John Erik KAADA  "Видели бы мои преподаватели, как я играю - их бы приступ хватил"

Йон Эрик Кода об арт-панке, академическом образовании и о том, как жить на гранты.

Несмотря на исключительно тихий нрав и желание быть в стороне от событий, норвежского композитора Йона Эрика Кода (John Erik Kaada) отличает редкое умение внезапно появляться и так же неожиданно исчезать. Так, он впервые появился на горизонте с блестящим альбомом "Music For The Moviebikers", затем без предупреждения выпустил сильнейшую пластинку совместно с главным безумцем от американского рока Майком Паттоном (Mike Patton), теперь как апрельский снег на голову свалился в столичное культурное расписание. Накануне выступления Звуки.RU поговорили с Кодой об экспериментах, государственной поддержке, самодельных инструментах и мериле успеха.

Звуки.RU: Йон, до начала сольной карьеры Вы играли театрализованный панк в группе Cloroform – в этом свете довольно странно, что вы так легко переключились на столь изящную и спокойную музыку. Вы не собираетесь возвращаться к Cloroform в дальнейшем?
Йон Эрик Кода: Мы вроде как и не распадались вовсе. Просто все так заняты, что пока что проект поставлен на паузу. Да, разница существенная, Cloroform – это агрессивный и неконтролируемый поток звуков: на сцене мы прыгали, кричали, трясли инструментами, словом изо всех сил изображали такую "настоящую рок-группу", как мы её понимали. А когда я выступаю с ансамблем, то, как говорят друзья, меня на сцене даже и заметить сразу сложно.

Звуки.RU: А чем можно объяснить такие перемены? Это Вы так сильно изменились, или же в Cloroform кто-то другой был за главного?
Кода: Cloroform – это трио, и в конечном итоге музыка сочинялась всеми нами, просто нас объединяло желание сделать что-то необычное, но шумное и резкое. Два других участника сейчас тоже занимаются несколько другой музыкой: Берге Фьордхайм (Børge Fjordheim) продюсирует поп-исполнителей, вот, например, певица Лене Марлен (Lene Marlin) – его подопечная. Ейвин Сторзун (Øyvind Storesund) играет на басу в Kaizers Orchestra, но его и там отличает довольно авангардная манера. Что до меня, то после всех этих сценических бесчинств с Cloroform мне захотелось попробовать сделать нечто мягче и тоньше и, попробовав, я быстро вошел во вкус. Это отразится и на грядущей пластинке Cloroform – мы все набрались опыта, поэтому не думаю, что она будет похожа на ранние записи группы, которые даже мне порой тяжело слушать.

Звуки.RU: У нас в России много говорят о государственной системе помощи музыкантам, организованной в скандинавских странах. Скажите, вот Вы от этого что-то получаете?
Кода: Ну, у нас существуют программы поддержки молодых музыкантов и композиторов, тех, кто в ней действительно нуждается. Когда-то и я тоже проходил по такой программе, но сейчас от них что-то давно ничего не слышно – с одной стороны, это приятно, что меня больше не считают начинающим композитором, с другой – иногда такая помощь очень была бы к месту. Но у всякой системы есть свои издержки – тут, как показывает опыт, часто важен не просто талант композитора, а талант писать прошения. Если вы им располагаете, то вполне сможете безбедно существовать в Норвегии на гранты по искусству.

Звуки.RU: Насколько я знаю, в Вашем распоряжении есть и самодельные инструменты. А что они из себя представляют?
Кода: О, ну на самом деле, ничего особенного. Недавно я сделал самый большой инструмент в моей коллекции – получилось что-то вроде огромной бас-гитары, но со струнами от рояля. Но это совсем не революционные инструменты и вряд ли они пригодятся кому-то кроме меня – просто я люблю делать что-то своими руками и изменять звук уже привычных вещей.

Звуки.RU: Но, если Вы используете их в студии, то вам потом, получается, надо менять аранжировки для живых выступлений – вы же не сможете их все с собой взять?
Кода: Да, я бы рад был бы привезти их в Москву, но я боюсь, что перевес в аэропорту просто разорит меня. Поэтому приходится обходиться тем, что есть. Конечно, использование таких инструментов весьма существенно – ведь я склонен работать именно со звуком, даже мелодии не так важны для меня, как правильно выстроенный саунд. Я часто пишу музыку на бумаге, но решающий момент наступает только тогда, когда мне удается верно подобрать звучание композиции – до этого всё колеблется на уровне черновика.

Звуки.RU: В Вашем творчестве было немало экспериментов, да и выпускаетесь вы на весьма авангардном лейбле Майка Паттона Ipecac
Кода: О, я стараюсь не думать о том, какая у меня музыка получается – экспериментальная или наоборот. Всё это только слова, да и само понятие эксперимента мне не очень ясно. Я совершенно точно не ставлю какие-то намеренные опыты. Просто я меняюсь и меняются мои вкусы. Иногда я слушаю только Бартока, Листа и Шостаковича, а порой только хэви-метал, и всё это, конечно, сказывается на результате моей работы. Правда, поэтому я чаще всего я вообще ничего не слушаю – стараюсь не выпускать собственной музыки из головы. А вот свои записи я слушаю довольно редко, потому как я практически никогда не бываю до конца доволен тем, что в итоге получается. Иногда я думаю, что неплохо было бы переиздать старые записи и тотально там всё переделать, но потом понимаю, что это было бы нечестно.

Звуки.RU: Вы же получали академическое образование, верно?
Кода: Да, я заканчивал по классу фортепиано, но знаю, насколько мне это пригодилось. В основном я подбираю мелодии на гитаре, а за клавиши сажусь в исключительных случаях, хотя, думаю, что какие-то азы никуда не делись. Но видели бы мои преподаватели, как я играю сейчас – их бы приступ хватил. Я играю кулаками, локтями, коленями, намеренно искажаю звук инструмента – словом, нарушаю все правила, которыми меня когда-то научили.

Звуки.RU: Кстати, я хотел бы выразить Вам благодарность – песни с вашего альбома "Music For The Moviebikers" играли на моей свадьбе…
Кода: Что? Вы серьезно? Да, пожалуй, я слишком строг к своим старым записям! Спасибо за то, что сказали: если твои вещи звучат на свадьбах – то это уже успех.

Kaada
Москва, Avant Club
28 апреля 21.00

26.04.2011, Феликс САНДАЛОВ (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.kaada.no

John Erik KAADA

Дата рождения:

28 июля 1975