Крис Слейд (Chris Slade) - стопроцентная живая легенда. Игравший с десятком легендарных команд он и сегодня - один из самых востребованных сессионных музыкантов. Но мы-то помним Слейда, прежде всего, по AC/DC, с которыми он в 1991 году приехал в Москву на знаменитый фестиваль в Тушино. Сегодня Слейд в Москве - частый гость. И, узнав, что он снова прилетел в Москву и готов дать интервью, я немедленно собираюсь и мчусь на встречу.
Он практически не изменился: все такой же улыбчивый, очень мягкий в обращении - даже не верится, что этого обходительного пожилого человека Ангус Янг назвал "убийственной драм-машиной". Разве что на протяжении всего интервью Слейд что-то выстукивает по поверхности стола пальцами - ритм так и прет наружу. В нашем разговоре, мы, естественно, не могли не вспомнить Москву начала 90-х, Тома Джонса, братьев Янгов и выяснили мимоходом особенности британской музыки.
Звуки.Ru: Первый раз мы увидели тебя в состав AC/DC - страшно вспомнить! - двадцать с лишним лет назад. А ты-то помнишь этот день?
Крис Слейд: Отлично помню. Я никогда не играл перед такой толпой - да, думаю, все музыканты тогда были в шоке, когда увидели, сколько народу пришло на концерт. Мы не видели конца всей людской массе - она, казалось, исчезала за горизонтом. Не знаю, что слышали люди в толпе, потому что все орали так, что у нас самих уши закладывало. Я помню, спросил у нашего менеджера: "А сколько тут человек7", а он отвечает: "Не знаю, говорят, что миллион".
Звуки.Ru: На самом деле, все-таки поменьше. Но полмиллиона было точно. Я, кстати, был одним из тех, кто стоял тогда в толпе.
Крис: И ты не испугался? Мне почему-то казалось, что очень страшно быть там, внутри такой толпы...
Звуки.Ru: Нет, не испугался, я, скорее, обалдел от счастья, что мои любимые музыканты приехали в Москву. Ты, кстати, мог предположить, что в России - а тогда еще в СССР - у AC/DC столько поклонников?
Крис: Мы даже не думали, что вообще кому-то тут нужны. Ну, думали, пара сотен человек придет - а тут такая толпа. Мы и предположить не могли, что русские знают наши песни. А как оказалось, они не только знали все слова, но могли просто пропеть за нас все песни, со всеми паузами и модуляциями. Было дико круто.
Звуки.Ru: Скажи, ты после того памятного времени уже много раз приезжал в Москву - что поменялось?
Крис: Сейчас расскажу одну историю. Когда мы приехали с AC/DC в 91-м, нас поселили в одну из лучших гостиниц Москвы. Во всяком случае, нам так сказали. Не помню, как назывался отель, но нам сказали, что мы будем жить в самых крутых номерах, типа, здесь даже американские президенты останавливаются. Ну, захожу я в свой номер, смотрю, номер действительно хороший, комната большая, кровать большая, картина на стене. Но только одна незадача: на окнах нет штор. И я оказался перед дилеммой: что делать - спать под одеялом или же повесить одеяло на окно, чтобы можно было отоспаться и солнце в глаза не било.
Звуки.Ru: И что ты выбрал?
Крис: Занавесил одеялом окно. Было не так холодно, выспался и без одеяла. Выспаться было важней.
Звуки.Ru: Но и сегодня тебе никуда не деться от AC/DC. В Москве ты играешь с трибьют-проектом Easy Dizzy, а еще у тебя есть свой собственный кавер-бэнд Chris Slade's Steel Circle: CS/SC...
Крис: Именно так. Что касается Easy Dizzy - мне чертовски нравится с ними играть. В мае у них будет пятилетие - первый юбилей - и я специально прилечу, чтобы выступить с ними. Да и Steel Circle я тоже не забросил, в апреле у нас будет турне по Европе.
Звуки.Ru: А записать что-нибудь со Steel Circle ты не хотел?
Крис: А зачем? Эти песни уже записала другая группа, так что перезаписывать их нет никакого смысла. Трибьют-группа, кавер-группа - это исключительно концертные проекты, я не вижу смысла для них что-либо записывать.
Звуки.Ru: Ты играл с такими гигантами как Том Джонс (Tom Jones), Дэвид Гилмор (David Gilmour), ты играл в Manfred Mann's Earth Band, в Asia, в The Firm... А какая группа в твоей жизни была главной?
Крис: Это самый сложный вопрос из всех, что мне когда-либо задавали. Группы, проекты - они как дети, ты любишь их всех и каждого в отдельности. Конечно, AC/DC - это одна из главных групп не только в моей жизни, но и во всем мире, и поэтому я до сих пор играю музыку AC/DC. Но и с Дэвидом Гилмором было круто играть, и с Джимми Пейджем, и с Томом Джонсом...
Звуки.Ru: Но как тебе удается играть с такими разными исполнителями? Музыка-то разная, а все равно приглашают тебя. То есть ты и хэви-барабанщик, и джазовый музыкант, и рок-н-ролльный...
Крис: Все дело в технике. Владеешь техникой - владеешь миром. Дело, наверное, в джазе. Джазовая техника - самая сложная, и если овладел ею, то тебе никакой другой стиль не страшен. Джаз учит музыканта мгновенно переключаться, учит импровизировать, учит слушать других музыкантов. Меня этому научил оркестр Каунта Бейси. Очень люблю играть с биг-бендом.
Звуки.Ru: Расскажи, что ты планируешь записать в ближайшее время?
Крис: Недавно в Лос-Анджелесе я закончил записываться с группой Ecotonic, мы написали вместе несколько песен и записали альбом. Это такой поп-рок: что-то более попсовое, что-то потяжелее. По-моему, получилось. Сейчас думаем поехать на гастроли. И есть еще хэви-группа MIWA с японской вокалисткой, которая поет гроулингом. Мы даже сняли 3D-клип, так что вскоре все смогу увидеть в объеме, как я играю на барабанах!
Звуки.Ru: Ты продолжаешь общаться с братьями Янгами?
Крис: Нет, они не из тех ребят, что могу позвонить и сказать: "О, Крис, привет, как дела? Мы тут во Флориде зажигаем!". Они - достаточно закрытые люди. Джимми Пейдж, кстати, такой же. А вот с Томом Джонсом мы недавно как-то встретились в Лас-Вегасе и проторчали в баре до четырех утра. Я созваниваюсь с Дэвидом Гилмором периодически, так что я по-прежнему в тусовке! (смеется)
Звуки.Ru: Ты долго жил в Америке, а сейчас перебрался обратно в Англию. Чувствуешь разницу между американскими и британскими музыкантами.
Крис: Возьмем прошедшее столетие - вся крутая музыка появилась в Англии: от The Rolling Stones до Pink Floyd...
Звуки.Ru: The Beatles?
Крис: О, забыл про них! (хохочет) Да, ребятки ничего так играли. Все эти ребята - британские группы - они и через пятьдесят лет будут в топах, как и сегодня. Даже Abba тоже, я слышал, родом из Англии. Это я шучу. (смеется) Знаешь, как Дюк Эллингтон сказал: музыка делится на две категории - хорошую и плохую. И в Англии зародилась хорошая музыка. И если музыка цепляет детей - значит, это хорошая музыка: а я вижу полно ребят в майках AC/DC, The Rolling Stones. Мой внук - фанат AC/DC, ему шесть лет, а у него уже майка есть.
Звуки.Ru: Он понимает, что его дедушка играл в AC/DC?
Крис: Я не уверен, что он это понимает, но, надеюсь, когда подрастет, то будет мной гордиться. Он, кстати, уже пытается что-то там барабанить, так что смена растет. У меня два сына - барабанщики, а теперь вот и внук, может, туда же подастся. Вообще, у меня давно есть мечта сделать проект Slade & Sons - поиграть вместе с двумя моими сыновьями. Такая старческая амбиция, если угодно.
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)