ORBITAL  Вонки по вертикали

Дождавшись выхода альбома «Wonky», Звуки придирчиво вслушиваются в этот диск и приходят к выводу, что игра Orbital в распад и возрождение стоила свеч.

Братья Хартнолл (P&P Hartnoll) не играли вместе 5 лет – распустив группу в 2004-м они пару лет без особого успеха позанимались сольными проектами, крутили пластинки в клубах, наконец, просто валяли дурака. Но в конце концов, три года назад объявили о воссоединении. Поначалу о новом материале речи не шло – мол, поиграем концерты, а там поглядим как пойдет. Пошло хорошо – вскоре Фил и Пол отметились первым пост-воссоединительным синглом, а теперь дозрели и до альбома, заручившись поддержкой звукоинженера по прозвищу Флад (Flood), многолетнего члена «студийной семьи» Depeche Mode. Дождавшись выхода «Wonky», мы решили придирчиво вслушаться в этот диск и пришли к выводу, что игра с распадом и возрождением определенно стоила свеч.

«One Big Moment»

Эта вещь запала в душу еще после выступления группы на дне рождения BBC 6. Голоса из фильмов плюс эпическая синтезаторная тема, которая ко второй минуте прирастает среднетемповым ломаным ритмом – да, это типичный Orbital, ровно то, чего мы все ждали как минимум с 2004-го, а то и с 1999-го. Это одновременно похоже и на “Forever”, и на что-то с “Middle of Nowhere”, при этом Фил и Пол зазвучали более мажорно, более оптимистично, что ли. И этот оптимизм оказался им очень к лицу.

«Straight Sun»

Братья опубликовали этот трек примерно за месяц до выхода альбома, и тогда он оставил довольно спорные впечатления – слишком модный звук, слишком простая мелодика. Теперь же, в контексте целого альбома, да еще и меж двух хитов, «Straight Sun» оказывается на своём месте. Да, тут многовато заигрываний с плотным басом и сайд-чейнами (модный в современных аранжировках приём, когда громкость одной из партий уменьшается, как только вступает другая, чтобы обеспечить максимум напора на протяжении всей композиции). Из модных ингредиентов всё равно получается типично орбиталовская тревожная вещица а-ля «Initiation» (фортепианная тема в начале, к тому же, отдаёт «Kein Trink Wasser»).

«Never»

Ну уж по поводу этого трека сомнений не было никаких. Первый сингл, появившийся чуть ли не за полгода до полнометражной пластинки, собственно, и породил те ожидания, связанные с «Wonky», которым в итоге суждено было оправдаться. «Never» - хит. Яркий, духоподъемный, типичная «весенняя музыка». Сложные и алогичные мелодии сплетаются в светлую и гармоничную картину – высший композиционный пилотаж, который лучше всех всегда удавался именно Филу и Полу. Снова на ум приходит сравнение со “Snivilization” или даже с “In Sides”, вот только синтезаторы здесь посовременнее.

«New France»

Редкая минорная вещь на альбоме, что частично объясняется появлением тут Zola Jesus в качестве приглашенной вокалистки. Да и живой бас, совершенно для братьев нетипичный, тоже добавляет треку пост-панкового колорита. И все же Хартноллы умеют из всего собирать типично орбиталовские треки (чего, кстати, не водилось за их сольными проектами, видать, соскучились по своим же приёмам). Ника Роза Данилова (Nika Roza Danilova) здесь не столько певица, сколько «вокальный сэмпл» - много бессловесной текстуры на заднем плане, а спереди по большей части завывания в духе Долорес О’Риордан (Dolores O’Rioordan). И так братья используют голос всегда – та же Элисон Голдфрэпп (Alison Goldfrapp), которую Orbital записали лет за пять до появления у неё собственной группы, у них тоже по большей части мяукала.

«Distractions»

Снова минор, тревога, хитросплетения синтезаторных мелодий и вокальных сэмплов. Похоже на слегка прокачанный вариант «Funny Break» или «Otono». И пусть вас не сбивают с толку многочисленные сравнения – это не от того, что «Wonky» в чем-то вторичен, а от того, что уж очень тоскует душа по классическому Orbital, и ничто так не радует, как возвращение братьев к своей же собственной, проверенной эстетике.

«Stringy Acid»

А вот эта вещь – однозначно самая ретроградская. Хаус-ритм в духе начала девяностых, эйсидная бас-линия и синтезаторные раскаты, вызывающие недвусмысленные ассоциации с «Chime» и лучшими треками с «Brown Album» (где «Stringy Acid» совсем бы не затерялась). Вот чего-чего, а рейв-ренессанса от Фила и Пола трудно было ждать, однако поди ж ты – и это могут. Браво.

«Beelzedub»

То, что начинается как вполне однозначный дабстеп, в итоге превращается в новый «Satan» (отсылки к Вельзевулу в названии тоже видимо неспроста). Удивительным образом, заигрывая с самым что ни на есть народным форматом, Orbital делают совершенно не быдланскую музыку. Во-первых, подчёркнуто агрессивные, перегруженные басы и лид-синтезаторы Хартноллы умело оттеняют мягкими барабанами (этот прием в последнее время удачно взял на вооружение Scuba). Ударная секция будто бы пришла откуда-то из середины девяностых, особенно когда трек раскручивается в старорежимный drum & bass. Во-вторых, у Orbital треки привычно перенасыщены событиями, это почти забытый в современной электронике максимализм. За полтрека братья успевают сыграть больше нот, чем какой-нибудь Roska за целый альбом. Кажется, перед нами главный хит будущих концертов.

«Wonky»

Orbital в первый и единственный раз переходят грань разумного в стремлении заигрывать с модой. Мелодика включается только на припеве (который в самом деле красив), а до того – качающий бит, тревожные брейкдауны с выходом в виде барабанных крещендо и, разумеется, атональный синтезаторный визг. В сочетании с рэпом от Lady Leshurr получается практически грайм. У этой вещи, правда, есть другой аргумент в пользу того, чтобы оказаться в истории – клип про котиков-убийц.

«Where Is it Going?»

Ну а под финал – классический танцевальный боевик с прямой бочкой, эйфорическими аккордами и арпеджио (куда же без них). Прямой наследник «Lush 3» и «Nothing Left», что для трека Орбитал, наверное, лучшая характеристика.

Вы уж извините, но иных слов кроме как «прекрасно», «восхитительно» и «лучшая запись группы за последние 15 лет» в голову не приходит. Фил и Пол, конечно, не переплюнули свой же альбом «In Sides» (1996), но то была, возможно, лучшая запись в истории электронной музыки вообще, меркнуть на её фоне – вещь сама собой разумеющаяся. После того самого 1996-го (даже во времена «Middle of Nowhere», который с высоты прожитого уже почти представляется божественной симфонией) Orbital были «уже немного не те», а во времена «Altogether» - совсем не те. А теперь – что называется, как новенькие.

Первый громкий реюнион электронной группы из девяностых вышел успешным по всем статьям. И если для возвращения былой славы непременно нужно пережить фазу распада, нам видимо стоит надеяться на скорый роспуск Autechre, а также расщепление на атомы Ричарда Джеймса (Richard James), разумеется, с последующим сбором обратно. Может, хоть это заставит его записать что-нибудь в духе «Selected Ambient Works».

04.04.2012, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ORBITAL - свежие публикации: