SZIGET  Sziget-2011: День 1. "Я видел Pulp"

В этом году Sziget стал совершеннолетним и полностью дееспособным, что не замедлило сказаться на разнообразии программы музыкального смотра. Звуки публикуют первый репортаж с полей любимого феста!

Один из крупнейших – в плане масштаба (108 га – попробуйте-ка обойти!), лайн-апа и вообще всего происходящего – open air в Европе проводится в самом сердце Европы вот уже, страшно представить, 18 лет. Таким образом, по местным законам, в этом году Sziget стал совершеннолетним и полностью дееспособным, что не замедлило сказаться на разнообразии программы музыкального смотра.

Хедлайнерами "Дня нулевого" стали Артист, Ранее Известный Как Принц, но Потом Отказавшийся От Этого Дурацкого Псевдонима в Пользу Просто Принца, и ВИА Ленинград, поставленный организаторами зачем-то не на фолк-world-сцену, а на сцену для рока и металла. К тому же, оба "прынца" - Шнур и Роджерс Нельсон – выступали одновременно, но, к нашему большому сожалению, не вместе – на подобный реюнион стоило бы посмотреть кровь из носу.

Первый день открылся выступлением заслуженных ирландско-американских алко-фолк-панков Flogging Molly, которые активно несли в массы зеленого змия и призывали устраивать space-consuming танцы, благо на поляне перед главной поп-рок сценой этого самого пространства было завались.

Сцена с загадочным названием A38-wan2, позиционирующая себя как место для продвинутой молодежи – space with an attitude! – начала свою работу с выступления почти женской, почти садо-мазо-лесби-электроклэш группы Terry Poison. Публика принимала израильский ответ Peaches, Vive La Fete и Lady Gaga с восторгом, однако потуги вокалистки эпатировать публику условно эротическими прикидами и позами выглядели довольно жалко, а заявленное riot grrl-шоу было никакущим. Впрочем, раз уж в Израиле им доверили разогревать Depeche Mode, значит, там этих девушек за что-то ценят.

Тем временем к главной поп-рок-сцене подтянулись с пивом крепкие ребята с ирокезами и берушами. Это могло означать только одно: выступление протестной панк-группы Rise Against из Чикаго. Пожалев о том, что вовремя не позаботились о пиве, местной водке "палинка" или хотя бы о берушах, мы покинули это однообразное зрелище в поисках альтернатив, которых Sziget предоставляет в избытке.

В оригинально оформленном ангаре ("сцена Meduza") обнаржился глубочайший дабстеп с читкой некоего MC, а кругом все было пропитано вездесущим запахом марихуаны. А на сцене Pesti Est World Music публику зажигали своей цыганщиной бравые гарсоны из группы "Львиные рыки", то есть Les Hurlements d’Leo.

Увлекшись поистине огромным хот-догом (очереди за тайской и греческой haute cuisine резко притупляли аппетит), мы чуть было не пропустили открытие сцены Burn Party Arena, где должен был состояться, пожалуй, один из первых за этот день интересующих нас концертов – выступление австралийских электро-поп-фриков Empire of the Sun.
Тут впервые мы столкнулись с неприятным сюрпризом: открытие индустриального ангара Burn Party задерживалось, пространство перед сценой было огорожено двухметровыми заборами, внутри стояли различного рода клети, а высоченные мадьярские хипстеры в шляпах и коронах употребляли внутрь смесь энергетического напитка и "палинки".

Австралийцы вышли на сцену спустя полчаса (одновременно на главной сцене начали выступать Interpol, что посеяло панику в рядах ожидавших Empire of the Sun, а некоторые типы в футболках Motorhead, невесть как затесавшиеся в ангар, начали пробиваться к выходу), что в условиях фестиваля и вовсе моветон.
Но эту задержку можно было понять: барабанщик ни в коем случае не должен был перепутать свой ирокез с ирокезами танцовщиц кордебалета, четырех девушек нужно было обмотать новогодним дождиком, а фронтмену – нацепить, никого при этом не зарезав, свой бирюзовый кокошник, собраннный из лезвий ножей и ножниц. В общем, цирк да и только - "Присцилла – королева пустыни" (австралийцы, что с них взять?!) за гранью фола.

Что до музыкальной составляющей, то она сильно проигрывала визуальной: во время исполнения основного хита ("We Are the People") девушки, наряженные в розовых Рыцарей, Которые Говорят "Ни!", взяли в руки квадратные гитары со светящимися струнами, а для выхода на "бис" под "Walking on a Dream" Люк Стил (Luke Steele) вырядился валькирией с янтарным шаром на груди – зрелище по большей степени захватывающее дух, но в какой-то момент выматывающее слушателя не только убийственными басами, но и своими многочисленными преступлениями против вкуса.

Звездой первого дня по праву стали Pulp. Они вышли на главную поп-рок сцену ровно по расписанию, но первые 10 минут прятались за полупрозрачным занавесом и мариновали зрителей идиотскими фразами, которые проецировались на занавес: "Привет, Будапешт!", "Как настроение?", "Хотите, чтобы мы начали?", "На самом деле?", "А может, хотите выпить?", "Чо, правда?" "А есть чо?", "ОК, встретимся у бара", "Ну так что, начнем?", "Вы этого хотите на самом деле?", "А может, показать вам дельфинчика?", "Ну что, дельфинчика?" (и реально показывают лазерного дельфинчика), "Ну ладно, начнем, пожалуй".

Джарвис сказал – Джарвис сделал. Как пишут на футболках, есть чем хвастаться перед внуками - "Я видел Pulp". Сплошь хиты – "Mis-Shapes", "Disco 2000", "F.E.E.E.L.I.N.G.C.A.L.L.E.D.L.O.V.E.", "This Is Hardcore" и "Common People" на закуску. Джарвис Кокер, несмотря на отчетливо проблескивающую седину в бороде, свеж и бодр: во время первых двух песен успел: поваляться, кокетливо подрыгивая ножкой, на всех мониторах, загонять техников сцены, не успевающих распутывать провод микрофона, снять пиджак и галстук, манерно поводя плечиками, вспомнить "молодость", ведь впервые он выступил на Сигете в 2002 году, - в общем, весь набор стареющего денди, заслуженно наслаждающегося камбэком.

После такого оглушительно громкого аккорда нас ожидали британские сердцедеры Hurts в A38-wan 2 и подписант лейбла Hyperdub Scratcha DVA - для первого дня впечатлений более чем достаточно.


Продолжение следует...

11.08.2011, Денис ШЛЯНЦЕВ (ЗВУКИ РУ)