ФЕСТИВАЛЬ  14 лучших выступлений на фестивале Flow

Эриел Пинк, Джанель Монэ, Mogwai, Эндрю Уэзеролл и еще 10 героев фестиваля Flow 2011.

Собравший в этом году за три дня 46 500 человек фестиваль Flow в Хельсинки представил, как водится, разнообразную программу – не было, разве что, хваленного финского металла. В остальном – все, что захочешь, от акустики до эмбиента. Удивительно, что количество крутых артистов, приезжающих сюда, все растет, трехдневные и субботние билеты были раскуплены подчистую, а места среди бывших заводов в алко-районе Каллио до сих пор хватает. Так что слушатель легко мог оценить любую группу, невзирая на условные аншлаги.

Destroyer
Даниэль Бейхар (Daniel Bejar) выглядит настолько расслабленным, а трек "Chinatown" настолько похож на трек Ариэля Пинка (Ariel Pink), который выйдет на сцену ночью, что видишь в этом какой-то заговор, направленный на то, чтобы ты с первого же концерта на фестивале начал превращаться в хиппи. Каждая песня Бейхара – немного переливчатой электроники, ненапряжной ритм-секции, толика духовых и улыбающийся вокал – этакие «Непутевые заметки» в музыке.

Warpaint
Группа, в которой недавно еще играл нынешний гитарист Red Hot Chili Peppers Джош Клингхоффер (Josh Klinghoffer), ныне – квартет из четырех девушек, дыма и меланхолии. Кажется, что это дрип-поп, но дела обстоят несколько сложнее – слои звуки выстраиваются, в первую очередь, не за счет примочек, хотя и без них не обходится, а неспешного темпа и мелодий. Такой Нил Янг (Neil Young) в юбке и с розой с шипами.

Hercules & Love Affair
Релизом второго альбома "Blue Songs" Энди Батлер (Andy Butler) четко продекларировал любовь к хаусу. Даже старые диско-треки теперь звучат посуше и извращеннее. В "Black Tent" всегда темно, всегда – вечеринка. Так что группа идет просто на ура. Где-то на "My House" Батлер стаскивает с себя короткую футболку, а вокалистка Эреа Негро (Aerea Negrot) замечает, что это – эксклюзив.

Ariel Pink's Haunted Graffiti
Герой поколения цифровых спален Ариэль Пинк, на большой сцене до сих пор выглядящий немного посторонним, ожидаемо играл треки с прошлогоднего “Before Today”, а "Round & Round" выдал уже вторым треком. Песни Пинка, словно выкопанные из песка калифорнийских пляжей, звучат очень хорошо, особенно когда в концертной версии с них стирают чиллвейвовский налет и добавляют рока. "Bright Lit Blue Skies" помогает взбодриться после долгого меломанского вечера.

The Pains Of Being Pure At Heart
Несколько анемичные американцы, записавшие в этом году второй альбом "Belong" - редкие представители инди-рока на фестивале. Отчистившие звук от лоу-фай-фона, но все также почитающие "Catch The Rainbow" My Bloody Valentine, судя по новым трекам, группа играет просто и ударно – за спиной сразу обнаруживаются люди, активно подпевающие строчке за строчкой, - и от этого становится невероятно уютно.

The Dø
Подходя к сцене, начинаешь сомневаться, а не ошиблось ли расписание. Начинавшие со студийного дуэта "девочка и мальчик", The Dø после выступлений на крупных площадках разрослись до серьезного живого проекта, с духовой секцией и перкуссией – настоящее фрик-шоу с элементами трайбала, правда, о костюме позаботилась только вокалистка, одетая в розовую юбку – когда она берет акустическую гитару после буйных треков типа "Slippery Slope" и заводит неуверенным голоском какую-нибудь "Dust It Off" а ля акустические Radiohead, публика немного сходит с ума, напоминая, что несмотря на французскую прописку, The Dø – еще и финская группа.

Janelle Monáe
В отличие от московского сета прошлого года, на Flow представили неэкономичный вариант шоу Монэ – бэк-вокал, танцы, перкуссионисты, струнники, да еще и выступавший перед ней Шантель (Shantel), который в конце концерта препроводил Джанель в самую гущу публики. Монэ ни на секунду не переставала танцевать, сделав исключения только во время чаплиновской "Smile". Кажется, нет сейчас более эффектной и талантливой певицы, с которой просто хочется подружиться.

A Love From Outer Space (Andrew Weatherall & Sean Johnston)
Один из клубных проектов британского диджея-ветарана Эндрю Уэзеролла – на пару с Шоном Джонстоном он крутил пластинки на площадке "Back Yard" - на заднем дворе, самом отшибе фестиваля росла травка, народ мирно полеживал и попивал сидр, а также лихо отплясывал под хиты. A Love From Outer Space изначально проводится в небольшом клубе на 140 человек, тут их, все-таки, больше, но легко можно пробраться к пульту и двигать телом под малоизвестные вещи, собранные за годы коллекционирования.

Murcof + AntiVJ
Идеальное эмбиент-шоу от барселонского минималиста Муркофа и медиа-художника Саймона Гейльфуса (Simon Geilfus) от визуального лейбла AntiVJ – проходит за закрытыми дверями в небольшом зале Circo, где все сидят на полу. Организаторы сначала даже раздавали бесплатные билеты, потому что боялись, что мест не хватит. В итоге часть зрителей постепенно поняла, куда она попала, и свинтила. А остальные любовались звездным мерцанием на экране, синхронизированным с шорохом и постепенно проступающим битом. Совершенно спокойно можно было уснуть, что, в некотором роде, комплимент.

Rubik
Финская группа с забавным именем начала с чего-то до боли похожего на Coldplay, но потом перешла на более узнаваемую скандинавскую музыку, скажем, одновременно в духе Peter, Bjorn & John и Efterklang - с постоянными изменениями в ритме и заходами в тяжкие жанры. Пресс-релиз гордо сообщает, что в мае Rubik был первым финским проектом, выступившим на финской Primavera Sound. На фестивале часто не хватало прямолинейного, но захватывающего поп-рока – местная звезда эту проблему решила.

Mogwai
Шотландцы ожидаемо сделали ход конем и заиграли медленное и новое, прямо-таки – северное – тон задавали композиции типа "I Know You Are But What Am I?" с простыми ходами пианино. Однако в конце сета Mogwai перешли на подвижную "Mexican Grand Prix", таки сделали «шлягер» "Hunted By A Freak" и даже решились на "Mogwai Fear Satan" и "Batcat".

Kemialliset Ystävät
«Химические друзья», редкие представители культового психо-фолк-лейбла Fonal на фестивале смотрятся совсем не так, как ожидаешь по их характерно-сказочной, но суматошной музыки. Пять человек, все сидят, причем трое – за столами. И почти без всяких улыбочек складывают кирпичики в композиции, пропускают их через эффекты, добавляют гитару и барабаны – получаются поп-музыка без четкой структуры, с налетом инфантильности – через 40 минут выясняется, что все уже, увы, закончилось, и надо опять идти в эту жуткую толпу взрослых.

Battles
Американцы, после ухода Тендая Брэкстона (Tyondai Braxton), остались втроем, и от этого зазвучали только интенсивней – каждый рубится за двоих. Это хорошо видно на примере усатого гитариста Яна Уильямса (Ian Williams), который умудрялся, не выпуская гриф из рук, играть еще и на синтезаторах. В то время, как на главной сцене по требованию Канье Уэста убирали порванные полотнища, оттягивая начала сета, Battles выглядели, как прог-рокеры на отдыхе – барабанный гром, кривые размеры, ни одной лишней ноты, напряженный взгляд. Первый трек назывался "Africastle" - отличная характеристика: первобытный хаос, превращающийся в средневековую красоту.

James Blake
Последний сет фестиваля. Три человека на сцене – Блейк то предстает классическим пианистом, то начинает терзать синт, вытаскивая из него басовитый гул. Гитарист играет несложные риффы, внезапно переходя в шугейзовую тьму, а потом берется за сэмплер и включает даба. Барабанщик зажат между крохотным драм-пэдом, малым барабаном и хай-хэтом. А вместе получается электронная музыка. В записи Блейка зачастую трудно понять, его минимализм кажется дурной шуткой. Но когда понимаешь, что звучит именно танцевальная музыка, но танцевать под нее совершенно невозможно, зато легко и невежливо можно разговаривать с соседом, понимаешь, что с электроникой действительно что-то случилось.

18.08.2011, Радиф КАШАПОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: