THE RETUSES  Waltz Baltika!

Укелеле под окном жалобно заныли: анемичная интеллигентная музыка снова в чести

Российские поклонники Суфьяна Стивенса (Sufjan Stievens, Beirut и всей когорты фолк-сингеров-сонграйтеров созрели, окуклились и стали бабочками. Долг ли будет их век? Теперь это делается так: парень катается три года на скейта, потом меняет его на подержанный Фендер, а потом его издает Олег Нестеров. Ансамбль из Подмосковья, почему-то именуемый в причудливой современной музыкальной прессе фолк-роковым, задает тон для новой волны домашних творцов искусства.
Восхитительно неслушабельная с точки зрения устоявшегося радиоформата пластинка. Размытый донельзя многодорожечный хор голосов и перманентное стакатто то гитары, то укелеле с манящей позади трубой, определенный повтор мелодических ходов и аранжировочных решений (да, все-таки не Beirut, но у них рано или поздно получится) несколько напрягает, но не переходит в стадию “набившей оскомины”, похвальная любовь к Юнне Мориц, Сергею Есенину и Апухтину - и вместе с этим старинное заблуждение, будто английский язык “более мелодичный”, вместо названий песен имена мелких прусских городков, и ни слащавости, ни приторности, ни жеманности, свойственным многим юным дарованиям. Все это так знакомо нежно и наивно, что в какой-то момент ждешь, будто кто-то очень очень знакомый в самом начале зонга “Angerburg” вот-вот и запоет знакомым чуть блеющим голосом: “мне пора на покой, я устал быть послом рок-н-ролла в неритмичной стране”. Намек на ту же самую незамутненную свежесть, сделавшую когда-то нашу родную рок-сцену 80-х самобытной и пламенной. Практически вместе с альбомом появляется и видео режиссера Александра Синицы на эту же песню, в тон музыки иллюстрирующее души прекрасные порывы безоблачных романтиков, далеких от социальных потрясений, гнета тиранов и прочей жизненной ереси - чуть размытый набор путевых видеозарисовок из iPada на тему “белеет парус одинокий”.
“Видишь, небо сегодня в огне - это зарево, пламя небес. Снова песня припомнилась мне, что нам пел под окном кипарис. Отзвенят эти ясные дни и покроют нас всех пеленой. Я пою эту песню тебе, я пою эту песню с тобой. Как цветы мои сохнут, так сохнет июль, так становится серым мой день”, - вдруг ясным русским языком поет лирический герой главного автора-исполнителя Миши Родионова и переходит в вальс “Pr. Eylau”. Отметим, что концертный вариант музицирования, лишенный “концептуальной” альбомной звуковой обработки, слушается симпатичнее, хоть и менее стройно. Некоторые вещи вроде “Cranz” определенной степенью занудства способны выбить из колеи (друзья хипстеры, я понимаю, что замахиваюсь на святое), но на смену ему приходит “Pillau” - инструментал с присутствием: скрипка с парящим пианино и гулом застольной беседы, и проблема с занудством снимается. Хочется отметить приятный хонки-тонк-полонез “Neukuhren”, щемяще напомнившую Crime & The City Solution композицию “Neuhausen”, и конечно же “Ласточку-Lasdehnen” на стихи Юнны Мориц - очевидную жемчужину “Waltz Baltika!”.
Первый взгляд на сценическую работу The Retuses повествует о простом: ансамблю предстоит большая работа и срочное приобретение концертного опыта. От ворот поворот профессионалам - о, господи, Casio (ну и что, Ник Кейв на такой самоиграйке альбом записал), а что ритм-секция особо не перетруждается, - что ж, парень из White Stripes в таких случаях говорит - “все, кому не нравится моя барабанщица могут отсюда проваливать”. Добавим - и если перкуссионисты с трубачами - тоже.
Прекрасное, юношеское ,инфантильное, но “со взором горящим” творчество.

NB: Да, что касается амбиций ансамбля. Цитируем фрагмент из трепетного интервью с Мишей Родионовым: “Я слушал этот инди-рок — Arctic Monkeys, Good Shoes, Maccabees, но писать такое не решался. Мне кажется, в России это смешно — оно там уже началось и должно оставаться. Хотя я тоже, конечно, нерусскую музыку сочиняю — но что-то пытаюсь внести свое. Мне вообще кажется, что инди-рок скоро погорит. Cейчас и OK! Go, и Maccabees с духовыми записываются, и даже в мейнстриме: последние два «Евровидения» выигрывали те, у кого были нетрадиционные инструменты”.
На этом пока и остановимся.

01.07.2011, Леонид НОВИКОВ (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.myspace.com/retuses

THE RETUSES

Дата образования:

1 января 2007