BLACKFIELD  С мешком на голове

Blackfield, поп-прогрессив-бэнд Стивена Уилсона и Авива Геффена, выступил в Москве.

В Москве состоялся концерт Blackfield, совместного проекта лидера Porcupine Tree Стивена Уилсона (Steven Wilson) и популярного израильского певца Авива Геффена (Aviv Geffen). Уилсон привык играть прог-рок в Porcupine Tree, Геффен привык играть поп-рок сольно, когда же эти музыканты играют вместе, получается у них нечто среднее. Эдакий до-прог – песни на 3-4 минуты, песни потенциально сложные, но заканчивающиеся как раз на том месте, где могло бы начаться длинное и сложное соло. До настоящего прога (вроде песни "It Will Rain for a Million Years" из репертуара ранних Porcupine Tree) работы Blackfield не дотягивают. Вместо этого они становятся всё более "стадионными" и хитовыми. Так, последний альбом группы "Welcome to My DNA" (2011) и вовсе был записан при участии оркестра и попадает под определение "симфо-поп-рок".

Выбор группы для разогрева оказался неожиданным. Концерт открыла Омела – одна из лучших российских групп, играющих в стилях фолк-рок и фолк-метал. Омела – коллектив молодой (первый альбом "Viscum Album" вышел в 2009 году), однако состоит из опытных музыкантов. Например, Сергей «Абрей» Абрамов (вокал, акустическая гитара), Сергей «Авен» Аванесов (клавишные) и Николай Коршунов (бас-гитара) являются также участниками Butterfly Temple, легенды российского фолк-метал. Омела занимается воспеванием русской природы, придавая ей антропоморфные черты ("Позолоченным мечом // Рассекает воздух гром. // Молний вены // Освещают ливню путь // Изо мглы земле на грудь // В серой пене…") Иногда музыканты используют штампы (запись звуков дождя, вставленная в песню, изъезженные фразы типа "вены рек"), иногда наоборот – придумывают интересные решения (например, использование трубы, инструмента встречающегося в фолк-метал крайне редко). На разогреве Омела предстала во всеоружии – в полном составе (7 человек), включая флейтистку и скрипачку. Особенно колоритно смотрелся басист Николай Коршунов: весь в чёрном, лысый, татуированный, вооружённый шестиструнным Warwick’ом. Группа отыграла 30 или 40 минут. Вокалист Сергей Абрамов постоянно взывал к природе, поднимал взгляд вверх, словно ища глазами небо, но в пространстве клуба, среди четырёх стен, его слова звучали не совсем уместно. "Только зарево утра тронет леса, // Зазвучат голоса, что зовут в долгий путь // Расколов вдалеке пополам небеса, // Засверкает даль, что наполняет грудь тоской..." Возможно, подобным текстам лучше звучать на природе, на открытых площадках, где Омела вскоре и выступит (10 июля, фестиваль "Нашествие", Альтернативная сцена).

Состав Blackfield был поскромнее - 5 немногословных человек в неприметной одежде. Вокалист и гитарист Стивен Уилсон напоминал студента-ботаника: небольшой, худощавый, в очках, с прямыми волосами до плеч. Такие на переменах жмутся по углам с умными книжками. Вокалист и гитарист Авив Геффен также выглядел моложе своих лет. В свои 38 он всё ещё похож на вертлявого подростка (для сравнения – Уилсону 43 года). Басист Сеффи Эфрати (Seffy Efrati) оказался левшой и использовал леворукий бас. Барабанщик Томер Зидкьяху (Tomer Zidkyahu, он же Tomer Z) оказался очень эмоциональным исполнителем. Он барахтался за ударной установкой, как тонущий барахтается в воде. Он играл с таким видом, будто обращается к каждой части своей установки и ругает поочерёдно то тарелки, то малый барабан. Его лицо пребывало в постоянном движении. Временами он надувал щёки, точно человек, играющий на тубе. Последний участник группы – неопознанный клавишник – был похож на писателя Михаила Елизарова. Музыканты объяснили со сцены, что этот человек играет с ними впервые. Похоже на правду, поскольку на недавнем концерте в Афинах (24 июня) с группой ещё играл предыдущий клавишник Эран Мительман (Eran Mitelman).

Начали музыканты с бодрой "Blood" с "Welcome to My DNA". По напористости и прыгучести она напомнила песню "Enemy" группы Scars on Broadway. При этом в обеих песнях поётся о чём-то вроде умирания. В дальнейшем музыканты продолжили исполнять свежий материал: "Go to Hell", "Dissolving With the Night", "Oxygen", "Zigota", "DNA". "Oxygen", одна из лучших песен на альбоме, рассказывает о всепоглощающем космическом одиночестве (о чём-то подобном когда-то была песня у Porcupine Tree и называлась "A Smart Kid"): "Мы – кучка мальчиков, рождённых, чтобы лгать". Прозвучали также вещи, сочинённые Уилсоном без помощи Геффена: "Blackfield", "Once" и "Waving". Начало "Once" (особенно в студийной версии) своей меланхоличностью напоминает Radiohead. Прозвучали очень лиричные "Miss U" и "Where Is My Love?", сочинённые Геффеном. Авив, не мудрствуя лукаво, поёт о любви простыми словами: "They said you're in love again // and I tried to hide my pain". Вообще, он был самым заметным персонажем на сцене. В одном эпизоде он натянул на свою голову чёрную футболку, точно это мешок, и продолжил петь в таком виде – с оголённым торсом, с "мешком" на голове, как заложник. В другом - ляпнул шуточку: мол, песня "Go to Hell" посвящается Виктору Цою. При этом текст этой песни почти полностью состоит из фраз "Fuck you all, Fuck you" и "Go To Hell". На фронтмена Авив походил сильнее, чем Стивен, впрочем, на данный момент Blackfield – это в первую очередь Авив. На последнем альбоме все песни, кроме одной, его авторства. На предыдущих альбомах участие Уилсона в сочинении песен было более заметным. При этом сильным вокалистом Авива не назовёшь – голос у него простой, немного блеющий, местами напоминающий вокал Брайана Молко (Brian Molko). Стивен вёл себя сдержаннее – был тих и лишь блестел очками. Зрители пытались привлечь к себе внимание Уилсона, трясли у сцены пачкой виниловых пластинок с его музыкой, но Уилсон не реагировал. Временами он прятал лицо в волосах. По сцене ступал босыми ногами.

Зрители не хотели отпускать группу со сцены и дружно скандировали: "We want more!" Музыканты, выйдя на бис, исполнили 3 песни, каждая из которых подходила для полноценного завершения концерта: "Hello", "End of the World" и "Cloudy Now". В это время Авив стянул с себя футболку. Как писал прозаик Г.Миллер: "Его животик туг, как барабан, и тверд, как свищ". В "Cloudy Now" музыканты намеренно утяжелили концовку, чтобы закончить яростно и громко.

04.07.2011, Денис КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.blackfield.org

BLACKFIELD

Дата образования:

1 января 2000