GRAMMY AWARDS  Инкубатор для грэммлинов

Из чего сделана премия Grammy и как ее получить: инструкция по сборке.

Я с детства обожаю разбирать всякие устройства и разбираться с принципами их работы. Недавно мне на глаза попалось машинка под названием Grammy - премия Американской Национальной Академии Искусства Звукозаписи и Науки, в которой я с удовольствием поковырялся. При этом обнаружились любопытные вещи.


Басков, Киркоров…
В ужасе корчится мир –
премия «Grammy»…

Академия (в американской аббревиатуре – NARAS) своими основными целями ставит обучение детей и молодёжи музыке, материальную поддержку наиболее талантливых студентов-музыкантов и молодых исполнителей, помощь музыкантам в восстановлении здоровья и другие благие дела. Организация неправительственная, существует исключительно за счёт членских взносов. Общая численность участников организации – около тринадцати тысяч человек. Члены NARAS - профессиональные вокалисты, авторы музыки и текстов, музыканты, дирижёры, преподаватели музыки, менеджеры групп, организаторы концертов, владельцы рекорд-лейблов и радиостанций, музыкальные журналисты и юристы, дизайнеры обложек CD, создатели видеоклипов и т.д. Почти половину от общего числа членов NARAS составляют звукорежиссёры и продюсеры. Среди членов NARAS мною замечены гитарист группы Dream Theater и Ингви Малмстин (Malmsteen).
Членство в NARAS бывает двух типов: обычные участники (назовём их «пехотой») и участники «с правом голоса». Именно вторые играют ключевую роль в распределении статуэток «Грэмми».


У воина Рю
после битвы за Грэмми
меч затупился…

Премия «Грэмми» вручается с 1959 года, она была учреждена по аналогии с кинематографической премией «Оскар». Сперва «Грэмми» представляла собой корпоративную награду, которой отмечались лучшие по профессии в 28 категориях, но очень скоро приобрела пафос и традиционный американский размах, сравнимый с гуманитарной катастрофой.

Самые престижные номинации – так называемая «Большая четвёрка»:
1. Лучший альбом года. Присуждается исполнителю, продюсеру и всем создателям альбома.
2. Лучшая запись года. Присуждается исполнителю, продюсеру и всем создателям песни-сингла.
3. Лучшая песня года. Присуждается авторам песни.
4. Лучший новый исполнитель. Присуждается исполнителю/группе.

Как-то раз я задался целью собрать коллекцию альбомов, получивших в разное время «Грэмми» в категории «лучшая звукорежиссёрская работа неклассической музыки» и был сильно удивлён тем, что далеко не все шедевры звукозаписи даже номинировались в этой категории. Меня – и не только меня одного - всегда удивляло то, что «за бортом» премии очень часто остаются действительно интересные исполнители, а награда вручается неведомо кому и неизвестно за что. Я удивился ещё больше, когда мне попалась информация о том, что группе «Машина Времени» предлагали послать свой альбом на «Грэмми», но музыканты почему-то отказались. А ведь это значит, что номинироваться могут и отечественные рок- и поп-музыканты!

Стразы и перья
на Грэмми. Всюду попса,
рэп и шансон… фу-у-у…

Как выяснилось, все проблемы с распределением призов сокрыты в системе первичного отбора и последующего отсева кандидатов на премию.

Механизм действия

К рассмотрению принимаются работы, вышедшие в свет в США между 1 октября и 30 сентября следующего года. Попасть в первичный отбор может любая песня (альбом), доступная для покупки на территории США. Подсказка №1: музыкантам достаточно загрузить свои работы для продаж на сервисы CDBaby.com или Amazon, иметь их в ротациях интернет-радиостанций и/или продавать CD путём прямой почтовой рассылки. Ещё лучше – иметь их на CD в розничной продаже и в ротациях FM-радиостанций США. Для попадания в первичный отбор достаточно получить рекомендации трёх «пехотинцев» NARAS, не имеющих права голоса. Заявлять свои работы могут как отдельные музыканты и группы, так и рекорд-лейблы. Подсказка №2: почему бы не создать собственный рекорд-лейбл?

Далее все работы, отправленные в NARAS через Интернет и обычной почтой на CD, проходят первичную оценку 150 экспертов, которые на данном этапе определяют, в правильную ли категорию заявлена каждая работа. После этого отбора составляются списки для голосований, они рассылаются всем членам с правом голоса. Рекорд-лейблы в голосованиях не участвуют. На этом втором этапе из всей массы работ членами NARAS с правом голоса отбираются пять финалистов для каждой категории, и какая-то из этих работ на праздничной ежегодной церемонии получает заветный граммофон.
Именно на втором этапе и происходит всё самое интересное...

Грэмми на нерест
Идут… Заброшу CD –
Может быть, клюнет?

Разобраться нам поможет член NARAS с правом голоса в категории «танцевальная музыка» Чарльз Карл Боули (Charles Karel Bouley). Боули – композитор, продюсер, радиоведущий и журналист, делающий обзоры танцевальной музыки для американской версии журнала Billboard.
Казалось бы, вручение «Грэмми» не связано напрямую с объёмами продаж того или иного исполнителя, но не всё так однозначно. Боули утверждает, что существует сильнейшее лоббирование большими лейблами работ своих подопечных, и это – одна из главных проблем.
Вторая проблема – мировое перепроизводство музыки и раздутое число категорий. Боули знает, что у большинства его коллег по NARAS просто физически нет времени на прослушивание альбомов, заявленных в первом туре – в каждой из многих десятков категорий фигурирует как минимум сорок наименований, а в наиболее популярных категориях рок- и поп-музыки счёт доходит до сотни наименований песен и альбомов. Поэтому члены NARAS с правом голоса часто вслепую (точнее, «вглухую») ставят галочку напротив имени той или иной рок/поп звезды, хотя ближайшие по списку соседи с не столь громкими именами часто представляют более интересные работы. Конечно, есть добросовестные члены NARAS, которые отслушивают весь заявленный материал, но они не составляют большинство.

Дядюшка Ляо
Грэмми продал мне вчера...
Made in Korea.

Проблема «подмены» содержания категорий.

Боули: «Прекрасный пример того, как «Грэмми» работает неверно – это категория танцевальных записей. Специальная категория - «лучшая танцевальная запись», в которой я имею право голоса. Первопроходец танцевальной музыки Джеллибин Бенитес (Jellybean Benitez) - человек, стоявший за первыми двумя альбомами Мадонны – и другие создали совместную коалицию исполнителей танцевальной музыки (я тоже там был с несколькими своими альбомами и несколькими успешными синглами, одно время я делал обзоры танцевальной музыки для Биллборд) и, сплотившись, заставили NARAS создать эту категорию. Но настоящая танцевальная музыка – это музыка из клубов Чикаго, Нью-Йорка и Лос-Анжелеса. Исполнители типа Ultra Naté, Crystal Waters, CeCe Penniston и такие продюсеры, как Бенитес, Шеп Петтибон (Shep Pettibone), ди-джеи со всей страны не получают признания своей музыки и не имеют шансов в категории поп-музыки. Поэтому была создана категория танцевальной музыки».
Но очень скоро, говорит Боули, власть в категории танцевальной музыки захватили ремиксы. Сейчас в чартах доминируют ремиксы на песни Уитни Хьюстон (Whitney Houston), Мэрайи Керри (Mariah Carey) - и ничего не меняется.

Грэмми бесхозный
на дороге в Киото...
Штрих-код истёрся…

Боули сравнивает ежегодные чарты популярности танцевальной музыки Биллборд и эту же номинацию «Грэмми», и кроме Дэвида Гетты (David Guetta) не видит в этих списках повторяющихся имён.
Чарльз Боули: «Хороший пример – номинация «песня года». Это – награда для авторов, а не для исполнителя. Эта награда означает, что автор сочинил что-то самое лучшее, самое глубокое, самое интересное и захватывающее… за что он и получает признание. Номинанты? "Poker Face" от Lady GaGa, "Pretty Wings" от Maxwell, "Single Ladies" от Beyonce, "Use Somebody" от Kings of Leon и "You Belong With Me" от Taylor Swift... Не думаю, что (песня) "Poker Face" получила бы признание лет двадцать пять назад. Хотя, кто знает…»
Боули добавляет, что с каждым годом корпоративность и лоббирование становятся всё сильнее и сильнее. Ещё одна проблема, о которой не говорят открыто – так называемая «политкорректность». Угадайте: если в финал какой-либо категории выйдут европейская белая группа, чернокожая африканская мать семерых детей и слепой американец-гомосексуалист – кто из них троих гарантированно НЕ получит приз?
Чарльз Боули говорит, что много общался со своими коллегами по NARAS, отправлял письма руководству организации, но на его призывы никто не реагировал, и долгое время всё становилось только хуже.

Кончились Грэмми…
Принесите со склада,
Я здесь подожду…

Количество критиков «Грэмми» неуклонно возрастало. Когда в 1996 году группа Pearl Jam получила награду в категории «лучшее исполнение хард-рока», гитарист Эдди Веддер (Eddie Vedder) прокомментировал это событие словами: «я не знаю, что всё это значит. Не думаю, что это вообще что-то значит».
Гитарист группы Tool Мэйнард Джеймс Кинан (Maynard James Keenan) и вовсе не явился за своей наградой, сказав журналистам: «Я думаю, что Грэмми сегодня – ни что иное, как гигантская промо-машина для музыкальной индустрии. Она обслуживает непритязательные потребности и идёт на поводу у толпы. Они (организаторы) не воздают по заслугам исполнителям за их работы. Это – праздник музыкального бизнеса для самого себя. Вот, в общем, всё так и происходит».
Ещё больше доставалось организаторам премии от журналистов.

К счастью, руководство NARAS постепенно начало понимать, что так продолжаться не может, ибо «Грэмми» неуклонно теряет авторитет, а рейтинг телетрансляции ежегодной церемонии награждения катится вниз. В апреле 2011 года было объявлено о сокращении количества категорий и слиянии некоторых из них. Слияние в основном коснулось категорий, связанных с вокалом, с национальной гавайской и индейской музыкой, с исполнителями «металла» и «трэш», госпел и религиозных песен. Лучший альбом классической музыки теперь номинируется не отдельно, а в общей категории «Лучший альбом года». «Лучший солист рэпа» и «Лучший рэп-дуэт» объединены в единую категорию «лучшее исполнение рэп». Число категорий уменьшилось со 109 до 78. В отдельную премию «Грэмми» были выведены все категории латиноамериканской музыки – теперь это так называемая “Latin Grammy”.

Тянутся руки
за Грэмми – хочет жена
орехи колоть…

Руководство NARAS пошло на необычные меры: теперь каждый из нас может заполнить онлайн форму на сайте Grammy365.com, заплатить вступительный взнос, получить ответы на вопросы по адресу membership@GRAMMY.com и стать полноправным членом организации даже с правом голоса. Услуга обойдётся вам в 150 долларов США за годовое членство, можно оформить членство сразу на 3-5 лет. Это даёт вам право выдвигать на премию себя, своих друзей-приятелей, и принимать участие в голосовании в нескольких категориях на ваш выбор.

Изменим лицо «Грэмми»!

01.02.2012, Вадим МИХАЙЛОВ (ЗВУКИ РУ)

GRAMMY AWARDS - свежие публикации: