JAMIROQUAI  Ах, на кого я только шляп не надевал!

Jamiroquai выдали на московском концерте весь необходимы набор шоу-элементов: прыжки до потолка, глобальная фанк-дискотека и море хорошего настроения.

На входе в зал Crocus City Hall выстроилась гигантская очередь: за закрытыми дверями заканчивался саундчек. Страждущие зрители бродили по фойе, где можно было насладиться водкой на бесплатной дегустации или приобрести новый альбом Jamiroquai, хоть на виниле, хоть на CD. Но в жару не до водки, а альбом уже все слышали - всем хотелось увидеть живого Джея Кея (Jay Kay). Так что когда двери с почти часовым опозданием все-таки распахнулись, все ринулись занимать места. Учитывая, что для главной танцевальной фанк-команды современности в "Крокусе" организовали нормальный танцпол, толпа у сцены образовалась практически мгновенно. Однако до начала представления, как оказалось, было еще очень и очень далеко...

Неожиданности продолжились: на сцене появились вертушки, два гитариста, один из которых оказался басистом и женщиной, а также силуэт с коком, в смокинге и на сумасшедших каблуках, напоминавший Жанель Монэ. Когда силуэт подал голос, стало ясно, что это певица Елка, автор мема "А там еще немного, и Прованс". Пресловутый "Прованс" был принят публикой довольно благосклонно, но в целом за Елку было обидно. Во-первых, потому, что голосистая, артистичная и ироничная певица заслуживает куда лучшего отношения, нежели куцые четыре песни на крошечном сценическом пространстве перед саундчеком техников Jamiroquai. И тот, кто организовал Елке это, с позволения сказать, выступление, оказал ей медвежью услугу, не дав развернуться ни ей самой, ни ее музыкантам. А, во-вторых, Елка совершила очень правильный поступок, исполнив песню "Сука-любовь" Михея, который вдохновлялся творчеством Джея Кея, копировал его и мечтал когда-нибудь выступить на разогреве у любимого артиста. У тех, кто знал, в этот момент навернулись слезы, но таких среди публики было явно немного, так что честный и благороный оммаж Михею оказался, к сожалению, почти не заметен.

После разогрева в зале снова зажгли свет и объявили, что концерт начнется через двадцать минут. Пока техники Jamiroquai расчехляли комбики, две трети зала переместились в фойе: покурить и допить бесплатную водку. Поэтому когда свет наконец-то погас окончательно и на сцену быстрым шагом вышли участники группы, в проходах образовалась легкая давка и битва за места в танцпартере.

Джей Кей, одетый в широкополую белую шляпу и зеленую спортивную куртку, выкатился на сцену - такой же легкий и подвижный, как и всегда. Начинают с новой "Rock Dust Light Star", и уровень настройки звука не может не радовать. Читаются все инструменты, различим вокал, и в общем миксе ничто не теряется. Отлично выстроены барабаны Деррика МакКензи (Derrik McKenie) и перкуссия Солы Акингбола (Sola Akingbola). Деррик, играющий больше на томах, чем на малом барабане и железе, ближе к традиционной африканской школе, чем к джазовой или роковой. А Акингбола, напротив, играет, на первый взгляд, привычные ритмы, но нарочитая четкость его игры заставляет воспринимать стандарты как цитаты. И состроены при этом барабаны и перкуссия на удивление гармонично: перкуссия отвечает за средние и высокие частоты, а барабаны МакКензи держат на себе всю нижнюю палитру.

Бодрое начало продолжается не менее динамичными и темповыми "Main Vein" и "Cosmic Girl", где Джей Кей демонстрирует, не только блестящую вокальную форму, но и весьма неплохую физическую форму. Вечный мальчишка, он разбегается и подпрыгивает, зависая над сценой в позе скейтбордиста, при этом дыхание у него не сбивается ни разу. Единственное "но" - микрофон ему все-таки отстроили не до конца, во время наиболее бурных перемещений Джея по сцене, микрофон начинает "заводиться".

Несмотря на то, что на билетах были указаны сидячие места, публика из партера довольно быстро стекла к сцене, а обитатели бельэтажа и балконов - в проходы между рядами, потому что слушать Jamiroquai сидя совершенно невозможно. В результате все ступеньки были заняты зрителями, бодро переминавшимися с ноги на ногу, подобно антропоморфным дендромутантам. Но, в отличие от танцевального партера, дышать и двигаться на ступеньках все же было можно.

Чуть-чуть просела по интенсивности середина концерта, когда в "Space Cowboy" дали немного посолировать и гитаристу Робу Харрису (Rob Harris) и басисту Полу Тернеру (Paul Turner). И в сольных проходах Тернера как раз и наиболее полно раскрывается вся музыкальная мощь машины Jamiroquai: именно на басовых партиях и держится добрая часть эмоционального заряда их песен, и Тернер мастерски обыгрывает все "кружева", то слэпуя, то выходя на скоростные проходы, а то, наоборот, минималистически вешая ноту.

Отдельного комплимента заслуживает и духовая секция. Она настолько вплетена в общий саунд, что, в противоположность сложившейся традиции, ее по больше части просто не слышно - духовые совершенно не выпячивают из общего микса. Просто часть фактуры, создающая незаметную, но незаменимую краску. Но сольные партии духовых были выше всех ожиданий. Особенно поразил трубач: труба, как правило, играет либо очень эмоционально — в латиноамериканском ключе, в стиле джаза 30-40 годов, либо в традиции Майлса Дэвиса (Miles Davis), требовавшего не выставлять чувства напоказ, "не носить эмоции на рукаве, как повязку". Jamiroquai избе гают крайностей. Партии трубы были лаконичны, но эти сдержанные эмоции вызывают куда больше отклик, чем любая форсированная медная агрессия.

Что до Джея Кея, то он носится по сцене как заведенный, даже не чурается спуститься в фото-пит, чтобы пожать руки первым рядам. Публика, надо сказать, тоже ведет себя интеллигентно и на певца не бросается, очертя голову. Заметно, что музыканты такой прием по душе, и пребывающий в приподнятом настроении Джей выбирается на сцену и продолжает зажигать.

На "Deeper Underground", когда у всех уже начинают отваливаться ноги (танцуют в проходах, на танполе и даже подпрыгивают на креслах), музыканты чуть ускоряются в финале и уходят за кулисы. На бис они выйдут только для того, чтобы сыграть "White Knuckle Ride". Последняя серия зажигательных уверток Джея, темповый проход ритм-секции: и все. Музыканты раскланиваются и уходят за кулисы, на этот раз - окончательно. Безумный шляпник станцевал свою коронную джигу-дрыгу.

14.06.2011, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

JAMIROQUAI - свежие публикации:

Сайт: www.jamiroquai.com

JAMIROQUAI

Jamiroquai - британская группа

Подробности из жизни:

Jamiroquai - английская группа
Жанр - фанк, поп, джаз, эйсид джаз

Оригинальный состав:

Джейсон Кей (Jason Kay) - вокал
Тоби Смит (Toby Smith) - клавиши
Стюарт Зендер (Stuart Zender) - бас-гитара
Ник Ван Гельдер (Nick Van Gelder) - ударные
Уоллис Бьюкенен (Wallis Buchanan) - диджериду

Название группы её лидер и основатель, англичанин португальского происхождения Джейсон Кей (Jason Kay) придумал ещё в юности, куря марихуану (за что его, кстати, выгнали из частной школы) и мечтая о том, каким мог бы быть его собственный ансамбль. Jamiroquai - комбинация из слов jam (джем-сейшн, коллективное музицирование) и iroquai - вариант самоназвания индейцев-ирокезов (видимо, в юности Джейсон, как и всякий порядочный ребёнок 70-х, увлекался индейцами). Начав заниматься музыкой дома, к концу 80-х Джейсон заинтересовался появившейся в то время в клубах Лондона новой музыкой под названием acid jazz, "кислотный джаз", смешивавшей джазовые аранжировки с хип-хоповыми битами и фанковыми…

Далее... →