ФЕСТИВАЛЬ  SKIF: фри, ноу, пост и авант

Пиршество эклектики на 17-м фестивале СКИФ в Санкт-Петербурге.

Дни проведения 17-го СКИФа прошлись на первые теплые насыщенные майские дни – тут и открытие Новой Голландии, и Ночь музеев. Город шумел, а в «Прибое», перед уже заявленным закрытием на реконструкцию, проводили очередной экскурс по независимой музыке.

Почти вся (условно) авангардная часть фестиваля оказалась сконцентрированной в его вечерней части. К примеру, большую сцену открыло фри-метал-трио NOHOME. Каспар Бретцманн (Caspar Brötzmann) вставал в рок-н-ролльные позы, а его гитара копировала звук истребителя, летящего по туннелю в метро. В это же время голландец Юри Ландман (Yuri Landman) второй день властвовал на малой сцене. За день до этого желающие под его руководством собирали «Home Swinger», 12-струнную гитару с широченным грифом и передвижным порожком. Под руководством Ландмана гитарный квартет, шесть новоиспеченных обладателей «свингера» и коллега мастера по дуэту Bismuth давали экскурс по ноу-вейву - сначала с фанковым подходом, потом - краутовым. Ландман повесил через весь зал гитарную струну (удивительно, как никто не поранился), превратив само помещение в инструмент, метался между другими самодельными инструментами. Говорят, что его поделки есть в коллекции у Sonic Youth - что ж, даже у них экспериментальный нойз-рок не звучал настолько убедительно и весело.

Старейший участник фестиваля Михаэль Ротер (Michael Rother), проходя по VIP-балкону, на пару минут задержался послушать, как финны из Siinai превращают его древние наработки в мрачный пост-рок, сказал, что само слово «краутрок» терпеть не может, попил кофе, а потом заиграл хиты. И когда барабанщик начал стучать ту-ту-та, ту-ту-ту-та, сразу наступила атмосфера всеобщего благоденствия. Половина Neu! и треть Harmonia, Ротер музицировал с молодежью из группы Camera - и спустя 40 лет его моторный экспериментал звучал настолько позитивно, что оставалось гадать, почему автор не устраивает утренники. Самая мелодичная и объединяющая музыка вечера. Наверное, поэтому и живучая.

Новые классики авант-музыки, Volcano The Bear, приехали на фестиваль дуэтом. Сначала это были как бы барабанщик и гитарист, а потом - что у кого в руках окажется. Самый запоминающийся момент - когда под одинокие клавишные аккорды Дэниэла Пэддена (Daniel Padden) Аарон Мур (Aaron Moore) пошел в толпу с двумя гофрированными трубами, выдувая альпийские мелодии. Дети The Residents и старшие братья Animal Collective при этом играли и совсем милые песенки, ненароком заглядывая в нойз-рок, но чаще - в Иоганна Себастьяна Баха.

Готичная дива второго вечера Chelsea Wolf, невероятно похожая на Пи Джей Харви (PJ Harvey), сначала выступила в акустике, при поддержке клавиш и скрипки, а потом врубила в госпелы электричество, превратившись в темную американскую версию Янки Дягилевой. Получилось, конечно, не инферно, но симпатично-мистично.

Француз High Wolf, как-то игравший в Питере с Grouper и Love Cult, под африканское этно-видео выдавал на гитаре бесконечный сукус под бескрайний же электронный бит квасса-квасса – безумно затягивающий оказался сет.

Впрочем, самым востребованным ночью оказался более прямой ритм. Если расхваленные Trust звучали и выглядели просто как еще одни фанаты 80-х, то драйвовейшее выступление Kap Bambino забыть было трудно. Представление о нем может дать фото, сделанное самими музыкантами. Публику отлично подготовили к грядущему приезду Crystal Castles: был и мош, и стейдж-дайвинг, и ор, вообще, местные зрители порой, однако, бывают громче и энергичнее москвичей. Прямолинейший восьмибитный синтипанк, очевидно, более всего полюбился новой волной посетителей СКИФа, и есть в этом тяжкая мысль, что из программного мероприятия для некоторых людей фестиваль превращается просто в один из модных пунктов выходной программы.

Что касается российских коллективов, то лучшим здесь оказалось выступление квартета Shortparis. Группа только что выпустила альбом «Дочери», так что пропасть не должны. Каждый их трек строится на невероятном напряжении всего: голосовых связок, динамики барабанных, гитарных, басовых партий. В конце одной из этих пост-панковских вакханалий ударник Данила Холодков прыгнет в толпу, в руке - стойка с тарелкой, она, в итоге, останется на полу, а вокалист прочтет с черным венком на голове: "Так хоронили они конеборного Гектора тело". И из зала раздается удивленное: "А они что, русские?". Не местные, факт.

20.05.2013, Радиф КАШАПОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: