Квинси Джонс  В Гарварде новый профессор

В Гарвардском университете учреждена новая профессорская должность. Впервые в истории США выделена постоянная ставка преподавателя афро-американской музыки (преподавание джаза на Западе - достаточно...

В Гарвардском университете учреждена новая профессорская должность. Впервые в истории США выделена постоянная ставка преподавателя афро-американской музыки (преподавание джаза на Западе - достаточно специальная область). Должность имеет название: профессор "имени Куинси Джонса". Джонс теперь канонизирован при жизни, впрочем, вполне заслуженно. Трубач, композитор, педагог, руководитель оркестра, продюсер, музыкальный директор, открыватель талантов, аранжировщик, защитник гражданских прав и общечеловеческих ценностей, сценограф... За одно открытие и раскрутку Майкла Джексона он уже должен был войти в историю поп-музыки, но ведь он известен еще как превосходный джазист, как один из создателей стиля "фьюжн", как провозвестник "soft-jazz'а" и пропагандист фанка.
У Квинси Джонса получили путевку в жизнь так много инструменталистов и певцов, что бессмысленно упоминать лишь их часть. Замечание типа "он сотрудничал с Куинси Джонсом" - является лучшей рекомендацией для музыканта топ-уровня, вне зависимости о того, кто он - джазмэн, рокер, фанкстер или попсовик. Лайонел Хэмптон и Каунт Бэйси просили его писать аранжировки, он продюсировал шоу "The Fresh Prince of Bel Air" на национальном телевидении США, в его коллекции - 26 (!) наград "Grammy" не считая тех, которые получали его подопечные.
Деньги на эту университетскую ставку дал монстр - объединенная компания Time-Warner. В прошлом году, когда заключалась "сделка тысячелетия" по объединению этих двух компаний, большинство как заинтересованных лиц, так и наблюдателей, ожидало от такого слияния только гадостей. Слова "ответственных товарищей" о том, что создание супергиганта информационно-развлекательной индустрии даст возможность развивать новые направления деятельности, предоставит новые перспективы музыкантам, зрителям, слушателям и другим заинтересованным лицам, воспринимались как сладкая маскировка истинных акульих намерений рождающейся сверхмонополии. К удивлению, пока приходится констатировать, что не только не произошло сковывания шоу-бизнеса по рукам и ногам новыми правилами игры, но Time-Warner, похоже, действительно имеет уже столько, что может себе позволить подумать не только о прибылях, но и о перспективах развития музыки и общества.
Фактически, распоряжаться этой ставкой будет небезызвестная организация - Afro-American Studies Department, только что отметившая свое 30-летие в Бостоне. Размер пожертвования не разглашается, но известно, что обычно это "стоит" порядка $ 3 000 000 . Необычно также то, что Time-Warner не поднимало рекламную шумиху вокруг пожертвования. Деньги были перечислены внезапно. И жертвователи снова ушли в тень. Ходят слухи о том, что это - далеко не единственная музыковедческая ставка, которую Time-Warner хочет проспонсировать, но подробностей пока не знает никто. Прецедент довольно интересный и важный, учитывая, что пришла эра супермонополий. До настоящего времени наскрести деньги на необходимые, но рекламно неперспективные проекты было почти безнадежно. Изучение фольклора, помощь музыкантам, страдающим от наркомании и алкоголизма, образовательные программы и предоставление возможности профессионального дебюта музыкантам из малообеспеченных или деклассированных слоев общества, поддержка с момента возникновения новых альтернативных форм музыки и искусства (например, рэп и вообще хип-хоп культура были замечены и стали получать финансовые вливания только тогда, когда начали приносить очень серьезную прибыль). Поддержка культовых музыкальных площадок - легендарных клубов, фестивалей, мест, связанных с жизнью выдающихся музыкантов, - много на что денег не хватает всегда.
Похоже, что, наконец, продавцы начали ухаживать за курицей, несущей золотые яйца. И то, что первая профессорская ставка по музыковедению - в Гарварде! - оплачиваемая китом медиабизнеса, связана с афроамериканской музыкой, тоже весьма примечательно. Афроамериканская музыка, нравится или нет, - явилась и до сих пор является основой всей американской музыки, особенно, популярной. Джаз, как американская классика, рок, блюз и ритм-энд-блюз... Кантри не существовало бы без "негритянских идиом" (кстати, процент негров и мексиканцев среди фермеров и ковбоев - создателей и кантри, и вестерн, был гораздо выше, чем об этом обычно говорят или показывают в фильмах, - иначе вместо кантри так бы и пели ирландские, шотландские или немецкие - Техас - песни). Музыка таких гениев симфонизма, как Айвз, Рахманинов (американский период) и Стравинский несет на себе явный отпечаток негритянской американской культуры.
Благодаря этому львиная доля мировой популярной музыки, - за редким исключением - корнями уходит в музыку афро-американцев. Американские негры большую часть четырехсотлетней истории страны имели возможность выражать себя только в двух областях: молитве и пении. В музыке формировалась душа американской негритянской культуры. Получив в начале нашего века возможность влиться в шоу-бизнес, американские негры, работавшие, трудившиеся над совершенствованием своей музыки заняли ведущие позиции в популярной музыке. Для таких белых музыкантов, как Пол Уайтмэн, Пи-Ви Рассел, Бени Гудмэн, Фрэнк Синатра, Элвис Прэсли, Билл Хейли, Джанис Джоплин и многих, многих других, наивысшей похвалой было, что они играют или поют "как черные", или "не хуже". Негритянская музыка, благодаря отчаянной работоспособности, таланту, традициям, образу жизни ее представителей, всегда оставалась эталоном для музыкантов США. Даже такие "лилейно-белые" направления, как Heavy Metal или Панк, происходят от негритянских корней. Metal берет начало как в Heavy Music 60-х (Iron Butterfly), являющейся утяжеленным блюзом, но и в гитарной революции Джими Хендрикса. Панк - это современное, агрессивное, бескомпромиссное, отвергающее авторитеты рокабилли - смесь черных ритмов и белых кантри-ходов.
Благодаря этой акции Time-Warner мы получаем более разнообразную, неоднозначную, многовариантную музыкальную и культурную палитру. Хотелось бы верить, что это только первый шаг, и что подобные начинания затронут не только Запад вообще и США в частности.

26.04.2000, Борис ЛАБКОВСКИЙ (ЗВУКИ РУ)

Квинси Джонс