ФЕСТИВАЛЬ  Slottsfjell-2011 - лучшие из лучших

Звуки предлагают вашему вниманию Top-15 лучших выступлений на норвежском фестивале Slottsfjell. Победители вас удивят.

Сегодня, в эти тяжелые для Норвегии дни, мы хотели бы высказать соболезнование всем жителям этой замечательной страны. Буквально неделю назад в Норвегии прошел хороший музыкальный фестиваль, и ничто не предвещало беды. Мы решили рассказать вам об этом фестивале и надеемся, что политические и социальные катаклизмы впредь будут обходить Норвегию стороной, ведь это - одна из немногих стран, где музыка значит очень многое. Порой даже в крохотных городках проходят музыкальные события с участием звезд мировой величины.

Что вы знаете о норвежском фестивале Slottsfjell? Шлотсфьелль - самое старое поселение в Норвегии (да, говорят, и во всей Скандинавии вообще). В далеком 871 году сюда пришли викинги и заложили крепость. За тысячелетия крепость была разрушена, отстроена, снова разрушена, перестроена - а потом вокруг нее вырос маленький городок Тенсберг. Вот в этом городе, на территории крепости проводится фестиваль Slottsfjell.

Добраться до Тенсберга - нет ничего проще. Прилетаете в Осло и на автобусе едете прямиком туда, куда надо - всего сто километров, это около полутора часов автобусной езды. Автобусы в Норвегии ходят четко по расписанию - поэтому никаких опозданий быть просто не может. Водители говорят по-английски и всегда помогут, если вам что-то непонятно. Как правило, непонятно бывает только одно: забота о безопасности. В междугородных норвежских автобусах в обязательном порядке надо пристегиваться. Русских и англичан определяют по непристегнутым ремням, будьте к этому готовы.
Прибыв в Тенсберг - не удивляйтесь. Город, хоть и старинный, но крохотный: крепость (вернее, ее единственная дозорная башня) видна отовсюду в городе - так что вопрос "а где тут у вас фестиваль?" даже не ставится - просто поднимаетесь на единственную в городе гору - и пожалуйте, вот он, Slottsfjell.

Но прежде чем отправляться на фест, зайдите в местный музей - он того стоит, Во-первых, именно в окрестностях Тенсберга обнаружено наибольшее количество викинговых могильных курганов, откуда извлекли старинные драккары (увидеть их можно в музее Осло, а в Тенсберге выставлен борт одного из кораблей). Кроме того, Тенсберг - родина Свенда Фойна (Svend Foyn). "Гринпис" бы дал за голову этого человека не один миллион зеленых листочков, а в Норвегии он почитаем как национальный герой. Свенд был гарпунером, по сравнению с которым жюльверновский Нэд Ленд - невинный младенец. Фойн самолично прикончил сотни китов и изобрел гранатный гарпун, с помощью которого одним выстрелом можно было укокошить даже синего кита. В результате все крупные киты оказались в Красной книге, а Свенд Фойн стал почетным гражданином Тенсберга: ему в музее посвящены аж два зала, в которых можно увидеть портреты и личные вещи Свенда, включая приснопамятный гарпун. В отдельном зале хранятся скелеты китов, добытых самим Фойном и его последователями. Фойн прожил 85 лет и мирно скончался в собственной постели, хотя, по мнению некоторых защитников живой природы, в аду его и поныне терзают гигантскими зубами призраки убитых им кашалотов.

Тенсберг - современный город. Лучше позаботьтесь о банковской карточке: в городе есть ровно один обменный пункт с совершенно грабительским комиссионным сбором (200 норвежских крон, то есть порядка 30 евро)! Сами тенсбергцы давно перешли на безналичное денежное обращение - карточки принимаются везде, включая автобусы, кафе и даже газетные киоски. Что, спрашивается, делать, если у вас полон карман наличности в евро? Правильно: надо начать громко материться посреди улицы - и к тебе подойдут русские, которые с удовольствием купят у тебя немножко евро по выгодному курсу.

Ну, а теперь - на фестиваль. Slottsfjell поразил весьма насыщенной и статусной программой, что для небольшого трехдневного фестиваля - очень хорошее достижение. Здесь работает шесть постоянных сцен (и еще одна ночная дискотека в черте города), каждая из которых придерживается собственного формата. На главной сцене (Kongelscenen) выступают основные хэдлайнеры и статусные местные артисты, на альтернативной сцене (Baglerscenen) жгут электронщики и альтернативщики, авангардистам и модам отдана сцена на вершине горы под названием (Kastellscenen). плюс еще три маленьких сцены, на которых играют, в основном местные, но тоже весьма неплохие группы. Поэтому, чтобы не описывать наши перемещения по фесту (они сводились к бегу в гору-под гору взад-назад, чтобы успеть все посмотреть) - мы просто составили TOP-15 лучших сетов фестиваля.

Лучшие сеты Slottsfjell-2011:

15. Hanne Kolsto
Милая норвежская авангардистка Ханне Колсто влюблена в лупы и бэк-сэмплы. У девушки осенью выходит дебютный альбом, так что на фестивале она показала все самое интересное, на что способна. Ханне выходит на сцену с гитарой и кучей разнообразных странных предметов: кружек, стаканов, игрушек-пищалок, детских синтезаторов. Из всего этого она прямо на наших глазах создает музыку - вот она ударила по стакану и записала "дзынь", а потом пустила его "в кольцо". Потом поверх дзыньканья стакана записывается писк детской игрушки, потом - удар ногой по сцене, потом, например, свист - и из всего этого Ханне выстраивает красивые, в основном печальные и сложные мелодии, поверх которых она и поет. Зрелище впечатляет, правда, сама Ханне несколько волнуется и держится на сцене немного неуверенно, но с опытом это пройдет. Очень достойный и необычный сет.

14. Doctor Midnight & The Mercy Cult
На каждом фестивале должна быть своя супергруппа. В 2009 году "всехний друг" вокалист Tubonegro Хэнк фон Хельвете (Hank von Helvete) решил собрать корефанов из несколько более популярных команд и организвать собственный хард-рок проект. На помощь ему пришли басист Marilyn Manson Ти Скольд (Tim Skold) и гитарист Андерс Одден (Anders Odden), переигравший с Satyricon и Celtic Frost. В результате возник жесткий хард-коллектив Doctor Midnight & The Mercy Cult, только-только записавший альбом под скромным, неброским названием "I Declare: Treason" - и поехавший колесить по фестивалям с новыми песнями. Отличная, крепкая "пивная" музыка, дьявольский рев Хэнка и ужасающий басовый драйв Скольда - то, что доктор Миднайт прописал всем "волосатикам", от мала до велика!

13. Madcon
Настоящая норвежская поп-группа выглядит так: два темнокожих МС и электроника. MC на раз поднимают десятитысячную толпу. Очень простые, легкие мелодии, фанковые плясовые ритмы и сумасшедшая энергетика вокалистов, работающих " в пару" - пока один работает с толпой, второй поет, и наоборот. Не отпускает ни на минуту, заводит с пол-оборота, через полчаса ноги отваливаются, но хочется еще и еще. При этом совершенно не понятно, как музыка, созданная, в общем-то для дискотек и танцполов, способна столь быстро и легко взрывать open-air. Все дело, конечно, в волшебных пузырьках, то есть в шоуменах. Здесь их двое и они - лучшие. Отключай мозги, танцуй - очищенная, отфильтрованная, чистая поп-музыка. Потанцевал - не стыдно.

12. Cerebral Ballzy
Любимцы американских фрик-парадов во всей красе. Короткие, скорострельные песни про пиво, телок и нью-йоркские такси. Вокалист Хонор Титус (Honor Titus) трясет конечностями, как в эпилептическом припадке, лезет на фермы сцены и оттуда поет, рискуя свалиться вам на голову. При этом в нужный момент взгляд Хонора становится осмысленным и он весьма и весьма трезво смотрит на коллег по группе - все эти выходки не более чем клоунада. В публику летят пивные банки, которые Хонор разгрызает и расшибает похлеще Стаса Барецкого, а песни становятся все быстрее и все короче. Единственный, кто по-настоящему в этой команде умеет играть - это барабанщик Эйб (Abe), но на его бите все это цирковое представление, в общем-то, и держится. Очень смешной, но достойный сет.

11. Wolf Gang
Англичане, для которых The Smiths - явно не пустой звук. Прозрачные, легкие, красивые и привязчивые мелодии - главный козырь красавчика Макса МакЭлиготта (Max McElligott). Работает группа на сцене тоже удивительно слаженно, а "Lions In Cages" - конечно же, стопроцентный стадионный хит: под клавишное стакатто и короткий гитарный рифф только старинная башня не начинает раскачиваться в такт. Музыка 80-х понемногу возвращается, так что для ретроградов сет Wolf Gang стал настоящей отдушиной. Кстати, группа сыграла на фестивале еще и акустический сет специально для прессы - так вот, под аккомпанемент обычной гитары господин МакЭлиготт звучал куда более органично.

10. Yuck
А вот от этих молодых бизонов я ожидал большего. И дебютная пластинка, и восторженные отзывы зарубежной прессы давали надежду на то, что выступление перспективных британцев станет весьма и весьма запоминающимся. В результате - запомнилась разве что виртуозная барабанная работа Джонни Рогоффа (Johnny Rogoff) из-за которой, собственно, и стоило посетить этот сет. В "Get Away" он вытворяет что-то невообразимое, с очень сильными акцентами по малому барабану и форсированной бочкой, благодаря чему, в общем-то, простой и немудреный ритм становится в разы богаче и насыщенней. А вот Дэниэл Блумберг (Daniel Blumberg) так и простоял весь концерт флегмой, отпеая свои партии и не делая даже попытки наладить контакт с публикой. Обидно, однако.

Немного подумав, решаю, что британцы должны поделить свое десятое место с норвежкой Ингрид Олава (Ingrid Olava). Замечательная пианистка, музыка которой по мелодике и гармонии напоминает Регину Спектор (Regina Spektor), но вот только на сцене она ведет себя куда более открыто и дружелюбно. У девушки весьма скоростная и сильная правая рука - мелодию она выводит точно и экспрессивно, да и поет замечательно. Так что пусть Yuck обождут, а Ингрид получит свою заслуженную "десятку" - она того достойна.

9. Biffy Clyro
Главное в сете Biffy Clyro - пересилить первые пять минут выступления этого шотландского трио. И дело даже не в музыке, а во внешнем виде Саймона Нила (Simon Neil) и и Джеймса Джонстона (James Johnston), которые, свято исповедуя музыкальные идеи 80-х, до сих пор рядятся в обтягивающие штанишки, так похожие на советские школьные "треники". После того, как от розовых штанишек Саймона и синеньких Джеймса пройдет шок, можно и музыку воспринимать. А вот тут у Biffy Clyro нет никаких проблем: крепкий, мужской рок, с интересными музыкальными вставками - когда подключается приглашенный гитарист Майк Веннарт (Mike Vennart), то появляются элементы прога. Тем, кто считает, что "The Captain" отдаленно напоминает творчество Fugazi - мое почтение. Только у Biffy Clyro песни будут существенно покороче и подрайвовей. Ну и новая песня "The Jokes On Us" - супер, ждем ее появления в чартах.

8. Like Spinning
Любопытный норвежский коллектив - на первый взгляд, стандартный женский печальный рок о нелегкой девичьей судьбе с хитроумными вставками на валторне и гобое. Но девушка Кари Камруд Янссен (Kari Kamrud Janssen) уже прошла испытание лондонскими клубами и прекрасно понимает, какая музыка сейчас востребована. На довольно простые гармонии она насаживает хитрые полифонические аранжировки с милыми и малозаметным вкраплениями электроники - в результате получается весьма и весьма приятный, правда, во многом "фоновый" продукт. Но для дневного моциона или вечернего расслабления - прекрасно подходящий.

7. Deerhunter
К сожалению, американским шугейзерам не досталось того зрительского внимания, которого они заслуживали - сет Deerhunter совпал по времени с выступлением Crystal Castles, и большинство народу убежало колбаситься под канадцев. А несколько десятков счастливчиков, зависших на Kastlescenen, получили удивительно красивый, легкий и необременительный сет, полный восхитительной мелодики. Неожиданно спокойный, даже флегматичный, Бредфорд Кокс (Bradford Cox) много шутил, улыбался и был чрезвычайно контактен. Да и погода ему понравилась: "В этот раз мы играем - хоть солнышко светит, а в прошлый раз дождик лил". И вправду, лепота - закат над заливом, яхты на горизонте и плывущая по воздуху "Helicopter" - одно из самых сильных моих личных впечатлений от фестиваля.

6. Royksopp
Royksopp не удивили, не обрадовали и не восхитили - их сет почти не отличался от прошлогоднего чеса: "хиты, хиты и еще немножко хитов" - разве что другие сценические костюмы. Одетые в наряды то ли деревьев, то ли энтов, то ли лесных троллей Свейн Берге (Svein Berge) и Торбьорн Брундтланд (Torbjorn Brundtland), конечно, впечатляют. Учитывая, что родом Royksopp из соседнего городка Тьоме, я ожидал от "сета на исторической родине" какой-то музыкальной феерии. Но главную феерию составили не музыканты, а зрители, принимавшие электронщиков, действительно, как родных: эмоции в публике порой существенно перекрывали эмоции на сцене. Тем не менее - очень хорошее, крепкое выступление, да и слушать "Only This Moment" можно сто миллиардов раз - все равно не надоест.

5. Katy B
Британской девушке уже прочат славу новой Лили Аллен (Lily Allen), и она это вполне оправдывает. Напора и драйва ей хватит еще надолго, контакт с публикой она устанавливает мгновенно. Да и песни заслуживают самого пристального внимания - в них есть и мелодика, и необходимый драйв - 'Easy Please Me" и "Perfect Stranger" - фавориты по-любому, не придраться. Ждем Кэти в Москве. посмотрим, как быстро она заведет русскую публику: норвежцы расшевелились на второй песне. Вот вам и еще одн пример высококачественной, первостатейной поп-музыки, чистой, без примесей - и максимально эффективной. Бьет в ноги, минуя голову.

4. The Go! Team
Британский вариант группы "Селедка" (было такое развлечение у НОМа), когда все устраивают на сцене свальный музыкальный грех и меняются инструментами: то гитарист садится за вторую барабанную установку, то барабанщица встает за клавиши, то клавишница берет гитару и сменяет вокалистку. От этого мельтешения и диких прыжков темнокожей вокалистки Ниндзи (Ninja) начинает рябить в глазах. Но такой карнавал довольно быстро затягивает, веселит - и не отпускает. А уж когда Каори Цутида (Kaori Tsuchida) спела песенку на японском, мое циничное сердце растаяло окончательно, и я честно отдаю The Go! Team четвертое место в личном хит-параде.

3. Razika
Норвежская команда, собравшая чуть ли не самую большую толпу на одной из "альтернативных" сцен - Tarnlunden. Четыре девчонки куют пост-рок, смешанный с гранджем - при этом очень мелодичный, но звонкий, напористый и местами даже агрессивный. "Why We Have To Wait" - просто сказка, с отличным риффом и потрясающе согласованной работой ритм -секции (сочетание баса и барабанов у Razika - чуть ли не самое лучшее на фестивале). Приятно увидеть не известную тебе команду и не просто получить положительные впечатления, а испытать восторг. Заслуженные бронзовые медали.

2. Crystal Castles
Серебряные медали с почетом отдаются канадскому электронному дуэту. Их аккуратненько поставили не на главную сцену, а на площадку Baglerscenen - к альтернативщикам, законодателям "новой зубастой музыки" и прочим фрикам. Элис Гласс (Alice Glass) с ходу взрывает публику невероятным напором, а находящийся в толпе барабанщик Cerebral Ballzy Эйб от восторга даже предпринимает не слишком удачную попытку стейдждайвинга. Сет Crystal Castles - это час серьезных физических упражнений: Элис не останавливается ни на секунду, да и публику держит в постоянном драйве и заводе. какие там дискотеки и закрытые клубы? Вот оно - электронное бешенство во всей красе, достигающее апогея на "Untrust Us", где, кажется, все окончательно и бесповоротно сошли с ума.

1. Mhoo
Победитель моего личного фестивального хит-парада - очень странная группа родом, собственно, из Тенсберга. Это кантри-квартет с феноменальной энергетикой - за часовой сет три девчонки и парнишка-контрабасист выдали такое, что описать словами практически невозможно. Тут и бессовестно-развязное трехголосие, и дикие танцы верхом на контрабасе, и вывод на сцену симфонического оркестра, и простые кантри-песенки с откровенно провокационными словами ("The Bottle"). А как работают с публикой Ода Даль (Oda Dahl) и Мириам Кьолен (Miriam Kjolen) - закачаешься! При этом у девчонок действительно замечательные голоса и играют они на высочайшем инструментальном уровне.

Сразу после выступления бегу покупать их диск - и выясняю, что во всех палатках с мерчендайзом записи Mhoo сметены в один момент. Мне достается последняя пластинка, буквально из-под полы. Вот, что значит сила искусства! Тем приятнее, что лучшим актом фестиваля стала норвежская группа, о которой я лично раньше не слышал вообще. Тем и ценнее такие фестивали как Slottsfjelд - истинные сокровища лежат там, где не ведомо.
Ну а тот промоутер, кто первым привезет Mhoo в Россию - озолотится наверняка. Да, это намек.

Ну и, напоследок, вне конкурса - сет Grinderman, который для меня уже как родной: виделись в Москве и Сербии. Старина Кейв отработал ровнехонько так же, как и два предыдущих раза - крепко, весело, задорно, с выходом в публику, наездами на фотографов ("Хватит снимать, пошли вон, все, нет, кроме тебя - а ты, девочка, останься") и дикими припадками на "Get It On". Ну, разве что на Slottsfjell Кейв наконец-то порвал струну и перевернул клавиши. Записываем: высшая точка экспрессии достигнута. Пять баллов.

Еще особняком поставим сет Anthrax - прежде всего, ввиду отсутствия основателя Скотта Иана (Scott Ian), у которого родился ребенок, и он на время покинул родимую группу, чтобы заняться решением семейных проблем. Сменивший его Андреас Киссер (Andreas Kisser) из Sepultura честно копирует ритм-партии. Но отдуваться за всех все равно вынужден Джои Беладонна (Joey Belladonna), чему последний, зная его характер, не может не радоваться. Подробнее о сете Anthrax мы расскажем в интервью с группой, которое в ближайшие дни появится на Звуках.


Пусть вас не смущает относительно скромный масштаб Slottsfjell - хорошая музыка не связана с количеством зрителей, доехавших до Тенсберга. Это - очень уютный, дружелюбный, практически домашний фестиваль, с прекрасным - и по разнообразию, и по качеству исполнения - подбором исполнителей. И если вы спросите меня - вернусь ли я в Тенсберг, то я, не задумываясь, отвечу:"Да!". Slottsfjell стоит того.

22.07.2011, Павел СУРКОВ (ЗВУКИ РУ)