам.
Чтобы не быть голословной, приведу только некоторые факты из 10 летней истории коллектива:
В 1991 году "Кроссроудз" принимала участие в фестивале "Рок против террора", много гастролировала по странам Прибалтики, городам России, Белоруссии и Центральной Азии. В январе 1992 г. группа выступила на фестивале, название которого произошло от названия композиции "Кроссроудз" - "The Blues Lives In Russia" - "Блюз в России"; группа стала одним из лидеров этой акции. Популярная музыкальная газета "Джокер" назвала Сергея Воронова "Блюзмен СНГ N 1".
В июле 1992 г. группа совершает свое первое турне по Франции, а в декабре повторно посещает Париж. В конце 1993 г. в Париже, на фирме грамзаписи TREMA, выходит CD "Кроссроудз" "Between" ("Между"), композиция с которого, под названием "Diamond Rain" занимает высокие места в радио хит-парадах Франции. В 1993 г. "Кроссроудз" участвует в фестивале "Rock Summer" в Таллинне, Эстония, работая на одной сцене с командами "Faith No More", "New Model Army", а также появляется на многих других международных акциях.
В октябре 1994-го в Москву приезжает легендарная группа "Big Brother & The Holding Company", в которой пела незабвенная Дженис Джоплин, вместе с этой группой "Кроссроудз" сыграла дважды. 1-го декабря 1994 г. группа играет для великого B.B.King в баре, носящем его имя, после чего "Король блюза" сказал: "Если мне нравится как вы играете, то и всем остальным должно..."
Весной 1995 г. "Кроссроудз" с большим успехом играет в "East Club" в г.Бишофсверда (Германия). Овации публики вынудили группу играть не 1 час, как планировалось, а примерно 3 часа. В конце 1995-го группа открывает концерты Глена Хьюза (экс-"Deep Purple") в Москве. В апреле 1996-го "Кроссроудз" участвует в турне легенд британского рока "Nazareth", открывая их концерт в Санкт-Петербурге. Кроме того, группа устраивала джем-сейшны со Стингом, Ричардом Гиром и многими другими.
В августе 1996 г. "Кроссроудз" играли на фестивале в Парке Горького в одном концерте с ZZ TOP. В конце 1996 г. Сергей участвовал в открытии "Blues House" в Чикаго вместе с группой "Blues Brothers".
На концерте состоялась и презентация нового долгожданного альбома ╚Кроссроудз╩ под названием ╚Salado╩. Причем примечательна история этого названия: первоначально оно отображало лишь стиль альбома √ смешение разных жанров, такой соеобразный ╚салат╩ из песен. Впоследствии же выяснилось, что по-итальянски это означает ╚соленый╩, что вполне соответствует характеру группы, не любящей исполнять ╚сладкие╩ песни.
С. В.: Этот альбом писался давно и выпускался в течение нескольких лет, поскольку мы решили не зависеть ни от каких ╚пластиночных╩ фирм и, в итоге, выпустили его сами, с помощью друзей.
Это касается и тех музыкантов, которые помогали его записывать: покойный Леша Ермолин, Рушан Аюпов, живущий и здравствующий, слава Богу, Петя Тихонов, рыжий Макс (Лихачев, тромбонист ╚Ногу свело!╩ - прим.). Мы с ними играли еще в ╚Бригаде╩, все они мои друзья и хорошие музыканты. Наконец, хотя бы к 10-летию группы он вышел.
Помимо вышеупомянутых Пети и Рушана, сопровождавшихпрактически все выступление ╚Кроссроудз╩, в концерте выступил и Александр Ф. Скляр, исполнивший вместе с Вороновым совершенно новую песню ╚Кто-то рядом╩, для которой он, по просьбе Сергея, написал текст. Пожалуй, впервые я видела лидера ╚экстремальщиков╩, исполняющего блюз.
Из уважения к друзьям прямо из аэропорта на концерт примчался Виктор Зинчук, вернувшийся с ╚пивного╩ праздника в Ялте, но не утративший при этом на курорте своей виртуозности. Дуэт двух талантливых гитаристов получился на славу. Врочем, как и дуэт с другим гитаристом, Митей Варшавчиком из ╚Неприкасаемых╩ и ╚Черного обелиска╩, совершенно неожиданно проявившим себя и в качестве отличного блюзового музыканта. Естественно, что совместное выступление со старым другом и коллегой Николаем Арутюновым заслуживает только самой высокой оценки.
Надо отметить и высокий профессионализм приглашенных музыкантов из духовой секции, струнного трио, помогшего сыграть одну из песен в ╚акустическом╩ блоке, а также девушек √ бэк-вокалисток. Особенно праздничным получился финальный джем-сейшн, в котором приняли участие все музыканты, участвовавшие в концерте. Даже Гарик Сукачев не выдержал, присоединился к ╚подпевке╩ и даже синхронно с Арутюновым выполнил гимнастический элемент ╚самолетик╩ - очень смешно!
Впечатления после этого концерта у меня, да и у всех, остались самые положительные, по крайней мере, фраза из песни ╚День рождения √ грустный прздник╩ точно к нему не относилась.
А вот что высказали по поводу своего отношения к ╚Кроссроудз╩ и е перспективам развития блюза в России пришедшие гости.
Стас Намин: Сережа √ это гений, и группа √ супер-группа!
Николай Арутюнов, ╚Лига блюза╩: Я знаю половину группы уже 20 лет. Точнее, Воронова √ 21 год, а Савкина √ 20. Они оба играли в ╚Лиге блюза╩, Воронов даже дважды, за что я им благодарен пожизненно. Из всех русских блюзовых групп √ это самая любимая.
Сейчас, конечно, возникают новые команды, но они пока еще, к сожалению, не на должном уровне. Я очень хочу, чтобы они выросли, но пока этого нет. Я уже давно не занимаюсь вопросами глобального менеджмента, я просто делаю свое дело честно. Но, если ко мне обратятся за помощью, я всегда помогу.
Что касается перспектив развития, мне - насрать! Я все равно буду играть эту музыку и делать все, лично от меня зависящее, чтобы перспектива была. Пока буду играть √ будет перспектива, и пока ╚Кроссроудз╩ будет играть √ перспектива будет, по крайней мере, то время, которое нам отпущено природой.
Эта музыка будет всегда. Другое дело, что больших толп, к сожалению, мы не собираем, но, еще не вечер! Мы делаем свое дело, и за это нас любят люди, я так надеюсь.
Всеволод Грач, ╚Зоопарк╩: Я знаю Воронова с ╚Лиги блюза╩. Тогда мы выступали на премьере ╚Ассы╩ в 87-м году, когда я еще работал с Майком и ╚Зоопарком╩. Я очень люблю блюз, и считаю, что ╚Кроссроудз╩ очень здорово делает блюзовые стандарты, по-своему, но включая все, что угодно √ от ╚Шизгары╩ до Кобзона, как говорится. Это очень клевые ребята, одна из лучших ритм-секций в Москве, и я здесь получаю огромное удовольствие. Концерт просто обалденный!
Ребята играют, в основном, традиционную ╚черную╩ музыку, и у нее всегда будет достаточно устойчивый круг слушателей, к которым я лично отношусь. Но она менее массовая, и сравнивать ее с ╚Алисой╩, конечно, бессмысленно. Хотя Костя с Сережей в очень хороших отношениях, и Сережа на альбоме ╚Джаз╩ даже сыграл на губной гармошке. Блюз никогда не был супермассовой музыкой, это не будет собирать стадионы. Будь жив Мадди Уотерс, и он бы не собрал. Есть имена типа Клэптона, но это √ ╚белая╩ музыка, немного другая. Иногда он даже получал ╚Грэмми╩ как ╚поп-музыкант╩.
Помню такую ╚телегу╩: Би Би Кинг был первым ╚крутым╩ музыкантом, приехавшим в Питер в 77-м году. Мы были на первых двух концертах из четырех в ДК Горького, такой ╚трехтысячник╩, как и Ленсовета. Тогда еще Женя Губерман, легендарный барабанщик ╚Аквариума╩, не уехал в Голландию. И вот он отвлекал внимание Би Би Кинга, а Миша Файнштейн, басист, потрогал его гитару ╚Люсиль╩. Он до сих пор об этом рассказывает с гордостью! Это было круто.
Повторюсь, что блюз √ это не стадионная музыка. Она - камерная, драйвовая, клевая, шикарная, и ╚Кроссроудз╩ играют ее шикарно, что и говорить. Они не ╚монстры рок-н-ролла╩, они честно играют блюз, честно и классно!
Павел Кузин, ╚Браво╩: Я поздравляю Серегу от всей души. Приятно, что люди, с которыми мы уже на протяжении десятилетий знакомы, ╚колбасятся╩ по-прежнему, вне зависимости от того, трезвый он или пьяный. Народу, конечно, не так много, как бы хотелось. Но сейчас временная ситуация не очень благоприятна: в школах экзамены, в институтах готовятся к поступлению и т. д. Кстати, думаю, что, все равно, публики достаточно пришло. В принципе, неважно, сколько человек в зале, потому что ╚эта музыка будет вечной╩, я имею в виду блюз.
Я сам от блюза довольно далек. Я на этом концерте, потому что здесь мои друзья. Нет, есть и в блюзовой музыке то, что мне нравится. К примеру, очень хочу попасть на Джо Кокера. Нравится и то, что Коля Арутюнов делает. Еще придет их время.
Вот сейчас, к примеру, ╚Крематорий╩ поднялся. Я их тоже знаю года с 83-го, и только сейчас они ╚достучались╩ до широкой аудитории. Каждому свое время, имей терпение √ и ты получишь все!
Митя Варшавчик, ╚Неприкасаемые╩: В первую очередь, Серега √ мой друг, с которым я познакомился, играя в группе ╚Неприкасаемые╩. Во-вторых, я считаю, что он √ просто супер, потому что, несмотря на все эти новомодные течения, он верен ритм-н-блюзу. Это человек, который живет этим. Про себя я такого сказать не могу, что я живу в этом, но это та музыка, на которой я воспитывался как музыкант. Это было мое главное воспитание. Когда я пришел в ╚Неприкасаемые╩, я был немного ╚зажат╩, и ╚разжал╩ меня как раз Серега Воронов. Он мне объяснил, в какие ╚дали╩ нужно смотреть, куда можно ╚лететь╩ и как можно ╚зажигать╩. Я ему очень благодарен за это. Он такой как бы ╚старший товарищ╩, и при этом остается ближайшим другом.
10 лет ╚Кроссроудз╩, 10 лет ритм-н-блюзу на английском языке, в нашей стране √ это достаточно много. Серега просто молодец, что устроил для нас сегодняшний праздник. Мы же просто люди, которые немножко в этом стиле ╚догоняют╩, поэтому мы здесь. Я очень рад, что это произошло сегодня именно в ДК Горбунова, а не где-нибудь в клубе, типа ╚Свалки╩, ╚B. B. King╩ или еще чего-нибудь. Должен был быть концерт в просторном зале, и сколько человек соберется √ это неважно! Пусть их будет 30, 100, 500, полторы или три тысячи. Если бы была достойная реклама, то сегодня бы был ╚биток╩ и ╚завал╩, потому что это огромное событие.
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)