Из звезды альтернативного рока и серьезной поп-музыки Тори Эймос (Tori Amos) в последние годы превратилась в нового классика. Свежая пластинка «Night of Hunters» построена на вариациях на тему произведений Сати, Мусоргского, Шопена, Шуберта и Дебюсси. В следующем году должен выйти мюзикл «The Light Princess» с музыкой Тори. И выступает она в Петербурге в солидном БКЗ «Октябрьский». Правда, в конце выступления зал все равно превратится в куда более веселое место.
Открывал концерт Марк Хоул (Mark Hole), английский пианист, три года назад издавший диск «F-Sharp». Англичанин спел несколько песен, рассказал историю о любви,- словом, скромно выполнил свою функцию. Зал не бунтовал.
А потом — небольшое интро от струнного квартета Apollon Musagete и выход к роялю Bosendorfer, с которым, как известно, Эймос не расстается 17 лет. Тори в бело-изумрудном просторном платье и ярких красных туфлях. И порой мелькают сумасшедшинки в глазах.
Она сходу вгрызается в новый материал, с открывающей альбом песни «Shattering Sea». Всего будет сыграно шесть треков с этого альбома, при этом основная концепция пластинки — практически абсолютная акустика без каких-либо гитар и барабанов — сохранится на протяжении всего концерта. Несколько раз музыканты покидают певицу и она играет соло. А иногда они уже появляются на сцене, но Эймос, словно бы тут же решившись, исполняет один из коротких би-сайдов, вроде «Mr. Zebra» эпохи «Boys For Pele». Моменты, когда она остается наедине с залом, конечно, самые эффектные — особенно когда степенное пение переходит в крещендо, и эхо разносит голос по залу. Несколько раз она поворачивается к скромному синтезатору Yamaha S90ES, как будто убегая от рояля, и начинает играть на них одновременно. А после чувственно откидывает руки. Словно без сил.
Кажется, что поначалу огромный зал не удается настроить на одну волну — сколько взглядов ни бросай во время игры, каждого не пронзишь. Но вскоре оказывается, что подчинять тут кого-то и не требуется — больше всего концерт напоминает долгий рассказ у камина для огромной семьи детей. У Эймос на новом альбоме поет дочь — думается, если бы она выступала с ней на концертах, эта концепция была бы еще явственней.
Хоть сегодня барабанов и нет, бит все же появляется. В «Suede» музыканты струнного квартета начинают жесткое пиццикато в нижнем регистре и бит по своим декам — получается акустический IDM. А «Take To The Sky» Эймос начинает резко бить по роялю в сильную долю — слова о «This house is like Russia with eyes cold and grey» очень подходят к обстановке, сложившейся ко второму бису. Сидячий зал давно превратился в стоячий, зрители заполонили проходы, а секьюрити продолжают пытаться их усадить, хотя в данном контексте это выглядит совершенно излишним. В какой-то момент Тори Эймос, распевая «Carry», взглянула в зал, резко прервалась и стала материть охрану — мол, что за херня происходит? У нас что тут, КГБ? Не самый приятный момент, но помогающий сложить образ певицы — не какая-нибудь эльфийская принцесса, а очень даже земная женщина, разделяющая тревоги и чаяния своих поклонников.
Польский квартет «Apollon Musagete», как выясняется, в туре называют «Fab Four» и битловское сравнение тут вполне уместно. Особенно хороши с их участием продолжительные треки, «Yes, Anastasia» и «Star Whisperer» — во время исполнения этих вещей рояль на время берет на себя аккомпанирующую функцию, тогда как скрипки просто заливаются трелями. На первом бисе исполняется и собственная инструментальная вещь, «A Multitude of Shades», сочиненная под влиянием польского фольклора.
Само собой, звучит и «Winter». С годами песня о детской прогулке с отцом приобретает все новые смыслы — это уже не просто воспоминание, а переживание, принятие философских истин — словом, все то, что по-настоящему понимаешь уже не в детстве, а когда она прошло...
Наконец, в качестве кавера на второй концерт тура, в отличие от Хельсинки, выбрана не песня U2, а «Smells Like Teen Spirit» — наверное, нет другого человека, который мог бы в слова «A mulatto. An albino. A mosquito. My libido» внести серьезный смысл. Но Тори это удалось — певица по-прежнему «проживает» каждую песню, пропускает ее через себя и предлагает нам увидеть в давно знакомом новые горизонты.
Дата рождения:
22 августа 1963
1967 – Родился Федор Чистяков - главный боянист русского рок-н-ролла, вокалист и лидер группы Ноль »»
1983 – Погиб Деннис Уилсон, один из братьев-основателей серф-группы The Beach Boys »»
Johnny OTIS (1921)
Олег Николаевич КАРАВАЙЧУК (1927)
Dick SUDHALTER (1938)
Charles NEVILLE (1939)
Edgar WINTER (1946)
Joseph "Ziggy" MODELISTE (1948)
Alex CHILTON (1950)
Michel PETRUCCIANI (1962)