Константин КАЙХАНИДИ  "Чтобы музыка могла путешествовать во времени, композитор должен вложить в нее секретный код".

Интервью с электронно-хоровым трио стало последним для одного из его участников. Памяти Константина Кайханиди...

Я познакомился с этой славной компанией в разгар работы над русской версией официального блога Жана-Мишеля Жарра (Jean Michelle Jarre). В тот приезд маэстро из Лиона, в ноябре 2008-го, ему был преподнесён необычный подарок – мантия почётного доктора Московского Химико-технологического Университета имени Менделеева. До Жарра этой чести удостаивались такие известные люди, как Маргарет Тэтчер, Жак-Ив Кусто, Хосе Каррерас, Тур Хейердал, Монтсеррат Кабалье, Ирина Архипова и Галина Вишневская,- первый эшелон звёзд. Но куда важней и приятней было приложение к плюшевой мантии - космическая дилогия "Гимн Кислороду" и "Молитва" на стихи великого Леонардо, исполненная перед свежеиспеченным профессором ее авторами - композитором и клавишником Константином Кайханиди, Академическим большим хором под управлением профессора Бориса Тараканова, и солисткой с дивным сопрано - Ириной Сакне. Реакция Жарра – долгие объятия, в которых он задушил троицу. Они оказались людьми одной крови, - позже заметил Жарр.
Так интервью с этим своеобразным трио стало для меня лишь вопросом времени. Однако для одного из участников разговора оно стало последним...

Звуки.Ru: - Константин, я прав, что называю вашу творческую дружбу "трио"? Кто в вашей команде - генератор новых проектов, как это было в случае с посвящением Жарру?
Константин Кайханиди: - Безусловно, нас во многом можно назвать командой единомышленников, но все-таки, наши творческие дороги в силу разности жанров идут самостоятельно. Однако, учитывая, что моя композиторская деятельность подразумевает, в том числе, и работу с вокально-хоровым искусством, а Ирина и Борис с его хором смело экспериментируют под девизом "жанры без границ", мы периодически генерируем и реализуем совместные нестандартные идеи и проекты. И, как результат одного из таких замыслов, - нашей командой был дан концерт для Жана Мишеля Жарра.

Звуки.Ru: - А кому принадлежит идея акции "Ночь в метро", которую вы провели в мае 2012-го? Проект был некоммерческий, тогда в чём для вас его смысл - услышать и оценить акустику московской подземки?
Борис Тараканов: Вы правильно отметили - проект "Ночь в метро" абсолютно некоммерческий и вопрос "сколько" даже не поднимался. Нам, наоборот, пришлось заплатить за вход. Основную роль здесь сыграла необычность самой концертной площадки: до такого даже Жарр не додумывался. В московском метро, как ни странно, присутствует атмосфера храма,- ведь не секрет, что первые станции его строились архитекторами, имеющими храмовую закалку. В Петербурге метро уже другое - это иной мир, отличающийся от московского. Как, собственно вообще Москва и нежно любимый мною Питер - это разные грани Вселенной. Подземка Москвы - не просто вокзалы, это, на минуточку, храмы! Тайну ее архитектуры нам уже не разгадать никогда, но к ней можно приобщиться. Что мы и сделали - вплели нашу собственную историю в тайну станции "Кропоткинская". Мы сами не ожидали, каким интересным симбиозом станет звучание Костиных синтезаторов, Ирин вокал и мощь подземного хора в этих декорациях.

Звуки.Ru: - Электронное звучание в сочетании с академическим хором и меццо-сопрано не каждый день встретишь.
Борис: - Естественно, в концертном формате подобный жанр - всегда "от кутюр", он сам по себе не терпит повседневности. Но слушать его в записи можно хоть каждый день - он в состоянии порождать удовольствие особого рода. Для тех, кто "в теме", разумеется.

Звуки.Ru: - Получается, что подходящих для такого случая событий может быть совсем немного?
Борис: - Планы есть всегда, но дело даже не в планах, а в огромной емкости и затратности подобных футуристических проектов. Такое шоу подразумевает, ко всему прочему, колоссальную визуальную партитуру – лазерно-световые и видео-проекции, хореографические постановки, модерн-балет. Правда, мы до этого ещё не дошли, но в Вашем вопросе я услышал и ещё один - о планах.
Планировать должны не мы, "трио бандуристов", а продюсеры, режиссеры-постановщики и вообще специально обученные люди. Поэтому сейчас мы делаем упор на эксклюзивность концертов - таких, как “Ночь в метро” и живое исполнение.

Звуки.Ru: - Синтезатор, в каком-то смысле, всё-таки, электрический миксер, с музыкальными полномочиями. Насколько легко Вы, Ирина, адаптируете свой голос к электронике Константина?
Ирина: - На самом деле, ничего особенно адаптировать не приходится. Чтобы хорошо исполнить, музыку нужно чувствовать. Это легко, когда музыкальный материал нравится или очень близок сам по себе.

Звуки.Ru: - Понимаю, особенно если этот материал соткан самым близким Вам человеком.
Ирина: - Признаюсь, муж мне не приказывает, но мы друг к другу прислушиваемся. Наверное, в этом секрет нашего тандема.
Чаще всего манера исполнения наших совместных работ остаётся академической, хотя иногда я применяю и эстрадную технику, и была даже идея поэкспериментировать с этническим голосовым звучанием, что-то вроде "Zoolooк".

Звуки.Ru: - А как вы вообще познакомились и начали работать вместе?
Борис: - Ну, этот ответ давно у меня в запасе. Несколько лет назад один из участников хора пригласил Ирину на репетицию. Никто тогда не подозревал, что её случайное появление в нашем коллективе перерастёт в дружбу и многолетнее сотрудничество. Когда я услышал её необыкновенное соло, меня тут же посетила мысль предложить ей спеть с нами только что присланную Эндрю Ллойд Уэббером (Andrew Lloyd Weber), специально адаптированную для нашего хора и солистки "Pie Jesu" из "Реквиема". Это оказалась удачная мысль: меньше чем через месяц мы дебютировали с этой темой на сцене Светского зала Храма Христа Спасителя. Вскоре, Ирина представила нам композитора – Константина Кайханиди... Я услышал звук, с которым мне ещё не приходилось работать. Согласитесь, меня просто не могло не прорвать идеями на предмет совместного и вполне научного авантюризма.

Звуки.Ru: - Однажды Дали высказался в том духе, что, взятые по отдельности, предметы в его картинах вполне реальны, однако, оказавшись вместе, они перестают быть принадлежностью обыденности мира, указывая на его фантастичность. Можно ли распространить этот принцип на творчество вашей группы?
Константин: - Звуковой мир - неиссякаемый источник сотворения музыкальных полотен и многоплановых звуковых систем. Но глубина, гибкость и уникальность человеческого голоса не может быть ничем заменена, поэтому позволяет расширить пространство этого макрокосмоса звуков. Таким образом, мы прекрасно дополняем друг друга в нашем творческом тандеме.

Звуки.Ru: - Я знаю, что Константин учился электронной музыке у Жарра, разбирая его работы до тембров и обертонов. Метод оказался весьма успешен, однако предположу, что одним только Жарром здесь не обошлось. . Кто ещё среди Ваших учителей, и чья музыка труднее подвергается такому анализу?
Константин: - Когда мне было 6 лет, я начал обучаться игре на фортепиано и изучать музыкальную грамоту. Спустя время, помимо классической музыки, я начал знакомиться с творчеством великих музыкантов и композиторов современности: Жана Мишеля Жарра, Вангелиса, Эдуарда Артемьева, Клауса Шульце (Klaus Schulze) и других - это и определило музыкальное направление, в котором в дальнейшем я начал работать. Естественно, Жарр был первым, но и каждый из упомянутых композиторов обладает собственным уникальным миром звуков и красок, поэтому анализировать их творчество в равной степени сложно.

Звуки.Ru: - Ваш первый альбом "Kaihanidi Jarre Planet" посвящён Жану Мишелю, но он посвящён ещё и Леонардо Да Винчи – Вы находите общее между этими мастерами, или параллель пролегла здесь волею случая?
Константин: - Параллель очевидна: это величайшие люди - каждый в своей эпохе. И тексты, вошедшие в альбом "Jarre Planet" , были взяты не случайно, так как они определенно отражают идеологию самого альбома – тематику «Спасения Мира». А название альбома "Kaihanidi Jarre Planet" вторит этой теме, так как Жан Мишель Жарр много лет носит звание "Гражданина Планеты" и "Посланника ЮНЕСКО", заботящегося о состоянии окружающей среды и активного борца за ее сохранение для будущих поколений.

Звуки.Ru: - Ваши новые альбомы "Themes" и "Ocean Pictures" содержат призыв спасти экологию. А как Вы оцениваете вклад искусства в избавление от иных готовых свалиться на нас проблем? Музыка здесь как лекарство, или как предупреждение?
Константин: - "Themes" - это собрание тематических эпизодов из трех альбомов. С одной стороны, в нем содержатся лучшие, на мой взгляд, треки из альбома "Kaihanidi Jarre Planet", с другой - он знакомит с фрагментами двух новых, абсолютно полярных альбомов "Astronomic" и "Ocean-Pictures', над которыми в настоящее время я работаю.
Музыка – лекарство?.. Скорее, это - уникальный проводник между материальным и духовным мирами в жизни человека.

Звуки.Ru: - Для музыки голос - не ретранслятор, а инструмент, передающий определённые чувства. Понимаю, что у каждого своя техника, но в любом случае, речь идёт о наладке дыхания целого хора. Что помогает, а что мешает работе в таких материях, как, скажем, тема "Пророчества", скрывающая довольно сложную душевную механику?
Борис: - Здесь я заострил бы внимание на Ирином сопрано: оно очень органично. Обратите внимание, насколько, при полной узнаваемости тембра, у Иры по-разному звучит голос в зависимости от конкретного Костиного сочинения: например, в "World Salvation"- до металла, в нём слышится воля отмены Конца Света, потому что этот мир не кончится никогда. В "Молитве" - другое дело! Это сдержанный стон и мольба. Мне кажется, что в ней она удачно совместила поэзию Леонардо с музыкальным прорывом Кайханиди, все мы искренне и от души молим Всевышнего о спасении ". В треке "Пророчество" - все наоборот. Здесь в Ирином голосе глубокие влажные обертона в среднем регистре, проникновенная лирика Одиночества, Ожидания, и извечная женская попытка заглянуть По Ту Сторону Судьбы.

Звуки.Ru: - Музыка часто пересекается с мистикой - случалось ли такое с вами?
Борис: - Я думаю, каждый из нас это может подтвердить. Любое творчество по своей природе - медиумично, а уж такое совмещение различных сред - тем более.

Звуки.Ru: - Борис, а что позвало Вас из вполне благополучного банковского сектора в полную неясности жизнь руководителя хора, и что сделало этот разворот успешным?
Борис: - Просто в какой-то момент пришлось сделать выбор. Я его сделал. Пока что ни разу не пожалел. По крайней мере, слез с валерианки и корвалола, так что, плюсы налицо.

Звуки.Ru: - Как получилось что хор, прежде ни на что особенное не претендовавший, сегодня стал хорошо известным? Вы работаете со звёздами - Каррерасом, Кабалье, Соткилавой, превратились в серьёзный академический коллектив...
Борис: - Игорь, Бог с тобой, никакой конкуренции Большому Театру и вообще кому либо! Мы - всего лишь любительский хор, раньше это вообще называлось плебейским термином "художественная самодеятельность", не более того. Все остальное - это просто желание сделать хорошо и отсутствие шор. На каком-то этапе девизом хора стало^ "Зачем делать простое, когда можно сделать невозможное!" Мы словно набрали высоту: оперы в концертном исполнении, кантаты, оратории, авторские православные службы, творческие встречи со "звездами" и естественное желание сделать что-нибудь вместе... Но главное - творческий союз с моей любимой парой - Ирой и Костей.
Никакого секрета - надо просто любить свой хор - всех ребят вместе и каждого в отдельности.

Звуки.Ru: - Так это хору повезло со сменой руководителя, или Вам - с коллективом? Насколько ваш состав постоянен?
Борис: - Парадокс в том, что текучки у нас практически нет. Но есть функциональная, и в основном в женском составе - замуж вышла, дети пошли... какое-то время женщине не до хора, да и вообще не до чего. Потом возвращаются. К нам, в основном, приходят.

Звуки.Ru: - Скажите, когда электроника впервые атаковала ваш хор, как восприняли Ваши подопечные все эти лихие эксперименты? Бывали бунты на корабле? Признайтесь, часто ли приходилось вздёргивать непокорных на рее?
Борис: - Такую рею еще не построили! (смеется). На самом деле, у нас в хоре люди, во-первых, совершенно готовые к экспериментам, во-вторых, уже привыкшие к моим безумным идеям. Наш главный хормейстер и композитор Антон Федоров, услышав очередную мою идею, одно время крутил пальцем у виска. Потом перестал - рука устала. А ведь именно на него первого ложится партитурная составляющая любого моего репертуарного бреда. И не было случая, чтобы у него и у хора не получилось. Вот порой и думаю - может, и не такой уж это бред...

Звуки.Ru: - Ирина, недавно Вы закончили писать некую музыкальную историю "Гром". Насколько могу судить, это мюзикл? Нетрудно догадаться, что Вы писали его под свой голос, а что за либретто, и откуда взяты стихи? И не современная ли это опера?
Ирина: - Да, действительно, я сейчас занимаюсь созданием музыкально-драматического произведения "Гром". Хотя, нельзя, конечно, сказать, что это однозначно мюзикл,- скорее, что-то между мюзиклом и оперой. Либретто рождалось постепенно. История эта – новая, поэтому было много вариантов развития событий: какие герои, в чём интрига и какой будет развязка. В итоге родилась история, где реальность переплелась с мистикой, и где, конечно же, не обошлось без любовной линии. Я много слушала оперной музыки, вдохновлялась, в том числе и современными мюзиклами-хитами. Сейчас уже созданы основные партии главных героев, и пишется драматическая составляющая. И музыку и тексты я создаю сама. Но когда работа будет максимально завершена, не исключено я, что прибегну к помощи профессионалов аранжировщиков, драматургов и других людей. Очень надеюсь, что Константин примет непосредственное участие в аранжировании материала этого проекта, тем более, что мы уже создали совместную версию – «Тему главной героини». В ближайшее время мы сделаем запись с голосом, где я исполню эту тему, заметьте, в эстрадной манере. Что касается голосов, под которые создаётся проект – то это будут исполнители, обладающие как оперным вокалом, так и эстрадным. Основную интригу я раскрывать не буду. Не могу точно сказать, как скоро завершится моя работа над "Громом", в любом случае, важен не только результат, но и сам процесс. Поэтому не будем торопить события.

Звуки.Ru: - А насколько в вашей работе необходимо оглядываться на своих предшественников? Что, если забыть о них и просто петь?
Ирина: - Мои кумиры в мире оперного искусства – это Монcеррат Кабалье и Лучано Паваротти. Безусловно, перед исполнением нового произведения я обязательно обращаюсь к слушанию разных певцов,- не только кумиров. Ведь очень часто, наряду с указанными композитором в нотах правилами исполнения, существуют ещё и певческие традиции. Да и, когда существует «хороший образец» - легче достигается желаемый результат, по крайней мере, так происходит у меня. Борису хорошо известно, что я откликаюсь на его даже самые неожиданные предложения. Но сама я очень люблю исполнять Пуччини и Верди. Надеюсь, что Борис прислушается и к моему этому прозрачному намёку (смеется).

Звуки.Ru: - Ваши чувства понятны: Верди, Пуччини, - красота оперной классики во многом определена их работами.
Последний вопрос о классике, перешедшем в этом ранге из прошлого века в нынешний: Около тридцати лет назад Вангелис написал треки для «Бегущего по лезвию», и, кажется, забыл про эту работу. Но сейчас признаётся, что видит картины того «бегущего» сегодня. Получается, что музыкой можно путешествовать во времени. А какие из нынешних музыкальных творений содержат информацию о том, к чему мы придём спустя полвека, век?
Константин: - Чтобы музыка могла путешествовать во времени, композитор, необъяснимо соединяя ноты, эмоции, чувства, должен вложить в нее "секретный код". Если ему дан дар быть проводником Божественного проявления сотворения музыкальных полотен, – его музыка будет существовать "вне времени". И, к слову, "Blade Runner' Вангелиса - как раз одно из таких творений.


Эта беседа могла иметь своё продолжение, но оказалась последней.
Жизнь внесла трагические коррективы. Спустя несколько дней после состоявшегося разговора Константина Кайханиди не стало.

17.06.2013, Игорь КИСЕЛЕВ (ЗВУКИ РУ)

Константин КАЙХАНИДИ - свежие публикации:

  • Календарь - R.I.P., 19.03.2013
    Умер Константин Кайханиди, музыкант и композитор, ученик Жан-Мишеля Жарра и Вангелиса »»

Константин КАЙХАНИДИ