Второй день фестиваля Oya встречает нас невеселым объявлением в пресс-центре. Оказывается, гражданка Бьорк (Bjork) запретила всем фотографировать ее концерт. Предупреждение сурово: мол, кого поймаем с фотоаппаратом - сурово накажем: отнимем браслет и решим аккредитации. Сквозь строчки читается также "выведем в чисто поле и расстреляем". Но мы решаем не сильно переживать по этому поводу: доживем до выступления экстравагантной исландки, а там разберемся.
Пока же есть на что посмотреть и что послушать даже без Бьорк. На главной сцене выступает Йонас Аляска (Jonas Alaska) - весьма и весьма перспективный и интересный музыкант. Играет Йонас американизированный фолк, с большим количеством вставок на губной гармошке, с активной слайд-гитарой. Звучит очень по-восьмидесятнически, да и музыкант даже в своем имидже сознательно косит под Тома Петти (Tom Petty): широкополая шляпа, длинные волосы, зауженные джинсы. И манера вокала у него, с чуть гнусавым прононсом: точь-в-точь Том периода Travelling Wilburys.
Но слушается такая музыка довольно мило: вообще надо отметить все возрастающую любовь норвежских музыкантов к американской музыке. Появление фактических музыкальных клонов западных звезд - тенденция не только российской сцены. Но разве что пафоса и уверенности в собственном величии у норвежцев не столько, сколько у русских рокеров, потомки викингов куда более трезво оценивают свои музыкальные перспективы.
Сменить Йонаса должен Фрэнк Оушен (Frank Ocean). Восходящую звезду лирической сцены на Oya очень ждут, многие промоутеры в VIP-зоне с утра шушукаются о том, что неплохо бы посмотреть на то, как работает Фрэнк. Но Оушен разочаровывает с самого начала: во-первых, он опаздывает. Штука для Oya совершенно неслыханная: с учетом очень комфортного графика (выступления на разных сценах друг друга практически не перекрывают) даже у самых капризных хэдлайнеров есть достаточно времени на подготовку. А тут - почти двадцатиминутная задержка.
Наконец Фрэнк выходит: немного устало опускается на высокий барный стул и начинает петь. Поет Оушен очень эмоционально, но при этом драматически точно, не делая никаких истерических перепадов или, наоборот, нарочито сексуального шепота. Нет, это - ровный чистый открытый вокал, поддержанный ненавязчивым перебором акустической гитары.
Оушен практически не встает со стула, но вот на "Thinkin' Bout You" начинает как-то странно морщиться и даже вздрагивать. Что-то у Фрэнка явно не ладится: то он вдруг повернется к гитаристу, то - оборвет вокальную фразу. И вдруг, совершенно неожиданно - встает и уходит со сцены. Музыканты ждут, но недолго: откладывают инструменты и тоже удаляются за кулисы. Толпа гудит и свистит - и так ждали столько времени, а тут артист, понимаешь, выделывается! Но проблема оказывается действительно серьезной: вышедшая а сцену администратор сообщает, что по состоянию здоровья Фрэнк продолжить выступление не сможет.
Как выяснилось потом, в разговорах с промоутерами, Оушен накануне серьезно натрудил связки и не успел восстановиться к выступлению на Oya. Что ж, пожелаем Фрэнку скорейшего выздоровления и напомним, что перед ответственными фестивалями надо себя беречь.
Но больше всего меня интересует странный пункт в программе фестиваля: на третьей сцене под названием Vika не заявлен вечерний артист. "Выступление будет объявлено особо" - сказано в программке. На сцене тем временем материализовались две гитары, два комбика и микрофон. Нас ждет явно сольное выступление, но вот чье?
И вот тут вся толпа просто опешила. На сцену, кокетливо покачивая бедрами выходит человек, в свое время встряхнувший весь Лондон своей бескомпромиссностью, активностью и недюжинным напором. Он, любимец Джона Пила, вечный непримиримый борец со слащавым саундом, неуемный экспериментатор и провокатор - Билли Брэгг (Billy Bragg).
Билли поет просто под гитару, поет развязно и жестко, поет, перемежая песни длинными телегами об Олимпийских играх ("Британские спортсмены жгут, но их все равно обставят китайцы"), о Морриси ("Я начесал себе такой же кок, как у него, но я седой и выгляжу не таким уж обсоском") и пользе чая ("Вот сейчас я глотну чайку и так запою, что вы забудете и про Морриси тоже. Тем более, что он не пьет чай"). Кого-то, может, эти разговоры и утомляют, но большинство публики хохочет и радостно аплодирует Билли. А тот и рад: то устроит поппури из песен Вуди Гатри (Woody Guthrie), то подурачится на "The Milkman Of Human Kindness", а в финале - споет со всеми хором незабвенную "A New England", на которой лично я окончательно срываю голос. Эх, побольше бы таких неожиданностей!
Но главная звезда второго дня - не Билли, а все-таки Бьорк. Исландская дива выходит без опозданий: начинает она с "Cosmogony". Вообще материал "Biophilia" - это основная часть шоу Бьорк, старых песен она почти не поет, а шоу с гигантскими экранами и собственным видеорядом практически на каждую песню - это даже больше театральная постановка, нежели концерт.
Вторит Бьорк целый хор бэк-вокалисток, но и сама она прорезает музыкальное сопровождение своим точным и острым, как игла, голосом. Даже не верится, что у певицы были проблемы со связками: звучит она ровно так же, как и на студийной записи, даже поразительно. И это касается не только новых вещей. Когда Бьорк все-таки снисходит до старых хитов (без "Hunter" и "Pluto", конечно же не обошлось) - то и тут она звучит ровно так же, как и годы назад. Время не властно над голосом Бьорк - и это чертовски приятно.
Одета певица, конечно же, как всегда экстравагантно: огромный разноцветный парик и блестящее платье делают Бьорк похожей на космического пришельца. Времена девочки-девушки без возраста прошли окончательно (хотя выглядит Бьорк удивительно молодо) - но космогоническая тематика нового альбома этому только способствует. И лишь в финале мы вдруг видим прежнюю Бьорк: на "Possibly Maybe" проступает давно знакомый беззащитный образ: пришелец наконец-то снимает маску и оказывается человеком.
На выступлении Бьорк на публику обрушивается суровое испытание (запрет на фотографирование не в счет): неожиданно зарядил ливень. Но и проливной дождь посетителям Oya не помеха: все как один натянули дождевики и смотрят на Бьорк. А она - улыбается, машет рукой и трогательно благодарит толпу после практически каждой песни. Отличное, романтичное и, вместе с тем, фантастическое (это я касательно сюжета шоу "Biophilia") завершение второго дня.
P.S. Ну а фото Бьорк нам сделать, конечно же удалось. А как именно: мы вам не скажем - пусть это останется нашей маленькой тайной. Мы знаем одно: сама Бьорк по этому поводу неудовольства не выказала.
2006 – В 2006 году на конкурсе Евровидение, проходившем в Афинах, неожиданно для всех победила финская метал-группа Lordi с песней "Hard Rock Hallelujah" »»
Bob FLORENCE (1932)
Charles DAVIS (1933)
Joe COCKER (1944)
Виктор ЛУФЕРОВ (1945)
CHER (1946)
Jimmy HENDERSON (1954)
Jane WIEDLIN (1958)
Susan COWSILL (1960)
Bastian BAKER (1991)