SAINT-PREUX  "Каждый новый альбом - приглашение открыть новую Вселенную"

В разговоре со Звуками французский композитор Сен-Прё размышляет об электронике и симфонизме, мимоходом открывая пару новых Вселенных

Интерес к творчеству французского электронного композитора Сен-Прё (Saint-Preux) возник в России ещё в конце шестидесятых годов XX века. Этот автор давно уже стал для нас музыкальной классикой. До сих пор прекрасные мелодии, созданные им, остаются для нас чем-то близким, будто приснившимся... Сен-Прё, настоящее имя которого Кристиан Ланглад - редкий гость концертных площадок, и, кажется, довольно мало пишет для кино, но его композиции часто оказываются не только музыкальным сопровождением, - они украшают многие документальные и публицистические проекты российского телевидения на правах самостоятельного исторического факта-носителя духа времени, когда искусство и культура определяли и составляли основу человеческой личности. Сама же музыка Сен-Прё во многом парадоксальна.
В разговоре со Звуками Кристиан размышляет об электронике и симфонизме, а также мимоходом открывает пару новых Вселенных...

Звуки.Ru: - Кристиан, в чём секрет двух сторон в Вашей музыке? Откуда Ваша музыкальная река берёт истоки электронного рока, а откуда - фортепианные темы в сопровождении вокала?
Сен-Прё: - Любовь к музыке дала мне желание исследовать её во всех проявлениях. Я не делаю из этого секрета - конечно же, в основе всего лежит моё вдохновение.

Звуки.Ru: - Ваш псевдоним Вы, если не ошибаюсь, позаимствовали у одного из персонажей Жана-Жака Руссо, в характере которого мечтательный мыслитель во многом изобразил самого себя. Скажите, чем продиктован такой достаточно необычный выбор, и что Вас роднит с литературным прототипом?
Сен-Прё: - На самом деле, я не заимствовал этого имени, потому что это была фамилия моей бабушки по отцовской линии. В «Новой Элоизе» мне понравился этот романтический персонаж, которого звали Сен-Прё, и, может быть, ещё и поэтому я решил взять это имя - ведь оно для меня не было чужим.

Звуки.Ru: - Какие книги, помимо работ Руссо, повлияли на Вас как на творческую личность, и удаётся ли Вам находить отдельные часы для чтения, или Ваш ритм жизни не позволяет такой роскоши?
Сен-Прё: - Да, Бодлер, Руссо, Гёте, Жерар де Нерваль и другие писатели всегда привлекали моё внимание, но, конечно, больше вдохновили, чем оказали влияние. На чтение у меня не много времени - читаю урывками, сейчас я много работаю над музыкальным произведением, которое занимает большую часть моего времени.

Звуки.Ru: - В конце 90-х годов в Сети был очень популярен Интернет-портал с Вашим участием, объединявший людей искусства - не только композиторов и музыкантов, но и художников. Не могли бы Вы рассказать об этом проекте поподробнее, скажем, - какова была его цель, и кто в нём участвовал?
Сен-Прё: - В действительности, я не создавал никакого Интернет-портала, однако я был автором проекта «Романтичная Жанна» - этого музыкального произведения, где соединились все таланты, представлены все виды искусства: комедианты, музыканты, хореографы, певцы, художники... Именно этот проект в свое время был выложен в Сеть.

Звуки.Ru: - Вы стали автором гимна «Резолюции о правах человека», созданного по просьбе ООН, и, кажется, даже имели аудиенцию у самого понтифика Иоанна Павла II, а в своём новом произведении, мюзикле «Жанна-Романтик», Вы поднимаете вопрос поиска разума и сердца в современном человеке. Так чего же, по-Вашему, нам сегодня так не хватает, или, наоборот, чего имеется в избытке?
Сен-Прё: - Увы, на нашей планете людей становится всё больше, но всё меньше среди них добрых и отзывчивых. Это может, я полагаю, показаться пессимистичным, но своей музыкой, в частности, «Романтичной Жанной», я стараюсь скромно подчеркнуть тот факт, что мы всё-таки будем всё больше в них нуждаться, чтобы вновь обрести ясность и спокойствие. По моему мнению, сейчас нам всем не хватает уважения - во всех смыслах этого слова. Капитализм взял верх, ему чистые и честные души не нужны. Гимн, написанный мною для ЮНИСЕФ (а не для ООН), называется «Крики свободы». Этот гимн посвящен правам человека и ребенка. Оригинальную рукопись гимна я с огромной радостью преподнес Его Святейшеству Папе Иоанну Павлу II.

Звуки.Ru: - Идея «Концерта для одного голоса» пришла к Вам после триумфа на фестивале в польском Сопоте, где Вы впервые дирижировали большим оркестром. И теперь видно, что эта вещь прошла красной нитью через всё Ваше творчество, отразившись на других композициях. Несмотря на то, что «Концерт для голоса» всегда звучит без слов, всё же слова в нём слышатся,- как, впрочем, и в других Ваших вокальных темах. А если честно, то о чём поют Ваши дивы?
Сен-Прё: - На самом деле, «Концерт для одного голоса» не стал основой моего творчества - я просто остаюсь верен своему стилю в большинстве своих произведений. Что же касается слов, то они выражают основные чувства: любовь, страсть, радость жизни...

Звуки.Ru: - А каковы Ваши предпочтения как композитора-электронщика? Есть ли среди Ваших синтезаторов "любимчики", которые помогли сделать Ваш музыкальный подчерк узнаваемым, но неповторимым?
Сен-Прё: - Я был одним из первых, в 1967 году, кто использовал синтезаторы и сэмплы в симфонической музыке, но, начиная с альбома «Фитандрос », вышедшего в 1991 году, я их больше не использую.

Звуки.Ru: - И сразу аналогичный вопрос, но уже в плане Вашего сотрудничества с самыми разными симфоническими оркестрами мира, с кем из них Вам интересней всего работается?
Сен-Прё: - Симфонический оркестр, с которым я чаще всего работаю, это «Лондонский Симфонический оркестр», потому что мне нравится манера исполнения и перфекционнизм английских музыкантов и инженеров, а также качество студий в Лондоне.

Звуки.Ru: - Некоторым людям их сочинения приходят во сне. Бывают ли подобные прозрения у Вас, Сен-Прё, и в целом, как появляется Ваша музыка на свет - свободно и непринуждённо, или для этого необходимы время и уединение?
Сен-Прё: - Нет, музыка не появляется во время сна. Обычно я сочиняю ее за своим рабочим столом, именно там приходят ко мне идеи или я сажусь за пианино и начинаю сочинять. Мне нет необходимости уединяться, вдохновение приходит само собой. Чаще всего, это происходит с легкостью, тем не менее, иногда, я возвращаюсь несколько раз к работе над более сложным произведением.

Звуки.Ru: - Ваша музыка обладает свойством довольно редким для нынешнего поколения композиторов. Она то, кажется, наполнена светом, а при следующем прослушивании, напротив, грустью...
Сен-Прё: - Именно из этого и состоит жизнь…

Звуки.Ru: - Чтобы происходило столь тесное взаимодействие мелодии и души слушателя, автору необходимо пропустить через себя шквалы впечатлений и эмоций. Это, правда, что музыка требует от своего создателя полностью распахнуть всего себя переживаниям, или даже пуститься на поиски новых?
Сен-Прё: - Всё это должно делаться очень естественно. Что характеризует музыканта - так это то, что он больше других открыт эмоциям и ему нет нужды их искать. Я думаю, что каждый новый альбом – это, скорее, приглашение открыть новую вселенную и, как у всех деятелей искусства, у меня присутствует также некоторая идеализация окружающей действительности.

Звуки.Ru: - На обложке почти каждого альбома Вами написаны короткие, но ёмкие эссе-эпиграфы, словно готовящие нас к очередному музыкальному путешествию. Выходит, Вы пишете цельные литературно-музыкальные полотна, и это уже, пожалуй, лично Ваше изобретение. Или всё же эта находка была у кого-то подсмотрена?
Сен-Прё: - Я не подсмотрел идею использовать эпиграфы на обложках, я лишь хотел, чтобы они подготовили слушателя к открытию новой Вселенной.

Звуки.Ru: - Ваше первое сочинение, созданное ещё на заре Вашего музыкального пути, было написано для органа. В чём причина такого выбора и нет ли у Вас в планах вновь попробовать себя в сотрудничестве с этим во всех смыслах удивительным инструментом, своего рода, - синтезатором эпохи Баха?
Сен-Прё: - Я написал это первое музыкальное произведение для органа в знак уважения к удивительному священнику, который разрешал мне играть на этом инструменте, когда мне было 6 лет, и отчасти был у истоков моей любви к музыке.

Звуки.Ru: - Ваша работа «To be» написана как бы в соавторстве с Иоганном Бахом. Кого ещё из классиков Вы бы взяли в компаньоны? Можем ли мы ожидать от Вас альбомы подобного формата в скором будущем?
Сен-Прё: - Что касается Баха, то я сделал аранжировки на музыкальные произведения нескольких композиторов, таких как Бах, Бетховен, Шуман, но к подобной работе я больше не буду возвращаться, хотя есть ещё много русских композиторов, которых я обожаю, - Рахманинов, Чайковский, Прокофьев.

Звуки.Ru: - Как так получилось, что у Вас в музыке присутствует больше элементов польской музыкальной школы, - к примеру, угадывается влияние Шопена, - нежели французской?
Сен-Прё: -Нет, это относится не к «школе», а скорее к чувственности, которая меня сближает с этими композиторами.

Звуки.Ru: - Для кого Вы сами стали учителем, или, говоря по-современному, продюсером?
Сен-Прё: - Для свободы!

13.02.2012, Игорь КИСЕЛЕВ (ЗВУКИ РУ)

SAINT-PREUX

Дата рождения:

1 января 1949