PUBLIC IMAGE LTD.  Джонни бин Лайдон

Public Image Ltd. назвали прошедший московский концерт лучшим в своей истории. Нам тоже понравилось.

После ставшего уже легендарным выступления обновленных Public Image Ltd. на двухлетней давности "Сотворении Мира", о силе live act нового-старого проекта Джона Лайдона (John Lydon) трубили все, кто присутствовал в тот летний вечер в центре Казани - настолько разнились полученные впечатления от халтурного реюниона Sex Pistols, которым Лайдон промышлял несколькими годами ранее.

Известный промоутер Александр Чепарухин чуть ли не ежедневно писал в своём facebook о величии и силе нынешних PiL, с которыми живьём сейчас не сравнится примерно никто, и о том, что на них нужно обязательно идти. Гарантировались саспенсы и катарсисы уровня Swans - хорошо хоть, что в анонсах организаторы, профильная пресса и будущие посетители концерта не перебарщивали с "метафизическими переживаниями", "религиозными опытами" и "духовными перерождениями", которых в избытке хватало перед концертом того же Джиры.

Зато немало шума наделало участие PiL в популярном шоу "Вечерний Ургант" - одетый в бесформенную тюремную робу Лайдон, громогласно ревущий "Anger is an energy" стал хитом фейсбука, неизменно вызывая или мнения восторженные (дескать, о, на главном канале страны!), или негативные (какой стыд, и чего в этом такого?). Притом случайный зритель Урганта на PiL скорее всего нажал кнопку другого канала - ведь именно на песне приглашенного артиста шоу и заканчивается. Ну, или не врубился, так как не разбирается в английском языке и английском же музыкально-историческом бэкграунде.

На московский концерт пришла публика, в основном, неслучайная - солд-аута не было, но народа было достаточно. На разогреве играли вездесущие москвичи weloveyouwinona (ну уж лучше они, чем другие из поднадоевших специальных гостей). Видимо, они прочли интервью Лайдона "Афише" с заголовком «Radiohead — это просто куча вонючего говна», так что прежде заметную невооруженным глазом склонность к творчеству Йорка (Thom Yorke) команда небезуспешно попыталась растворить в погрязневшем и заматеревшем гитарном звуке. Иван Малежик выглядел прямо как Алекс Тёрнер (Alex Turner) года четыре назад - вьющиеся волосы и стильная кожанка, а в паре песен появились характерные для "Мартышек" витиеватые гитарные соло. Тем не менее, группа уверенно гнёт свою линию, отрабатывая выступления на совесть, и, наверняка, скоро войдёт в обойму именитых русских англоязычных групп - в компанию к Pompeya, Tesla Boy и иже с ними. Во всяком случае, хочется им этого искренне пожелать.

Перед выходом PiL на сцене традиционно появился Александр Чепарухин, нередко предваряющий свои "привозы" вступительным словом. В этот раз, кроме истории приезда группы, Александр передал просьбу Лайдона "спуститься всему VIPу вниз", встреченный громогласной поддержкой стоявших в танцпартере. Просьба оказалась шуткой, хотя ближайший к сцене балконный сектор потребовали очистить под угрозой прекращения концерта. Кое-кто всего равно через некоторое время вернулся на "запрещенный" сектор, но к этому моменту капризному фронтмену PiL уже не было до них никакого дела.

Драматургия концерта Public Image Limited остановок не подразумевает - настолько происходящее завораживает самого Лайдона. Постоянно прополаскивавший горло коньяком, он одновременно выступал в роли увлеченного дирижера, пылкого декламатора (всё-таки пением его исполнение назвать можно было не всегда), а также английской версии Олега Гаркуши, с которым явно обнаруживаются ещё и внешние сходства. Отстранённый взгляд, резкие телодвижения, громкие возгласы и гипнотизирование публики - это всё Лайдон, для которого нынешние PiL являются главным музыкальным кайфом всей творческой карьеры.

Музыканты у него тоже как на подбор, пусть и случались у ритм-секции нестыковки. Группа, которая в плане инструментальном являет собой классическое трио, выдаёт такой мощный звуковой шквал, с которым действительно мало кто сравнится. Из ритмичного пост-панка он мутирует то в гипнотическое диско, то в этнические темпоритмы, не давая зрителям скучать. Хотя особо рьяные из них уже со второй песни пытались устроить стейдждайвинг, а после - устроить нечто в духе "сёркл пита", развязная энергетика со сцены неслась посредством музыки, к стандартному слэму не приспособленной.

Музыкальным же центром PiL (при необсуждаемом общем лидерстве Джона) являлся гитарист-профи Лу Эдмондс (Lu Edmonds), помимо привычной электрогитары, игравший на экзотических щипковых струнных, вроде домры и банжо. Звучали они непривычно люто - Лу с подобающей экспрессией выжимал из них звук, утяжеленный привычными гитарными эффектами.

На концерте было достаточно узнаваемого вида неформалов с крашеными волосами, "заклепанными" джинсовками и балахонами Sex Pistols, и если их намерения соответствовали внешнему виду - панк-рока-то, как такового, на концерте не было (таковым можно разве посчитать откровение Джона, что у него диарея). Удивительно, что его вообще кто-то ждал - хотя в профильной встрече "В Контакте" был вопрос: "А если очень попросить - они сыграют Anarchy in UK?" (на такую просьбу Лайдон, скорее всего, плюнул бы интересующемуся в лицо). А вот тем, кто пришёл именно на PiL, повезло с самым оптимальным временем, чтобы увидеть их живьём. Тем более, Лайдон заявил, что прошедший столичный гиг был лучшим в истории группы. Ну что сказать, Джонни, нам тоже понравилось.

21.06.2013, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

PUBLIC IMAGE LTD. - свежие публикации: