ФЕСТИВАЛЬ  Oya-2012. Дни третий и четвертый: слишком много слов

Высказывания в поддержку Pussy Riot, торжество реггей и соула и фантастические норвежские группы на фестивале Oya.

На любом фестивале есть день, в который удается немного передохнуть. Всем, и организаторам, и музыкантам, и даже нам, журналистам. На норвежском Oya таким днем отдыха стал третий день: программа не обещала крупных звезд, но зато давала шанс посмотреть на набирающих силу скандинавских исполнителей.

Весьма порадовала певица Сюзанна (Susanna) - этот вариант "норвежской Адель" продюсерами явно выпускается для покорения международного рынка. Девушка поет нежный соул под акустическую гитару, мелодии в меру привязчивы, но при этом, конечно же, не отпускает ощущение вторичности. Впрочем, публика принимает Сюзанну весьма и весьма благосклонно: мелодичные поп-проекты всегда были в чести у масс, вне зависимости от того, насколько оригинальны содержащиеся в них музыкальные идеи.

Зато нечеловечески удивляет шведская группа Refused. Нет, опять же, удивляет не музыкой, а заявлением на второй песне. "Мы знаем, что в России в тюрьме сидят музыканты. Освободите Pussy Riot!". Сперва даже смотришь в недоумении, думая, не ослышался ли, но, оказывается, не ослышался. В норвежских газетах регулярно появляются заметки о российских сидельцах. Правда, как выясняется, ничего кроме того, что трое панк-певиц сидят в российской тюрьме за спетую политическую песню, в газетах не пишут. Но мы честно можем зафиксировать, что и шведская команда Refused тоже встала в один ряд с Red Hot Chili Peppers и Faith No More. Правда, к сожалению, не в музыкальном отношении.

Главным событием третьего дня должен стать концерт The Black Keys. На переднем плане - гитарист Дэн Ауэрбах (Dan Auerbach) и барабанщик Патрик Карни (Patrick Carney), а вот сессионные клавишник Джон Вуд (John Wood) и басист Гас Сейфферт (Gus Seyffert). Хотя именно они-то и делают основную музыкальную работу - Ауэрбах всего лишь проходится короткими соло, в то время, как Вуд играет и основную мелодическую линию, и, когда берет в руки гитару, еще и ритм-партию.

Конечно, The Black Keys - квинтэссенция всего нынешнего ретро-рока: тут и надрыв в "Next Girl", и риффовая составляющая "Your Touch", и плотные барабаны в "Tighten Up". Но, как и в случае с Сюзанной, не дает покоя дичайшая вторичность всего того, что звучит со сцены: все это мы уже слышали в исполнении куда более титулованных и маститых исполнителей лет тридцать назад. И поэтому, когда восторженные фанаты именуют Ауэрбаха и Карни новыми The Rolling Stones, хочется заметить, что зачем нужны новые, когда, слава Богу, еще есть старые.

А вот кто действительно радует - так это закрывающие третий день фестиваля The Congos. Ямайские любимцы Ли "Скрэтча" Перри играют просто одну длинную реггей-песню, наполняя толпу мощнейшим зарядом радости и хорошего настроения. Просто мелодия на слабую долю, кажется, ничего особенного, но трое чернокожих стариканов поют реггей с такой непосредственной, детской радостью, что хочется раскачиваться и махать руками вместе с ними. Что сбежавшая от The Black Keys толпа с радостью и делает.

Зато четвертый день по силе впечатлений оказывается вполне сопоставим с первым днем фестиваля. Возникшие на главной сцене шведки First Aid Kit - тот самый глоток свободы, наполненный новыми идеями. Сестры Йоханна и Клара Содерберг (Johanna and Klara Soderberg) поют чистый, бесспорный поп-рок, но при этом поют так, что завораживает. Простые гармонии и удивительно привязчивые мелодии, и, конечно же, отличное двухголосие девушек - вот основные составляющие успеха этой группой. А то, что их ждет потрясающий успех - сомнений нет: девчонки уже отлично выступили на Lollapalooza, и только подтвердили на Oya свое мастерство. Что ж, будем следить за этой замечательной шведской группы.

