Chick COREA  Музыка для Снежной королевы

Чик Кориа и Гари Бертон интерпретируют Моцарта, Скрябина и Жобима на московском концерте.

5 апреля, вечер. Диалог у входа в Светлановский зал Московского международного Дома музыки.

Девушка, выдающая билеты аккредитованным журналистам: – Вы из какого издания?
Невозмутимый мужчина: – Из РАН.
Девушка: – Откуда?
Невозмутимый мужчина: – Российская академия наук.
Девушка: – Боюсь, Вас нет в списке.
Невозмутимый мужчина: – Боюсь, что нет. Возможно, у Вас останется лишний билетик?..

Такие вот люди пришли на второй (первый состоялся днём ранее тут же, в Светлановском зале) московский концерт Чика Кориа (Chick Corea, фортепиано) и Гэри Бёртона (Gary Burton, вибрафон). Кроме того, среди зрителей был замечен певец Дмитрий Маликов. Пианист пришёл послушать пианиста.

В ММДМ Кориа и Бёртон играли свою музыку вдвоём, как в старые добрые времена (альбом "Crystal Silence" 1973 года), хотя за долгие годы сотрудничества им приходилось играть и в компании струнного квартета (альбом "Lyric Suite for Sextet" 1982 года), и в компании оркестра (альбом "The New Crystal Silence" 2008 года, где можно услышать Sydney Symphony Orchestra). Светлановский зал – площадка большая, не очень подходящая для камерной и уютной музыки Кориа и Бёртона. Будь с ними оркестр, как на "The New Crystal Silence", другое дело. На том альбоме оркестр придавал их музыке размах, эпичность, мощь. Здесь же, на дне этого большого зала, похожего на муравейник, музыка стала маленькой и хрупкой, но не растеряла главного. Совместные работы Кориа и Бёртона очень хорошо характеризуют названия двух уже упоминавшихся альбомов – "Crystal Silence" и "The New Crystal Silence". Хрустальная тишина. Когда Кориа и Бёртон играют вместе, они создают очень чистую, прозрачную музыку. Кориа при помощи фортепиано отвечает за внутреннее напряжение этой музыки, Бёртон при помощи вибрафона покрывает его внешними слоями кристальных звуков. Такая музыка могла бы звучать в замке Снежной королевы. К слову: синий свет от осветительных приборов падал на трубы огромного органа Светлановского зала и придавал им схожесть с синими пластинами изо льда.

А начался концерт с композиции "Love Castle", корни которой уходят к сольному альбому Кориа "My Spanish Heart" (1976). По этой композиции хорошо видно, как музыка Кориа эволюционирует с годами. В 1976 году это был фьюжн-трек на 4:45 мин. В 2007 году эта же композиция, записанная с оркестром, разрослась до 12:41 мин. и стала похожа на часть симфонии. Подобные трансформации происходят и с другими работами Чика, например, с композицией "Spain". Изначально она была записана совместно с фьюжн-группой Return to Forever, затем Кориа исполнил её дуэтом с Бобби Макферрином (Bobby McFerrin), а в конце концов она и вовсе превратилась в трёхчастную композицию для секстета и оркестра.

Но вот продолжается концерт. Бёртон играет на вибрафоне четырьмя палочками одновременно, по две в каждой руке. Со стороны кажется, будто он управляет двумя невидимыми марионетками. Музыканты исполняют композицию из репертуара Антонио Карлоса Жобима (Antonio Carlos Jobim), бразильского музыканта, внёсшего огромный вклад в развитие босса-новы. Они также играют "Brasilia" – ещё одно очень важное произведение Кориа, появлявшееся неоднократно на многих его альбомах, например, на "Solo Piano – Originals" (2000). Однако наиболее впечатляющей версией этой композиции является версия с оркестром с "The New Crystal Silence". В оркестровой версии она достигает наибольшего размаха – во время прослушивания кажется, что плывёшь сквозь огромную страну по великой реке Амазонке. Бёртон говорит в микрофон, что "Brasilia" – его любимое сочинение Чика Кориа.

Музыкальная палитра Кориа/Бёртона широка: в какой-то момент они обращаются к классической музыке и исполняют небольшое произведение Александра Скрябина. Скрябина Кориа уже играл. На "Solo Piano – Originals" он исполнил две его прелюдии: "Prelude #4, Opus 11" и "Prelude #2, Opus 11". Именно после Скрябина зрители подносят музыкантам цветы. Кроме того, музыканты играют новую композицию Кориа "Mozart Goes Dancing". Кстати, к музыке Моцарта Кориа обращается чаще, чем у музыке Скрябина. В его дискографии есть альбомы "Mozart – Double Concerto. Corea, Gulda – Compositions" (1984) и «The Mozart Sessions» (1996). На первом Кориа играет музыку Моцарта в компании австрийского классического пианиста Фридриха Гульды (Friedrich Gulda) и голландского симфонического оркестра, на втором – в компании Бобби Макферрина (в роли дирижёра и вокалиста) и The Saint Paul Chamber Orchestra.

Был на этом концерте и антракт, во время которого Дмитрий Маликов подходил к сцене, общался с настройщиком рояля и фотографировал на мобильный телефон какую-то загадочную коробочку, стоявшую рядом с роялем. Был и выход на бис, причём не единожды. Впрочем, часть публики стала уходить, не дожидаясь первого выхода на бис, не говоря уж о втором, а зря. Второй выход получился с сюрпризом. Американские музыканты вернулись на сцену не одни, а вместе с Игорем Бутманом, причём Бутман выглядел так, будто на сцену его пригласили спонтанно: в одной руке у него был саксофон в чехле, в другой – коробочка с подарком. Похоже было на то, что он зашёл за кулисы поздравить музыкантов, а его неожиданно позвали на сцену. Бутман расчехлил саксофон, положил коробочку на пол, и образовавшееся трио устроило для зрителей финальную импровизацию.

07.04.2011, Денис КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)

Chick COREA - свежие публикации:

Сайт: www.chickcorea.com

Chick COREA

Дата рождения:

12 июня 1941