Chick COREA  Сорок лет и два вечера

Бенефис рояля и вибрафона в Доме Музыки: джазовые гиганты Чик Кориа и Гэри Бертон выступали в столице целых два дня подряд.

Джазовые гиганты, пианист Чик Кориа (Chick Corea) и вице-президент колледжа Беркли, вибрафонист Гэри Бертон (Gary Burton) выступали в столице целых два дня подряд. Оба их концерта проходили по одной схеме: чуть более часа – первое отделение, затем двадцатиминутный антракт, и - продолжение банкета еще на добрых полтора часа! Музыканты порадовали любителей музыки своими аранжировками и свободными интерпретациями evergreen всех жанров - в том числе и любимой в нашей стране, как нигде в мире, группы Beatles(“Eleanor Rigby”)

Кориа и Бертон - давние друзья: их дуэту без малого сорок лет, и за это время мэтры придумали и сыграли огромное количество славного материала, а часть своих находок показали и русскому слушателю. В своем концертном воплощении они руководствуются принципом калейдоскопа: в качестве базового материала берут произведения Арта Тэйтума (Art Tatum), Гила Эванса (Gil Evans), Джона Колтрейна (John Coltrane), Антонио Карлоса Жобима (Antonio Carlos Jobim). При этом семидесятилетний Кориа не уступает более молодому коллеге в разнообразии импровизаций и изобретательности аранжировок. Вибрафон и фортепиано - инструменты, которые часто выбирают как солирующие, но в этой паре они периодически исполняют роль перкуссии и баса, образуя что-то вроде "приглушенного" арт-рока. При этом он не рассудочный, не сухой - он больше похож на россыпь мелких затейливых фигурок, которые музыканты с улыбкой перебирают на глазах у слушателей.

В этот приезд специально для русской публики джазмены шикарно исполнили одно из номерных произведений Александра Скрябина в невероятно светлой и жизнерадостной интерпретации. Во время исполнения композиции “Моцарт идет танцевать” (очень тонкое понимание классика) публика действительно заметно развеселилась, а ранняя композиция самого Чика Кория “Brasilia" заставила, наконец, умолкнуть сидящих на втором ряду “слушателей”, которые явно перепутали зал с ночным синематографом.

В перерыве за кулисами много обсуждали самочувствие Кориа: он резко похудел, хотя выглядит по-прежнему полным сил. Тут же произошел забавный эпизод с участием... Дмитрия Маликова. Поп-певец 90-х, которому очень нравится думать о себе как о пианисте, подошел к сцене и поинтересовался у настройщика: какое же количество микрофонов усиливает рояль Чика Кориа? “Всего, два? Надо же! А, так хорошо слышно…А, какой фирмы, не разглядеть”? “Может, сфотографируешь?” – отвечает работник и протягивает Маликову коробку от микрофонов. Тот, недолго думая достает свой айпэд и жадно запечатлевает надпись выгравированную на футляре. “Это - эксклюзив” – со знанием дела говорит Маликов и удаляется в ложу.
Но ведь очевидно, что снимать нужно было не футляр, а руки! Вернее - пальцы, которые прошли сквозь огонь и воду джаза и за годы выгравировали на черно-белых клавишах свой неповторимый стиль. И, хотя большая часть программы дуэта строится на соло вибрафониста Бертона, очевидно, что основу этой музыки дает именно неподражаемая манера игры маэстро Кориа. Можно понять московскую публику, которая привыкла одаривать аплодисментами музыканта сразу же после его сольной импровизации. Но где же здесь соло? Определить это неимоверно трудно. Музыканты за долгие годы сотрудничества действительно понимают друг друга с полуслова и, хоть перед ними и разложены партитуры, играть “по нотам” – это неинтересно, прежде всего для них самих. Джазмены в ответ на рукоплескания посреди едва только начавшейся импровизации удивленно смотрят в зал, но через мгновение благодарно опускают голову и продолжают свою хитроумную сессию.

Мудрый Кориа мягко задает ритм композициям одной рукой, а другой - уводит мелодическое построение куда-то в сторону и внезапно возвращается обратно к кажущейся “прохладной” ритмической и рваной музыкальной структуре, оставляя Бертону нишу для импровизации. Гэри Бертон же, извлекающий хрусталь из своего прекрасного инструмента, с верхотуры Светлановского зала производит впечатление настоящего “белого колдуна”: он - и ритм-секция, и солирующий инструмент, и бэк-вокал одновременно. С таким же ритмичным усердием творят свою магию шаманы и африканские колдуны.

Публика не желала отпускать дуэт и два раза вызывала музыкантов на бис. Сыграть напоследок с великими мастерами джаза не преминул и вездесущий Игорь Бутман, бодренько влетевший на сцену ММДМ и тепло встреченный старыми знакомыми, которые впервые приезжали в нашу страну в начале 80-х и давали концерт в Доме композиторов.
Бутман поведал, как ему впервые удалось уговорить музыкантов на совместный джем: "Я говорю: "Дорогой Чик, есть много джазовых музыкантов в России и в Петербурге и для нас всех это невероятное событие. Можно ли, для того, чтобы мы потом рассказывали нашим внукам, о том, что играли с самим Чиком Кориа, можно ли нам сыграть один блюз?" А Кориа ответил: "Мы с удовольствием сыграем больше, чем один блюз, потому что у нас есть еще два часа до поезда".


Пока не отошел поезд, чудеса возможны.

07.04.2011, Владимир СОКОЛОВ (ЗВУКИ РУ)

Chick COREA - свежие публикации:

Сайт: www.chickcorea.com

Chick COREA

Дата рождения:

12 июня 1941