Девчонок сменяет Чарльз Бредли (Charles Bradley) - уникальный пример того, что музыкальную карьеру можно начать в любом возрасте, абсолютно. Первую профессиональную запись Брэдли сделал в 48 лет, а первый (и пока единственный) альбом выпустил в 56. Брэдли поет мощнейший соул, навевающий воспоминания о Джеймсе Брауне (James Brown), выкладываясь по полной. Пот струится градом, Чарльз тяжело опирается на микрофонную стойку (к ней трогательно прицеплен игрушечный черный лебедь), при этом за певца даже становится страшно. Поет Брэдли как в последний раз: напористо, яростно, надрывая связки, и именно это в нем и подкупает. Это - стопроцентно честная музыка, сделанная по всем канонам мировой хит-сцены. И, когда Брэдли, тяжело опираясь на менеджера, уходит со сцены - хочется только пожелать ему как можно больше сил и новых записей.

Не обходимся мы и без тяжеляка. Местные монстры Årabrot играют вполне крепкий стоунер. Трио шарашит бодрыми басовыми партиями и отличными гитарными проходами. Вокалист ревет что есть мочи, и только барабанщик порой немного сбивается, но басист всегда вытягивает ритм, и песня снова "склеивается". Но, собственно, публика всего этого не замечает, драйв рокеры дают, что надо.

Закрывающие фестиваль на сцене Vika норвежцы Death By Unga Bunga - еще одно замечательное открытие фестиваля. Бодрая ритм-секция, отличный гитарный серф и безумная харизма вокалиста навевают воспоминания о Madness. Вот только играют норвежцы гораздо более резко и агрессивно, но с публикой работают отменно. Вот вокалист прыгает в толпу, вот гитарист принимает шоу-позы во время соло, а вот клавишник начинает играть высокое стакатто, раскачивая всех зрителей разом. Отличный молодой коллектив и прекрасное завершение вечера.

Но главная толпа собирается в этот день на выступлении Bon Iver, чрезвычайно популярных в Скандинавии. Но вот тут - история примерно та же, что и с The Black Keys: мы все это уже где-то слышали и видели. Депрессивность Joy Division, рассеянные клавиши Simple Minds - вот, собственно, и весь секрет успеха Bon Iver. При этом играется все настолько невнятно, что кажется, что зрители стоят перед сценой исключительно для того, чтобы поглядеть на заезжих американцев, так, для проформы, а вовсе не от того, что им действительно нравится весь этот постмодернистский коктейль.

Но мы перемещаемся на клубные площадки, где ночью продолжается фестивальная программа. Нас заносит в милый клубешник Gamla в двух шагах от собственно фестиваля. Здесь играют исключительно блюграсс-группы, но нас интересует хэдлайнер - великолепные MHOO. За последний год девчонки успели съездить с гастролями в Бразилию и Нью-Йорк, задружиться с Ману Чао и Джеффом Бэком, сменить состав, взяв в группу двух скрипачек-близняшек, и написать кучу новых песен. Бодрое фолк-кантри с солирующей трубой и двухголосием Оды Даль (Oda Dahl) и Мариам Кьолен (Mariam Kjolen) - перед нами одна из бесспорно лучших молодых европейских групп. Кстати, у девчонок в ноябре концерты в Москве, так что сразу предупреждаем: следите за афишей - пропустить MHOO нельзя ни в коем случае! Под задорные мелодии Оды и Мари отплясывает весь клубешник, а концерт продолжается даже тогда, когда отключают аппарат: девчонки просто берут акустические гитары и играют анплаггд аж до четырех часов утра.

Ну а мы тем временем, усталые но довольные, ползем в гостиницу: фестиваль окончен, но мы уже ждем следующую Oya. Кстати, в следующем году фестиваль в последний раз пройдет на набережной: власти Осло затевают грандиозную стройку и с 2014 года Oya переедет на один из островов, расположенных поблизости. Так что следующий год явно будет для островного фестиваля историческим событием. Так что мы не прощаемся, а говорим: до свидания Oya! Встретимся ровно через год!

15.08.2012, Павел СУРКОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: