SWANS  Вот твоя боль, так пускай она станет крылом

Звуки рапортуют со второго московского концерта Swans - мазохистские удовольствия и боль, трансформированная в звук.

Прошлый московский концерт Swans мало того, что прошёл с аншлагом (благо, тогдашний AvantClub сильно много публики и не вмещал), так ещё и оставил сильно неравнодушными практически всех, кто его наблюдал. Возможно, тогда ещё многие не знали, чего ожидать от новой инкарнации главного коллектива Майкла Джиры (Michael Gira), да ещё и всех сильно сбил с толку игравший на разогреве убаюкивающие инструменталы Джеймс Блэкшоу (James Blackshow). Так что от вселенского напора, натурального отчаяния и негуманных децибел, летевших со сцены канонадой в течение двух с половиной часов, башню срывало, кажется, всем.

Видимо, сопутствующие концерту публикации, народная молва, а также активная работа привозившего группу снова промо-агенства, собравшего в свой цитатник на пабликах, кажется, все уже кажущиеся дежурными упоминания о метафизических переживаниях и околомистических религиозных опытах, даром не прошли. Иначе как объяснить такое число желающих попасть на концерт, образовавшую нехилую очередь на входе в клуб. Тут даже страшно подумать, что бы творилось, если бы концерт был проведен в изначально заявленном "Москве Hall", сильно меньшем, чем "Tonight".

Разогревавших "Лебедей" в этот раз группы Собаки Табака увидеть ввиду вышеописанной причины не удалось, а на момент выхода группы на сцену в самом клубе народа уже как сельдей в бочке - народа от сцены до пульта звукорежиссёра, официанты, а также стремящаяся найти себе место припоздавшая публика, пройти мимо тебя без вынужденных малоприятных тактильных ощущений, сильно отвлекающих от просмотра, не могут никак.

Тем не менее, какой-никакой обзор всё-таки обнаруживается, а группа неспешно раскачивается с новой "To Be Kind". Обозначенная организаторами необходимость берушей очевидной не кажется, пока не начинается одна из немногих знакомых композиций "Mother of the World" - становится громко, музыканты безжалостно наращивают "стену звука", Джира существует в каком-то своём пространстве, своё пространство вокруг зала по кирпичам складывают и музыканты (про всепроникающий и сотрясающий бас как-то и неловко говорить - гремело и шаталось всё и вся). Волну продолжает старинная вещь "Coward", взятая с альбома "Holy Money". От неё остаётся лишь утяжеленный рисунок ритм-секции, а сама и без того невесёлая песня прибавляет в агрессии в разы.

Но это всё оказалось разгоном перед ещё одной новой вещью "She Loves Us", под набор темпа в которой прифигевают те, кто ещё не понял, что тут происходит, или не успел капитулировать (а были и такие). В её кульминации возникает одновременное желание и прикрыть уши руками, и не делать этого вовсе. Последнее побеждает - концерт Swans не в последнюю очередь удовольствие толка слегка мазохистского - тебя неприкрыто месят и изничтожают звуком, а тебе это и нравится.

Как такового "биса" не было - после концовки "Nathalie" Джира просто сказал "возьмём маленькую паузу", и остался на сцене, ковыряясь в инструменте, пока группа начала играть интро к эпической заглавной вещи последнего лонгплея "The Seer" (остальные вещи с двухчасового альбома, которые были основой прошлого концертного тура Swans, уже отправлены в утиль как устаревшие). Эпическая часть "Провидца" с волнообразными резкими вступлениями была растянута на добрых пятнадцать минут, после та плавно перешла ещё в новую вещь. Ближе к концу Джира с ударником достали бубенцы, заменив ритм барабанов на высокочастотный перезвон, в который убедительно добавлял "от себя" перкуссионист Тор (Thor), весь концерт нещадно колотивший хай-хэты (в момент, когда он начать дуть в тренерский свисток, уже реально хотелось от этой звуковой атаки убежать).

И тут Джира внезапно начинает что-то вещать на испанском (знатоки утверждают, что "Por amor a la vida, por la sangre de vida"), а после и вовсе назвался Булгаковым и стал протяжно рычать "Рррррусь". Стало совсем непонятно как это всё воспринимать, особенно в контексте того, что творилось на сцене 20 минутами ранее - хотя Джира, кажется, мог хоть штаны на сцене снять, как в старые добрые, всё равно публику бы "не отпустило".

Обсуждая прошедший концерт можно рассуждать о катарсисах, просветлениях, религиозных опытах, душевных переживаниях, мазохистских удовольствиях, а можно флегматично посчитать всё происходившее намеренно громкой отповедью уставших от жизни людей - правда есть и в первом, и в последнем. В "Лебединой стали" БГ пел - "Вот твоя боль, так пускай она станет крылом". В этом-то и есть основной принцип живого выступления "Лебедей", а уж как эту трансформированную в уничтожающий зал звук боль воспринимать - на счёт себя, других, или мира и жизни в целом - личное дело каждого.

20.03.2013, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

SWANS - свежие публикации: