DEPECHE MODE  Live как чудо

Иррациональное предвкушение чуда не обмануло – в тот момент, когда уже никто от них этого не ждал, Depeche Mode выдали лучший концерт в своей российской истории.

Пятый приезд Depeche Mode в Россию вроде бы не вызывает каких-то особенных чувств – последний альбом далеко не феерия, да и все, кому надо, их видели, даже поколение «младодепешистов» не успело подрасти со времен «Tour Of The Universe», прошло-то всего два года. И тем не менее, есть какое-то иррациональное чувство предвкушения большого действа. Чувство, что идешь на «Локомотив» сегодня не просто ради того чтобы отметиться на концерте давно любимой группы, а чтобы увидеть какое-то пусть маленькое, но все-таки чудо.

«Локомотив» для музыки место новое, поэтому вход выходит несколько нервным – перед стадионом народ мечется между шатрами, где нужно менять браслеты на билеты, а внутри уже вовсю играют Diamond Version, которые вышли на сцену минут за двадцать до официального начала, указанного на билете. В очереди за браслетами происходит братание поколений: компания девчонок, появившихся на свет примерно во времена первого приезда DM в Россию, с явным интересном слушает истории о том самом концерте. «Сейчас вообще как-то всё спокойно, а тогда все наряженные под Дейва и Мартина были, с флагами, кричали, такой был праздник».

В фан-зоне неожиданно без давки – то ли часть билетов осела мертвым грузом у незадачливых спекулянтов, то ли билетов в кои-то веки продали разумно ограниченное число. Трибуны заполнены битком, редкие пустоты только на очень дорогих местах. Техно от Diamond Version публика встречает равнодушно – лаптоп-лайв на стадионе воспринимается как фоновая музыка, а не как нечто, требующее внимания. Пауза между разогревом и основной группой (которую заполняет примерно такое же фоновое техно) оказывается не слишком долгой, и примерно в без десяти девять на сцене появляются главные герои.

Концерт ожидаемо начинается с «Welcome To My World», первый трек с нового альбома на концерте тоже обязательно идёт первым, это традиция последних трёх турне. Вопреки опасениям, звук сегодня хорош – вокал чуть громче инструментов (было бы хуже, если бы наоборот), чуточку противного эха сзади, но всё это замечаешь, только если специально на таких вещах фиксироваться. К тому же в звуке ничего лишнего – ни паразитных басов, ни оглушительных высоких. Может даже слегка тихо, но чтобы расслышать детали именно такой звук подходит лучше всего.

Расстановка на сцене вполне традиционная – Дейв Гэан (Dave Gahan) носится по переднему краю сцены с микрофонной стойкой, стараясь занимать центральную позицию и прикрывая собой незаметного драммера. Мартин Гор (Martin Gore) чуть левее, чаще всего с гитарой, но и клавишами не пренебрегает. Эндрю Флетчер (Andrew Fletcher) в гордом отдалении ото всех стоит справа за батареей клавиш, а симметричную позицию слева занимает Питер Гордено (Peter Gordeno), перед ним Moog Voyager, Virus и еще пара неопознанных инструментов. Именно на него и ложится основная работа по части электроники. Сессионный электронщик в Depeche Mode - это, конечно, оксюморон, но Питер с группой настолько давно, что его уже пора считать полноправным её участником.

Первые впечатления – новые вещи (а за «Welcome To My World» идет еще один «свежак», «Angel») в живом исполнении звучат чуть мягче и красивее, чем в записи. Как-никак живые барабаны, да и в концертной аранжировке чуть больше клавиш, это уже не такой обескураживающий минимализм. Ну и главное – Дейв просто великолепно поёт. Чисто и как бы совсем не напрягаясь, заметно лучше, чем в прошлом туре, где он то и дело съезжал в басовитое рычание. Новые вещи, разумеется, с новыми видеопроекциями в визуальной эстетике «Дельта машины».

Первый и уже долгожданный хит «Walking In My Shoes» медленно рождается из весьма неочевидного вступления – публика взрывается рёвом лишь на фортепианных аккордах. Снова клавиш чуть больше обычного, и это хорошо, а в остальном – будто и не было всех этих «Машин», «Вселенных» и «Ангелов». Дейв по-прежнему совершает свои фирменные трюки со стойкой – физподготовка не хуже вокальной. Любимая поза Гаана-2013 – схватить стойку и резко выгнуться назад, продолжая петь. На лице многовато грима (можно бы, наверное, уже не стесняться своих пятидесяти), в общем облике появилось что-то от Фредди Меркьюри (Freddie Mercury), но очевидно, что Гэан в порядке – в таком порядке, в каком не бывал как минимум со времен «Exciter tour», а то и раньше.

«Precious», разбавленная пульсирующей синтезаторной линией, превращается в печальное диско. Экран, чем-то похожий на перекошенную звезду Давида, показывает трогательное видео с собачками. Это вам не корбайновский сюрреализм, но эмоционально подходит ничем не хуже. В момент, когда Март выводит на гитаре свой фирменный запил, они с Дейвом встают спина к спине, и Гэан приветствует боковую трибуну.

«A Brief Period Of Rejoicing» - до боли знакомый вокодер громыхает в притихшей чаше стадиона. Мурашки по коже - да это же «Black Celebration»! Обновленная версия а-ля “Exciter Tour”. Обожаю эту вещь, обожаю среднетемповый, почти трип-хоповый грув, который DM обрели в середине девяностых. Не в меру спокойная фанзона постепенно оживляется и уже хором поёт припев. Публика здесь в массе своей «олдовая» и крайне доброжелательная - агрессивного пролетарского фанатья с «маяка» девяностых (которое было заметно даже на Recoil несколько лет назад) не видно совсем. То ли растворились в общей массе, то ли мутировали в довольно чинных дядечек с жёнами, пузиком и пробивающейся лысиной.

На каждом большом концерте есть момент, когда ты перестаешь смотреть на него глазами наблюдателя, будто всё это происходит на видео, и включаешься в процесс, становясь его участником. В этот раз такое случилось на «Policy Of Truth», причем случилось с первыми же нотами вступления сингловой версии – намеренно удлиненного, дабы растянуть удовольствие. Исполнение – блеск, DM девяностых во всей красе, высшая точка пока еще недолгого концерта. Ну и после «Should Be Higher», превращенной почти в даб-техно с долгим эхом на вокале, еще один сюрприз – «Barrel of a Gun»! Март выводит соляки на гитаре в форме звезды (нарядные гитары в этом году, кажется, вместо шапочек и крылышек), а Дейв исполняет совершенно исковерканную мелодию, делая песню нервной и атональной в духе «Delta Machine». К счастью к середине «Barrel» всё же мутирует в первоначальный вид, и я наконец могу насладиться одной из любимых композиций.

Выложившийся Дейв уходит со сцены и наступает бенефис Мартина. Взяв в руки акустическую гитару (а меняет он их чаще, чем Мадонна наряды), Март исполняет первый куплет от «Higher Love» (и снова – кто бы ждал!), после чего песню подхватывает вся группа. Восторг. Всё же новые, видоизмененные версии – совершенно обязательная часть концертов Depeche Mode, а здесь, в отличие от пары прошлых туров, такие «пасхальные яйца» в каждом втором треке. Знатно парни подготовились.

То, что происходит дальше, уже не поддаётся рациональному анализу. Март остаётся наедине с Питером Гордено, который исполняет до боли знакомые ноты – с ума сойти, это «But Not Tonight», восхитительный поп-хит, запрятанный на би-сайд сингла «Stripped» и не игравшийся до этого тура вообще никогда! С голосом у Марта никогда не бывает проблем, но сейчас он тянет ноты как оперный тенор. Браво. А в конце происходит то, чего, как мне казалось, в Москве случиться не может в принципе – 30-тысячный стадион зажигает фонарики и под дирижерские движения Марта подхватывает финальные ноты песни и этот акапелла-хор звучит еще минуты три. Лицо Мартина в этот момент выражает абсолютное счастье – как же хорошо, что DM приехали к нам в начале тура, кажется, их самих сейчас прёт не меньше, чем нас, зрителей.

«Heaven» с чудесным видео (если это и не Корбайн, то очень похоже) оказывается этаким мостом между акустикой и танцами, после чего одновременно начинаются дискотека и дождь. «Soothe My Soul», «A Pain That I’m Used To» в версии от Стюарта Прайса (Stuart Price) и «Question of Time» (такая же, как и всегда), где Дейв настоятельно требует у публики петь припев и в конце концов добивается своего. Минут десять фан-зона героически мокнет, но потом всё же сдается и открывает зонты, закрывая обзор стоящим сзади. Теперь смотреть на сцену уже без толку, но можно потанцевать.

Пришло время обязательных номеров. «Enjoy The Silence» поначалу крутится вокруг старого доброго «Hands And Feet Mix» (и тут уже публика блестяще поёт припев за Дейва, прямо как в «101» или «Devotional»), а во второй половине привычно уходит в свободные импровизации. Вместе с мартиновской гитарой-квакушкой, Питер Гордено выдает клавишное соло, злое и агрессивное как последние вещи – именно по этому куску можно с полной уверенностью определить год исполнения песни (а звучит она практически на каждом концерте с момента написания). Дождь прошёл, а парочки, впервые увидевшие «Enjoy The Silence» в новогоднем телеэфире с 1989 на 1990-й, утирают слезы.

Нарочито заторможенная блюзовая импровизация это, конечно же, «Personal Jesus», только основная масса народу понимает это лишь к появлению знакомых нот. Аранжировка совершенно новая – первый припев (а начинается песня именно с припева) так и звучит вдвое медленнее оригинала и лишь к третьей минуте, измучив зрителей до предела, DM взрываются долгожданным «Reach out and touch faith». Тут есть всё, и так знакомое дейвовское «Hey, I can’t hear you» перед тем, как зал хором подхватит то самое «Reach out», и совсем новые, незнакомые соло Мартина. Хороши, хороши в этот раз аранжировки.

Финалом основного блока становится свежая «Goodbye», но DM даже не делают вид, что всерьез собираются уйти. Вскоре на сцене снова появляется дуэт Мартина Гора и Питера Гордено. Акустическая «Home» прекрасна – насколько не люблю эту вещь в записи, настолько же она хороша живьем, что в акустике, что полным бэндом. Снова фонарики, снова хоровое пение, а вышедший на сцену Дейв как заправский конферансье представляет: «Леди и джентельмены! Мистер Мартин Л. Гор!».

Бомбардировка продолжается. «Halo» в оркестровой версии от Goldfrapp – последнее, чего ждёшь на концерте Depeche Mode, но вот поди ж ты. И как звучит! Этакая хмурая мистика на закате. Чума, чума полная. Без вопросов лучший трек концерта. Еще бы сама Элисон из-за кулис вышла спеть свой кусок… Публика взирает на происходящее в полном оцепенении. «Just Can’t Get Enough» после такого – очевидный удар ниже пояса, но что ж делать, пляшем! Справа стоят отец и сын-хипстер, который при первых же звуках песни, появившейся задолго до его рождения, пускается в безумные прыжки а-ля медведи-гамми. Чего только не увидишь на концерте любимой группы! Аранжировка «JCGA» - расхлябанная, сильно осовременееная и с кучей живых клавиш. Почему-то вспоминается до жути смешная версия от Charly Lownoise & DJ Mental Theo. Минуты славы в этой песне удостаивается самый незаметный человек этого концерта – «The one and only mister Andrew “Fletch” Fletcher», как его представляет Дейв. Исполняя соло, Флетч самозабвенно крутит ручку фильтра на своём «вирусе», а Дейв трогательно подносит к его синтезатору микрофон, будто бы звук в самом деле идёт оттуда. Это уже кадр, достойный «Трёх мушкетёров».

К финалу из «I Feel You» и «Never Let Me Down Again», где весь стадион синхронно машет руками, аналитическое восприятие мне уже окончательно отказывает, я успеваю лишь подметить то, что пульсирующие синтезаторы в «NLMDA» в комбинации с живыми барабанами звучат точь-в-точь как мои нынешние фавориты, группа Zombi, А ведь сколько лет назад это было придумано. Иррациональное предвкушение чуда не обмануло – в тот момент, когда уже никто от них этого не ждал, Depeche Mode выдали лучший концерт в своей российской истории. Продолжение последует довольно скоро – в рамках этого же турне DM снова заедут в Москву в марте 2014-го.

24.06.2013, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

DEPECHE MODE - свежие публикации:

Сайт: www.depechemode.com

DEPECHE MODE

Depeche Mode - британский синти-поп коллектив, на протяжении трех десятилетий остающийся одной из самых популярных и влиятельных групп планеты.

Подробности из жизни:

Depeche Mode - британская группа.
Жанры: синти-поп, рок.

Состав:
Мартин Гор (Martin Gore) - вокал, клавишные, гитара
Дейв Гаан (Dave Gahan) - вокал
Энди Флетчер (Andy Fletcher) - клавишные
Алан Уайлдер (Alan Wilder) - клавишные, ударные (1982-1994)
Винс Кларк (Vince Clarke) - клавишные (1980-1982)

Группа была образована в 1979 году школьными друзьями из провинциального английского городка Бэзилдон. Коллектив, названный поначалу Composition of Sound, играл характерную для тех времен новую романтику, однако к 1980-му, обретя нового вокалиста Дейва Гаана и принесенное им новое название Depeche Mode, группа полностью перешла на синтезаторы. Выступая на разогреве у Fad Gadget, молодая группа приглянулась хозяину независимого лейбла Mute Дэниелу Миллеру (Daniel Miller), и вскоре под его чутким руководством записывала альбом для Mute Records. Альбом "Speak & Spell" поднялся на 10 место британского чарта, что было выдающимся результатом для совсем еще молодой группы,…

Далее... →