Chris SLADE  "Хорошая музыка зародилась в Англии - проверено временем!"

Легендарный барабанщик Крис Слейд рассказал Звукам о своей работе с AC/DC, об особенностях советских гостиниц, о посиделках с Томом Джонсом и о перспективах трибьют-групп.

Крис Слейд (Chris Slade) - стопроцентная живая легенда. Игравший с десятком легендарных команд он и сегодня - один из самых востребованных сессионных музыкантов. Но мы-то помним Слейда, прежде всего, по AC/DC, с которыми он в 1991 году приехал в Москву на знаменитый фестиваль в Тушино. Сегодня Слейд в Москве - частый гость. И, узнав, что он снова прилетел в Москву и готов дать интервью, я немедленно собираюсь и мчусь на встречу.

Он практически не изменился: все такой же улыбчивый, очень мягкий в обращении - даже не верится, что этого обходительного пожилого человека Ангус Янг назвал "убийственной драм-машиной". Разве что на протяжении всего интервью Слейд что-то выстукивает по поверхности стола пальцами - ритм так и прет наружу. В нашем разговоре, мы, естественно, не могли не вспомнить Москву начала 90-х, Тома Джонса, братьев Янгов и выяснили мимоходом особенности британской музыки.

Звуки.Ru: Первый раз мы увидели тебя в состав AC/DC - страшно вспомнить! - двадцать с лишним лет назад. А ты-то помнишь этот день?
Крис Слейд: Отлично помню. Я никогда не играл перед такой толпой - да, думаю, все музыканты тогда были в шоке, когда увидели, сколько народу пришло на концерт. Мы не видели конца всей людской массе - она, казалось, исчезала за горизонтом. Не знаю, что слышали люди в толпе, потому что все орали так, что у нас самих уши закладывало. Я помню, спросил у нашего менеджера: "А сколько тут человек7", а он отвечает: "Не знаю, говорят, что миллион".

Звуки.Ru: На самом деле, все-таки поменьше. Но полмиллиона было точно. Я, кстати, был одним из тех, кто стоял тогда в толпе.
Крис: И ты не испугался? Мне почему-то казалось, что очень страшно быть там, внутри такой толпы...

Звуки.Ru: Нет, не испугался, я, скорее, обалдел от счастья, что мои любимые музыканты приехали в Москву. Ты, кстати, мог предположить, что в России - а тогда еще в СССР - у AC/DC столько поклонников?
Крис: Мы даже не думали, что вообще кому-то тут нужны. Ну, думали, пара сотен человек придет - а тут такая толпа. Мы и предположить не могли, что русские знают наши песни. А как оказалось, они не только знали все слова, но могли просто пропеть за нас все песни, со всеми паузами и модуляциями. Было дико круто.

Звуки.Ru: Скажи, ты после того памятного времени уже много раз приезжал в Москву - что поменялось?
Крис: Сейчас расскажу одну историю. Когда мы приехали с AC/DC в 91-м, нас поселили в одну из лучших гостиниц Москвы. Во всяком случае, нам так сказали. Не помню, как назывался отель, но нам сказали, что мы будем жить в самых крутых номерах, типа, здесь даже американские президенты останавливаются. Ну, захожу я в свой номер, смотрю, номер действительно хороший, комната большая, кровать большая, картина на стене. Но только одна незадача: на окнах нет штор. И я оказался перед дилеммой: что делать - спать под одеялом или же повесить одеяло на окно, чтобы можно было отоспаться и солнце в глаза не било.

Звуки.Ru: И что ты выбрал?
Крис: Занавесил одеялом окно. Было не так холодно, выспался и без одеяла. Выспаться было важней.

Звуки.Ru: Но и сегодня тебе никуда не деться от AC/DC. В Москве ты играешь с трибьют-проектом Easy Dizzy, а еще у тебя есть свой собственный кавер-бэнд Chris Slade's Steel Circle: CS/SC...
Крис: Именно так. Что касается Easy Dizzy - мне чертовски нравится с ними играть. В мае у них будет пятилетие - первый юбилей - и я специально прилечу, чтобы выступить с ними. Да и Steel Circle я тоже не забросил, в апреле у нас будет турне по Европе.

Звуки.Ru: А записать что-нибудь со Steel Circle ты не хотел?
Крис: А зачем? Эти песни уже записала другая группа, так что перезаписывать их нет никакого смысла. Трибьют-группа, кавер-группа - это исключительно концертные проекты, я не вижу смысла для них что-либо записывать.

Звуки.Ru: Ты играл с такими гигантами как Том Джонс (Tom Jones), Дэвид Гилмор (David Gilmour), ты играл в Manfred Mann's Earth Band, в Asia, в The Firm... А какая группа в твоей жизни была главной?
Крис: Это самый сложный вопрос из всех, что мне когда-либо задавали. Группы, проекты - они как дети, ты любишь их всех и каждого в отдельности. Конечно, AC/DC - это одна из главных групп не только в моей жизни, но и во всем мире, и поэтому я до сих пор играю музыку AC/DC. Но и с Дэвидом Гилмором было круто играть, и с Джимми Пейджем, и с Томом Джонсом...

Звуки.Ru: Но как тебе удается играть с такими разными исполнителями? Музыка-то разная, а все равно приглашают тебя. То есть ты и хэви-барабанщик, и джазовый музыкант, и рок-н-ролльный...
Крис: Все дело в технике. Владеешь техникой - владеешь миром. Дело, наверное, в джазе. Джазовая техника - самая сложная, и если овладел ею, то тебе никакой другой стиль не страшен. Джаз учит музыканта мгновенно переключаться, учит импровизировать, учит слушать других музыкантов. Меня этому научил оркестр Каунта Бейси. Очень люблю играть с биг-бендом.

Звуки.Ru: Расскажи, что ты планируешь записать в ближайшее время?
Крис: Недавно в Лос-Анджелесе я закончил записываться с группой Ecotonic, мы написали вместе несколько песен и записали альбом. Это такой поп-рок: что-то более попсовое, что-то потяжелее. По-моему, получилось. Сейчас думаем поехать на гастроли. И есть еще хэви-группа MIWA с японской вокалисткой, которая поет гроулингом. Мы даже сняли 3D-клип, так что вскоре все смогу увидеть в объеме, как я играю на барабанах!

Звуки.Ru: Ты продолжаешь общаться с братьями Янгами?
Крис: Нет, они не из тех ребят, что могу позвонить и сказать: "О, Крис, привет, как дела? Мы тут во Флориде зажигаем!". Они - достаточно закрытые люди. Джимми Пейдж, кстати, такой же. А вот с Томом Джонсом мы недавно как-то встретились в Лас-Вегасе и проторчали в баре до четырех утра. Я созваниваюсь с Дэвидом Гилмором периодически, так что я по-прежнему в тусовке! (смеется)

Звуки.Ru: Ты долго жил в Америке, а сейчас перебрался обратно в Англию. Чувствуешь разницу между американскими и британскими музыкантами.
Крис: Возьмем прошедшее столетие - вся крутая музыка появилась в Англии: от The Rolling Stones до Pink Floyd...

Звуки.Ru: The Beatles?
Крис: О, забыл про них! (хохочет) Да, ребятки ничего так играли. Все эти ребята - британские группы - они и через пятьдесят лет будут в топах, как и сегодня. Даже Abba тоже, я слышал, родом из Англии. Это я шучу. (смеется) Знаешь, как Дюк Эллингтон сказал: музыка делится на две категории - хорошую и плохую. И в Англии зародилась хорошая музыка. И если музыка цепляет детей - значит, это хорошая музыка: а я вижу полно ребят в майках AC/DC, The Rolling Stones. Мой внук - фанат AC/DC, ему шесть лет, а у него уже майка есть.

Звуки.Ru: Он понимает, что его дедушка играл в AC/DC?
Крис: Я не уверен, что он это понимает, но, надеюсь, когда подрастет, то будет мной гордиться. Он, кстати, уже пытается что-то там барабанить, так что смена растет. У меня два сына - барабанщики, а теперь вот и внук, может, туда же подастся. Вообще, у меня давно есть мечта сделать проект Slade & Sons - поиграть вместе с двумя моими сыновьями. Такая старческая амбиция, если угодно.

24.02.2012, Павел СУРКОВ (ЗВУКИ РУ)