ФЕСТИВАЛЬ  Oya-2012. День второй: рояль в кустах

Фантастическое шоу Бьорк, демарш Фрэнка Оушена и незапланированный выход Билли Брэгга на втором дне норвежского фестиваля Oya.

Второй день фестиваля Oya встречает нас невеселым объявлением в пресс-центре. Оказывается, гражданка Бьорк (Bjork) запретила всем фотографировать ее концерт. Предупреждение сурово: мол, кого поймаем с фотоаппаратом - сурово накажем: отнимем браслет и решим аккредитации. Сквозь строчки читается также "выведем в чисто поле и расстреляем". Но мы решаем не сильно переживать по этому поводу: доживем до выступления экстравагантной исландки, а там разберемся.

Пока же есть на что посмотреть и что послушать даже без Бьорк. На главной сцене выступает Йонас Аляска (Jonas Alaska) - весьма и весьма перспективный и интересный музыкант. Играет Йонас американизированный фолк, с большим количеством вставок на губной гармошке, с активной слайд-гитарой. Звучит очень по-восьмидесятнически, да и музыкант даже в своем имидже сознательно косит под Тома Петти (Tom Petty): широкополая шляпа, длинные волосы, зауженные джинсы. И манера вокала у него, с чуть гнусавым прононсом: точь-в-точь Том периода Travelling Wilburys.

Но слушается такая музыка довольно мило: вообще надо отметить все возрастающую любовь норвежских музыкантов к американской музыке. Появление фактических музыкальных клонов западных звезд - тенденция не только российской сцены. Но разве что пафоса и уверенности в собственном величии у норвежцев не столько, сколько у русских рокеров, потомки викингов куда более трезво оценивают свои музыкальные перспективы.

Сменить Йонаса должен Фрэнк Оушен (Frank Ocean). Восходящую звезду лирической сцены на Oya очень ждут, многие промоутеры в VIP-зоне с утра шушукаются о том, что неплохо бы посмотреть на то, как работает Фрэнк. Но Оушен разочаровывает с самого начала: во-первых, он опаздывает. Штука для Oya совершенно неслыханная: с учетом очень комфортного графика (выступления на разных сценах друг друга практически не перекрывают) даже у самых капризных хэдлайнеров есть достаточно времени на подготовку. А тут - почти двадцатиминутная задержка.

Наконец Фрэнк выходит: немного устало опускается на высокий барный стул и начинает петь. Поет Оушен очень эмоционально, но при этом драматически точно, не делая никаких истерических перепадов или, наоборот, нарочито сексуального шепота. Нет, это - ровный чистый открытый вокал, поддержанный ненавязчивым перебором акустической гитары.

Оушен практически не встает со стула, но вот на "Thinkin' Bout You" начинает как-то странно морщиться и даже вздрагивать. Что-то у Фрэнка явно не ладится: то он вдруг повернется к гитаристу, то - оборвет вокальную фразу. И вдруг, совершенно неожиданно - встает и уходит со сцены. Музыканты ждут, но недолго: откладывают инструменты и тоже удаляются за кулисы. Толпа гудит и свистит - и так ждали столько времени, а тут артист, понимаешь, выделывается! Но проблема оказывается действительно серьезной: вышедшая а сцену администратор сообщает, что по состоянию здоровья Фрэнк продолжить выступление не сможет.

Как выяснилось потом, в разговорах с промоутерами, Оушен накануне серьезно натрудил связки и не успел восстановиться к выступлению на Oya. Что ж, пожелаем Фрэнку скорейшего выздоровления и напомним, что перед ответственными фестивалями надо себя беречь.

Но больше всего меня интересует странный пункт в программе фестиваля: на третьей сцене под названием Vika не заявлен вечерний артист. "Выступление будет объявлено особо" - сказано в программке. На сцене тем временем материализовались две гитары, два комбика и микрофон. Нас ждет явно сольное выступление, но вот чье?

И вот тут вся толпа просто опешила. На сцену, кокетливо покачивая бедрами выходит человек, в свое время встряхнувший весь Лондон своей бескомпромиссностью, активностью и недюжинным напором. Он, любимец Джона Пила, вечный непримиримый борец со слащавым саундом, неуемный экспериментатор и провокатор - Билли Брэгг (Billy Bragg).

Билли поет просто под гитару, поет развязно и жестко, поет, перемежая песни длинными телегами об Олимпийских играх ("Британские спортсмены жгут, но их все равно обставят китайцы"), о Морриси ("Я начесал себе такой же кок, как у него, но я седой и выгляжу не таким уж обсоском") и пользе чая ("Вот сейчас я глотну чайку и так запою, что вы забудете и про Морриси тоже. Тем более, что он не пьет чай"). Кого-то, может, эти разговоры и утомляют, но большинство публики хохочет и радостно аплодирует Билли. А тот и рад: то устроит поппури из песен Вуди Гатри (Woody Guthrie), то подурачится на "The Milkman Of Human Kindness", а в финале - споет со всеми хором незабвенную "A New England", на которой лично я окончательно срываю голос. Эх, побольше бы таких неожиданностей!

Но главная звезда второго дня - не Билли, а все-таки Бьорк. Исландская дива выходит без опозданий: начинает она с "Cosmogony". Вообще материал "Biophilia" - это основная часть шоу Бьорк, старых песен она почти не поет, а шоу с гигантскими экранами и собственным видеорядом практически на каждую песню - это даже больше театральная постановка, нежели концерт.

Вторит Бьорк целый хор бэк-вокалисток, но и сама она прорезает музыкальное сопровождение своим точным и острым, как игла, голосом. Даже не верится, что у певицы были проблемы со связками: звучит она ровно так же, как и на студийной записи, даже поразительно. И это касается не только новых вещей. Когда Бьорк все-таки снисходит до старых хитов (без "Hunter" и "Pluto", конечно же не обошлось) - то и тут она звучит ровно так же, как и годы назад. Время не властно над голосом Бьорк - и это чертовски приятно.

Одета певица, конечно же, как всегда экстравагантно: огромный разноцветный парик и блестящее платье делают Бьорк похожей на космического пришельца. Времена девочки-девушки без возраста прошли окончательно (хотя выглядит Бьорк удивительно молодо) - но космогоническая тематика нового альбома этому только способствует. И лишь в финале мы вдруг видим прежнюю Бьорк: на "Possibly Maybe" проступает давно знакомый беззащитный образ: пришелец наконец-то снимает маску и оказывается человеком.

На выступлении Бьорк на публику обрушивается суровое испытание (запрет на фотографирование не в счет): неожиданно зарядил ливень. Но и проливной дождь посетителям Oya не помеха: все как один натянули дождевики и смотрят на Бьорк. А она - улыбается, машет рукой и трогательно благодарит толпу после практически каждой песни. Отличное, романтичное и, вместе с тем, фантастическое (это я касательно сюжета шоу "Biophilia") завершение второго дня.

P.S. Ну а фото Бьорк нам сделать, конечно же удалось. А как именно: мы вам не скажем - пусть это останется нашей маленькой тайной. Мы знаем одно: сама Бьорк по этому поводу неудовольства не выказала.

10.08.2012, Павел СУРКОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: