Максим ФАДЕЕВ  "Танцуй на битом стекле" под "Маму Любу"

Максиму Фадееву исполняется 45 лет. Звуки вспоминают его тернистый и крайне противоречивый творческий путь.

6 мая исполнилось 45 лет одному из главных сонграйтеров российской музыки последних 20 лет, продюсеру Максиму Фадееву. Звуки решили вспомнить творческий путь Фадеева - от предводительства группой Конвой в городе Кургане до международных танцевальных чартов с навязчивой песней-вирусом "Мама Люба".

Курган
Как гласит биография на официальном сайте Максима, он научился играть на бас-гитаре подростком, чтобы не стоять на учете в детской комнате милиции. Увлечение затянуло - Фадеев поступил в музыкальное училище, начал писать песни и непростыми путями (сначала будучи бэк-вокалистом, после покинув группу и вновь вернувшись) стал лидером курганской группы Конвой.

Танцуй на битом стекле
Как видно и слышно, промышляли Конвой вовсе не коммерческим попсом, нехило бушевавшим уже несколько лет на территории бывшего Союза, а музыкой куда более деликатной, умной и эклектичной. Аранжировки дебютного диска "Танцуй на битом стекле" намекают на желание Максима стать русским Питером Гэбриэлом (Peter Gabriel) - настолько было очевидным вдохновение его сольными работами. И альбом оказался отличным - настолько, что через 7 лет на поднявшейся коммерческой волне его переиздали под именем Макса Фадеева соло. Но в момент его оригинального релиза был только выпущен малотиражный винил, и в небольшой ротации оказался видеоролик с песней "Колыбельная".

Перед Москвой
Выступив на различных песенных конкурсах, Фадеев работает несколько лет на студиях в Омске и Екатеринбурге. В последнем он занят на работе в легендарной "Студии 8", где свои первые альбомы записывала Агата Кристи. История сохранила памятное выступление Максима на пятилетии Агаты - кроме того, после Фадеев запишет собственный кавер - что случается крайне редко - на песню "Вольно".

Песни тибетских лам
Сергей Крылов (тот самый, который "Дево-дево-девочка моя") вытаскивает Фадеева в Москву, где тот некоторое время аранжирует песни поп-исполнителям. К проекту Линда Максима подключает Фёдор Бондарчук, снимавший ей первый клип, Максим же выписывает в столицу группу Конвой в полном составе. В итоге на дебюте Линды "Песни тибетских лам" к "конвойному" звучанию добавляются элементы модного тогда трип-хопа и этники. На что, видимо, не в последнюю очередь повлиял второй альбом Enigma, как раз перешедших от григорианских хоралов к народным песнопениям. К слову, в этом видео можно увидеть маленькую Юлию Савичеву, дочь ударника группы Конвой.

Ворона
Воистину русским Мишелем Крету (Michael Cretu) сделал Максима альбом "Ворона", пробивной во всех смыслах этого слова. Впечатляющие черно-белые клипы, доведенный до абсолюта эффектный имидж самой певицы, сопутствующая медийная шумиха, и, что самое главное, отличные песни, сделали Линду на пару лет певицей номер один в СНГ.

Ножницы
На волне успеха "Вороны", Фадеев решил вернуться к корням, и записать ещё одну сольную пластинку. Поскольку все прекрасно знали, кто является сонграйтером Линды, сольный диск Фадеева "Ножницы" также имел коммерческих успех. Опять же, незадолго до этого вышел третий диск Enigma, где много партий Крету спел лично (аналогии очевидны). В 1997 году Линда с Фадеевым, который играл на разогреве и был бэк-вокалистом живого бэнда певицы, объездили всю Россию, а вместе с тогдашней звездой Украины Ириной Билык - и соответствующее братское государство. После этого тура Максим больше не давал живых концертов, ссылаясь на неподходящий для эстрады собственный внешний вид (имея в виду комплекцию).

Плацента
К 1999-му году мировой музыкальный ландшафт несколько изменился, пытаться записать вторую "Ворону" оказалось бессмысленно, Фадеев стал искать новые ходы. В тяжелую ротацию появившегося тогда российского MTV был отправлен ролик "Взгляд изнутри", где с жестким нойзовым трип-хопом ужился новый имидж Линды, крайне напоминааший внешний вид Мэрилина Мэнсона (Marilyn Manson) из клипа "Dope Show". Последовавший альбом "Плацента" содержал меньше этнических мотивов, был сделан уклон в разномастную электронику, бывшую на тот момент в тренде (в том числе драм-н-бэйс).

Триумф
Последовавший неприятный разрыв с певицей Фадеев переживал за пределами России - находясь в Германии и Чехии он пробует себя в нескольких новых проектах. Один из них - написание аудиодорожки к ленте "Триумф" Олега Погодина и Владимира Аленикова. Саундтрек вышел как сольный альбом Фадеева, в то время как неоднозначный фильм так и не попал в широкий прокат. По одной версии, тот был запрещен за пропаганду наркотиков и разжигание межнациональной розни, по другой - стал жертвой распрей между Алениковым и продюсером Александром Элиасбергом. Фильм теперь называется "Война принцессы", и выйдёт в прокат в этом году без песен Фадеева. Оригинал "Триумфа" лежит на задворках сети в странном VHS-рипе с английскими субтитрами, в хорошем качестве сохранился лишь созданный из его фрагментов клип с песней "Лети за мной" - самой проникновенной и попросту лучшей сольной композицией Максима. Символично, что она оказалась последним его массовым сольным синглом. К слову, в фильме снималась тогда ещё совсем тинейджер Наташа Ионова, вскоре ставшая Глюк'оzой.

Total
В том же саундтреке были представлены первые композиции проекта Total, сделанного с вокалисткой Мариной Чиркуновой. Изначально Максим не оставлял надежды привить на российской земле любовь к жанру трип-хоп, что слышно по первым записям проекта - впоследствии, им был присвоен гриф trip-hop version. Но затем группа была переведена на рельсы бывшего тогда популярным ню-металла и гранж-попа. Только тогда Total удалось "завести" с помощью синглов "Камасутра" и "Адреналин" (после, впрочем, проект всё равно "заглох").

Переход в поп-музыку
Видимо, фактический провал "Тотала" окончательно заставил Фадеева отказаться от идеи "стать послом рок-н-ролла в неритмичной стране". Вся его дальнейшая деятельность переходит в сферу популярной музыки, что на первых порах серьезно ошарашивает прежних поклонников композитора. Те, кто следил за Фадеевым чуть внимательнее, успели заметить, что первые поп-пробы он сделать уже успел - на проекте Monokini, над которым также работал его брат Артём. Да и его первое успешное эстрадное детище Глюк'oza изначально крутилась на "Нашем радио" - пробный сингл "Шуга" и пробивная "Невеста" даже занимали места в Чартовой Дюжине. Но то ли после ссоры Фадеева с Козыревым (последний пустил слух о том, что в Глюк'ozе поёт жена Фадеева, Наталья), то ли после стремительного взлёта в "попсовых" эфирах, Натальи Ионовой, оказавшейся лицом проекта, на Нашем больше не было. Надо, впрочем, вспомнить, что мультперсонаж, исполняющий музыку, появился в контексте популярнейших на тот момент Gorillaz. Так что Фадеев по-прежнему оглядывался на запад. Да и дебютник "Глюк'oza Nostra" был действительно удачным поп-альбомом, в котором сочетались игрушечные ритмбоксы, дворовый поп с фигой в кармане, и, что привычно для Фадеева, актуальные тенденции - то сёрф, популяризированный Тарантино, то регги, испытавшее в начале нулевых в России небольшой всплеск популярности, и много чего ещё. Ну и "Девочки-Глюкозки, мальчиков всех под каблучок" - идеально выбранная ЦА.

Поп-конвейер
Как конвейер поп-хитов Фадеев окончательно раскрылся на "Фабрике Звёзд-2", куда был призван Константином Эрнстом. Сложно сказать, что конкретно повлияло на решение Фадеева так резко сменить творческую парадигму. Намеренное желание откреститься от прошлого, финансовые вопросы, неприятие публикой его иных новых творческих проектов... Страна приобрела важнейшего поп-сонграйтера, сочинившего немало талантливых песен, по которым теперь вспоминаются нулевые. Но и тут же фактически потеряла одну из немногих надежд перенаправить поп-музыку в сторону более интеллектуальную. Так или иначе, Максим сделал свой выбор, а как было бы иначе (если бы было), нам уже не узнать никогда. Зато теперь вся Россия знает песни про "Шоколадного зайца", "Когда я стану кошкой" и "Вову-Чуму", хотя их исполнители массовым зрителем уже позабыты.

Юлия Савичева
После у Фадеева была ещё одна "Фабрика Звёзд", над которой шефствовала Алла Пугачёва, однако популярность проекта в этот момент уже пошла на убыль. До сего дня Фадеев сохранил отношения только с двумя участниками ФЗ. Одна из них здесь уже упоминалась - Юлия Савичева успела не совсем удачно выступить на Евровидении, выпустить несколько цепких хитов, причем часть из них не принадлежали перу Макса, и с переменным успехом продолжала держаться на волнах российского шоу-биза, участвуя в различных телешоу. Не так давно Фадеев перезапустил творческую карьеру певицы, всегда тяготевшую к поп-року. Теперь её песни имеют то же электронно-танцевальное звучание, присущее большей части эстрадных поющих девушек. Но начиналось всё так.

Мармеладный
Со времен Фабрики Фадеев успел сделать песни многим эстрадным исполнителям - Анжелике Агурбаш, Лолите, дочери президента Каримова Гульнаре и даже Алле Пугачовой, а его старую сольную вещь "Беги по небу" исполняет на своих концертах Григорий Лепс. Но самым удивительным из написанных Фадеевым "на стороне" шлягеров оказалася перепридумавший певицу Катю Лель хитяра "Мой мармеладный", навсегда вошедший в анналы российской музыки. Настолько, что даже невозмутимый А. К. Троицкий признавался в любви к этой композиции.

Потеря слуха
Сам автор о себе распространяться не любит - тем ценнее были недавних два часовых видеосюжета каналов НТВ и MTV о жизни Фадеева. Передачи эти Максим лично оправдал в своём твиттере, единственном медийном средстве связи с окружающим миром. И не зря, потому как от него там досталось почти всем бывшим творческим коллегам, но не в этом суть. В передачах он признался, что в середине нулевых чуть было полностью не потерял слух - муссировавшиеся желтыми порталами новости никто всерьёз тогда не воспринял, но те были правдой. В итоге беззвестный китайский целитель вернул слух Фадееву, но не на 100%. По признанию самого Фадеева в тех же передачах, жизнь ему тогда казалось адом, и он неоднократно думал о суициде. Тем не менее, даже в этом состоянии он продолжал писать песни. И, как пример таковой, в обоих программах привёл "Дыши" своих подопечных SEREBRO.

SEREBRO
Проект возник вокруг оставшейся под крылом у Макса призёрки третьей Фабрики Елены Темниковой. Долгое время продюсер не мог решить, под каким соусом подать свою протеже, и в итоге додумался до резко-дерзкого девичьего трио, которое сразу же поехало на Евровидение, где выступило куда успешнее Савичевой. В последние годы этот проект был главным составом, паровозом ПЦ Фадеева - во всяком случае, в российском музыкальном пространстве больше всего шума наделали именно они, а не, например, неудачно воспринятый профильной ЦА тинейджер-эмо-рок-проект KIT-I. SEREBRO как группа и так была успешна, но возвела её популярность в абсолют хулиганская вещица"Мама Люба" с соответствующим клипом, который набрал больше 28 миллионов просмотров на YouTube. Англоязычная версия пошла по европейским танцевальным чартам - конечно, до прежнего успеха t.A.T.u. далеко. Но сказать, что это всё враньё, тоже не получится - зайдите в soulseek и посмотрите, у какого количества людей не из России выставлен в доступе трек "Mama Lover".

Будущее
Всё в тех же программах Фадеев намекал на очередную, уже третью попытку заявить о себе как о сольном исполнителе. Возможно, это как раз-таки и будет тем самым невольным "оправданием" Максима за уход в поп-музыку. Ведь, например, из всей новой русской музыки всё в том же twitter Фадеев выделил лишь проект ARCHNGL - пока единственную удачную попытку создать в России качественный пост-r'n'b, столь актуальный сейчас на Западе. А значит за веяниями и трендами Максим следить не перестал (что подтверждается фирмовым даб-степ-ремиксом на последнем альбоме всё того же SEREBRO). Да и чуть ли не единственный записанный им за последние десять лет сольный трек, посвященный всё той же Гульнаре Каримовой, стоит ряда иных его поп-хитов. Поживём - увидим.

07.05.2013, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

Максим ФАДЕЕВ - свежие публикации:

  • События - Топливо разлилось, 22.03.2016
    Максим Фадеев неожиданно выпускает альбом своего проекта-долгостроя Oil Plant »»
  • События - Не сезон, 22.09.2015
    Максим Фадеев уходит из проекта "Голос. Дети" - по личным мотивам »»
  • Альбом дня - The Red One: Triumph, 21.05.2001
    Модный Максим Фадеев, затопивший станцию Мир. Идеолог студии "Кристальная музыка", Пигмалион, любивший Ворону. Затупивший звук о свои беспощадные Ножницы, но так и не добившийся пока второй "Беги »»

Максим ФАДЕЕВ

Дата рождения:

6 мая 1968