12 и 13 июля в Петербурге и в Москве выступает итальянский джазово-театрализированный дуэт Musica nuda. Знакомое слово не обманывает: название действительно переводится как "Голая музыка".
Середина лета в Москве выдалась с неожиданно итальянским акцентом: не успел уехать из России безбашенный бард-рокер Энрико Эзма (Enrico Esma), который ходил по Солянскому проезду, выкрикивая под гитару левацкие политические лозунги, как сюда приехал дуэт вокалистки Петры Магони (Petra Magoni) и контрабасиста Феруччо Спинетти (Ferruccio Spinetti) - не уступающие на свой лад в безбашенности рыжему туринцу. По легенде, образовался их дуэт случайно: в 2002 году, перед самыми гастролями Петры заболел гитарист, и она решилась на отчаянный шаг — отправилась на гастроли с контрабасом, исполняя каверы известных песен в сверхминималистической аранжировке.
Хиты, спетые и, главное, разыгранные подвижной перчинкой-итальянкой со звонким голосом и "раздетые" до ритмической и мелодической основы невозмутимым контрабасистом, чрезвычайно понравились публике — так что разовая авантюра стала основным проектом двух профессиональных музыкантов, породившим целую дискографию — не только каверов, но и сочинений, написанных специально для них – и регулярные турне. В России музыканты-"нудисты" не в первый раз: но на сей раз они доберутся не только до Питера, как в феврале 2010 года, но и до Москвы. А перед этим они ответили на вопросы "Звуков":
Звуки.Ru: - Название вашего дуэта "Голая музыка" подчеркивает его экстремальность. Но вообще-то дуэт женского голоса и струнного инструмента — вещь чрезвычайно распространенная; в чем разница, музыкальная и идеологическая, дуэта вокала и контрабаса и, скажем, вокала и гитары, или вокала и пианино?
Петра: - Музыкальная разница состоит в том, что контрабас играет гораздо меньше нот, чем гитара или пианино. Самое большее — 2-3 одновременно. И кроме того, звук у него очень тяжелый, то есть с точки зрения высоты тона очень далекий от диапазона высокого женского голоса, как у меня. Поэтому остается много пустого пространства, свободного от звука, откуда и взялось наше название "Голая музыка": первоначально мы исполняли каверы знаменитых произведений, "снимая" все прочие инструменты. Гитара и пианино играют аккордами, в гармоническом смысле они несравненно богаче, а контрабас — инструмент, который обычно остается в тени и не демонстрирует всех своих возможностей. Так и Патти (Tuck e Patty), например – в каком-то смысле наши антиподы: он играет на гитаре, а она поет низким голосом. Мы как-то исполняли вместе несколько вещей на концерте, и вышло очень здорово, потому что мы не перекрывали, а дополняли друг друга.
Звуки.Ru: - На свои альбомы вы приглашаете "специальных гостей". А нет у вас идеи сделать с ними "живой" концерт, как поступает, например, Кronos Quartet?
Ферруччо: - Мы уже делали это. Musica Nuda 2 (2006) – это был двойной альбом, на первом мы CD были только мы с Петрой, а на втором играли вместе с разными музыкантами. И часто случалось, что во время наших гастролей по соседству оказывался кто-то из наших друзей-музыкантов, и мы приглашали их на сцену сыграть с нами тот или иной номер. Следующий CD, который скоро выйдет, весь состоит из авторских композиций, почти все они ранее не записывались, и мы решили сделать сами себе подарок на десятилетие нашей голой музыки – пригласили участвовать в проекте Даниеле Де Грегорио (Daniele De Gregorio), отличного музыканта и аранжировщика, который вот уже двадцать лет работает с Паоло Конте (Paolo Conte). Каждая новая песня будет сделана в иной аранжировке, предусматривающей разные составы, от трио до оркестра с 85-ю музыкантами. Надеемся, что с 2013 году сможем дать серию концертов "Musica Nuda+Orchestra", с тем же Де Грегорио в роли дирижера.
Звуки.Ru: - На меня произвела большое впечатление ваша версия классической песни Фабрицио де Андре Bocca di Rosa. У вас она превратилась прямо в какой-то "Полет шмеля"... А еще быстрее сыграть можете?
Петра: - Мы не пользуемся метрономом, так что скорость этой песни от концерта к концерту немного меняется. Конечно, это своего рода вызов, слушателя удивляет и поражает, что эта песня может быть исполнена в таком темпе. Но ведь эта песня о сплетнях и пересудах, которые могут так отравить жизнь, особенно в маленьком городке. Вот мы и решили это показать. (Героиня песни — любвеобильная девушка по прозвищу "Ротик розой", которой приходится покинуть город — и которую провожает на вокзале все мужское население, от генерала полиции до священника — МВ).
Звуки.Ru: - Обратимся к вашему русскому турне. Вы же не первый раз в Петербурге, верно? Как вам Питер? Есть какая-то разница между сценами, на которых вы выступаете?
Ферруччо: - Санкт-Петербург — это волшебный город. У него свое особенное очарование. Для нас было очень волнительно выступать в Эрмитажном театре и еще более волнительно в него вернуться всего через несколько дней. Каждый город, каждая страна дарит что-то тому, кто в нее приезжает. Мы очень рады что впервые будем играть в Москве, мы здесь ни разу до сих пор не были, ни с гастролями, ни как туристы.
Звуки.Ru: -Как составлена программа? Вы сосредоточитесь на своих авторских номерах, или представите каверы классических вещей, которые так любит публика?
Ферруччо: - Как всегда: будет смесь из оригинальных композиций, представленных на альбоме Complici, вышедшем в 2011 гоlу на Blue Note, и каверы: на английском, французском, и прежде всего на итальянском. Мы считаем, что нет нужды меня программу для каждого города, или страны. Песни, если это хорошие песни – универсальны, и могут впечатлить и доставить удовольствие вне зависимости от города или сцены, с которой исполняются.
6. Петра поет на итальянском, французском, английском... Не приготовили ли вы какой-нибудь сюрприз на русском? "Подмосковные вечера" или тот же самый "Полет шмеля"?
Петра: - Пока что нет. Но мы еще можем об этом подумать...
Musica Nuda
Санкт-Петербург, 12 июля, в рамках джазового фестиваля "Эрмитаж",
13 июля, Москва, Театральный центр на Страстном, 21.00
Ссылки и информация: http://orgimprove.timepad.ru/event/22916
1902 – В 1902 году в городе Каламазу, штат Мичиган, США Оливер Гибсон основал мануфактуру по производству струнных инструментов the Gibson Mandolin-Guitar Mfg. Co, Ltd. Через 24 года под этой маркой выйдет первая электрогитара, получившая широкое распространение среди музыкантов »»
1953 – Родился Мидж Юр - шотландский гитарист, певец, клавишник, автор песен, продюсер, прежде всего известный как фронтмен группы Ultravox »»
Junior MANCE (1928)
Ed BLACKWELL (1929)
Paul HUMPHREY (1935)
David Lee ROTH (1955)
Tanya TUCKER (1958)
Kirsty MACCOLL (1959)