SADE  Мы за простые решения

Как быть личностью в современном smooth-джазе - показательная программа от Sade.

В «Ледовом» на концерте Sade устроен сидячий партер, практически все места забиты – публика перед сценой реагирует достаточно степенно, а вот трибуны радуются так, как и подобает людям, которые дождались.

Концертный состав Sade состоит из восьми человек. Самый колоритный персонаж – басист Пол Спенсер Денман (Paul Spencer Denman), в конце шоу он даже обрядится пиратом, этакая цивильная версия Кита Ричардса (Keith Richards). Музыкант меняет полуакустику на электробас, а в «In Another Time» берется и за контрабас – каждая его гулкая и объемная нота звучит так точно, что, кажется, синхронизирована на компьютере с ударными. Стюарт Колин Мэттьюман (Stuart Colin Matthewman) иногда играет на гитаре, но, в основном, затягивается фирменными саксофонными соло. Эндрю Хейл то отсиживается на задней линии, то пересаживается с клавишами к самому краю сцены. Также есть барабанщик, перкуссионист, два бэк-вокалиста, один из которых отвечает порой за партии гитары и флейты.

Все эта артиллерия вылезает из-под сцены на платформах, а Шаде Аду (Sade Adu) выбирается по наклонному помосту. Одежда – рабочая, черная, подчеркивающая отличную фигуру. 52 года, черт побери. Отдельно хочется отметить ее манеру двигаться – как кошка, фиксируя каждое движение. Когда в «Paradise» певица решается на горячую латину, зал просто взрывается аплодисментами.

Sade играют отрежиссированное шоу с определенным порядком песен. Около трети – новый материал с альбома «Soldier of Love», а также изданная на недавнем сборнике «Love Is Found» - в ней барабанщик играет на электронные пэды. Хотя подкладов на концерте немного – какие-то биты плюс интродукции. Ведь в музыке Sade главное – степенность, точность и пространство. Последнее подчеркивается и проекциями – сплошь вода, поля, города.

Разумеется, вживую Sade звучат более страстно. Чего стоит гитарное соло в «Skin» или пение-заигрывание с залом в «Paradise» при участии бэк-вокалистов. В «No Ordinary Love» гитары дают металла. В «The Sweetest Taboo» публика порывается пуститься в пляс, но охрана как-то умудряется обойтись без скандалов. Музыка, которая в записи кажется салонной, спокойно заполняет и подчиняет любой зал.

Концерт делится на три части, три перемены костюмов. Вторая начинается со «Smooth Operator», отчетливо вызывающей ассоциации с российской эпохой перемен – ей предшествует долгое интро с картинами западных реклам – чувствуется привкус Чикаго. Группа выплывает в серых пиджаках, Шаде одета в классическое черное и белое. Самый интересный номер здесь - «Bring Me Home». Впервые сцена полностью закрывается от зрителей прозрачной тканью, на нее транслируются изображения дорог, причем все музыканты, кроме певицы, оказываются в тени. Получается компьютерный монтаж подручными средствами.

«Love Is Stronger Than Pride» звучит, как R’n’B для аскетов – бит и голоса. Говорят, концерты этого тура активно продвигали в США на профильных станциях, сработало: эта музыка настолько объемна, что еще может вбирать различные стилистические определения.

Наконец, на «Morning Bird» появляется белое платье, Шаде при этом босиком – поэтому сразу замечаешь фразу «And it hurts like brand-new shoes» в «Pearls» (она исполняет трек в одиночку, под «минус»). На «By Your Side» весь зал уже стоит. Шаде выводит каждого музыканта за руку, представляет его и кланяется. На «Cherish the Day» она выходит в красном и на специальной крохотной платформе поднимается наверх – чтобы потом уйти той же дорогой, что и в начале шоу. Все очень просто – но не каждый может найти подобные простые решения того. Как быть личностью в современном smooth-джазе и тем самым пробивать себе дорогу.

07.11.2011, Радиф КАШАПОВ (ЗВУКИ РУ)

SADE - свежие публикации: