STEELEYE SPAN  По следам британского фолка

Однажды в местечке Хоркстоу, что в графстве Линкольншир, бригадир работников фермы Джон Боулин чем-то сильно разозлил своего подчиненного, старого Джона Стили Спэна. Тот пришел в такую ярость, что ударил собственного начальника тростью, да причем на площади, в базарный день, на глазах у всего честного народа. Боулин в долгу не остался и сбил беднягу с ног. Стили, сдобрив свою речь парой проклятий, пообещал бригадиру выбить из него весь дух. Эта обыденная история легла в основу другой - куда более захватывающей. Истории Steeleye Span...

"Steeleye Span — как автобус. Он идет по своему маршруту, люди входит и выходят. Иногда маршрут совпадает с вами, и тогда вы внутри. Иногда автобус поворачивает не в ту сторону — вы просто выходите"

(Maddy Prior)

Однажды в местечке Хоркстоу, что в графстве Линкольншир на востоке Англии, бригадир работников фермы Джон Боулин чем-то сильно разозлил своего подчиненного, старого Джона Стили Спэна. Тот пришел в такую ярость, что ударил собственного начальника тростью, да причем на площади, в базарный день, на глазах у всего честного народа. Боулин в долгу не остался и сбил беднягу с ног. Стили Спэн, сдобрив свою речь парой проклятий, пообещал бригадиру припомнить этот день и выбить из него весь дух. Эта обыденная история взята не из провинциальной криминальной хроники, а из английской народной песни "Horkstow Grange" Именно отсюда по предложению музыканта Мартина Карти (Martin Carthy) было позаимствовано название легендарной английской электрофолк-группы Steeleye Span.

Steeleye Span были одними из тех, кто напомнил зачарованным блюзом и кантри англичанам, что у них есть собственный фольклор. Надо сказать, американская популярная музыка к 70-м уже по полной осваивала местный фолк стараниями Боба Дилана (Bob Dylan), The Byrds и других. И, по иронии судьбы, первой Британию с собственным наследием мимоходом познакомила американка Джоан Баэз (Joan Baez), в чьих альбомах явно слышалось звучание английского фольклора. Steeleye Span же показали, что с этим фольклором не только можно и нужно экспериментировать — он может стать коммерчески успешным: в отличии от своих коллег по движению "Возрождение британского фолка", Fairport Convention, два сингла Steeleye Span стали золотыми ("Gaudete" и "All Around My Hat").

Вокалистка Мэдди Прайор не просто так сравнила Steeleye Span с автобусом — к этой группе применимы слова Бориса Гребенщикова: "Аквариум - это ведь не я, не Тит, не кто-то еще из людей в нем игравших, это определенная идея". Вот и Steeleye Span — это идея возрождения и развития британского фолка, которую в разное время продвигали разные люди. Давайте проедемся вслед за этим музыкальным автобусом и посмотрим, кто и когда вошел и что принес с собой. Чтобы окончательно не запутаться в перемещениях участников Steeleye Span, сразу оговорюсь, большая часть ушедших музыкантов временами будет возвращаться в состав группы. Хотя бы для того, чтобы позже снова уйти.


Автобус отправляется. 1969 год.

Один из самых значимых людей на британской фолк-сцене, Эшли Хатчинс (Ashley Hutchings), почувствовал себя стесненным в рамках Fairport Convention и решил организовать новый фолк-проект. Ему удалось завербовать сразу два уже сложившихся дуэта: ирландскую супружескую чету Гэй и Терри Вудз (Gay Woods, Terry Woods), которые сами искали новый состав для своей команды Sweeny’s Men, а также Мэдди Прайор и Тима Харта (Tim Hart). Недолго помотавшись по лондонским квартирам, компания переехала в домик в нескольких милях от Стоунхенджа, чтобы получше узнать друг друга. Как вспоминала потом Прайор, жизнь с малознакомыми людьми у черта на куличках еще никак не гарантирует дружбы. Впрочем, они с ирландкой Гэй обучали друг друга национальным танцам, что впоследствии добавило зрелищности живым выступлениям Steeleye Span. А по возвращении в Лондон группа записала свой дебютный альбом "Hark! The Village Wait". Нельзя сказать, что он произвел фурор, но первые эксперименты уже радовали - как, например, банжо в песне "Blackleg Miner".

Остановка 2. 1971 год.

Репетиции в деревенском доме были довольно нервозными. Музыканты рассказывают, что печь для готовки еды в доме была только одна и им приходилось ее делить, так как ирландская часть коллектива на дух не переносила пищу английской - и наоборот. Какой бы не была причина на самом деле, чета Вудс покинула группу сразу после записи первого альбома. Зато на этой остановке в автобус зашел молодой фолк-гитарист и вокалист Мартин Карти — его присутствие не ограничилось подбором названия для команды. Некоторые песни из второго альбома, "Please to See the King" (1971), взяты из репертуара Карти, например, "False Knight on the Road". Когда стала остро ощущаться нехватка еще одного инструменталиста, в Steeleye Span пригласили скрипача Питера Найта (Peter Knight).

Кстати, в таком составе команда наконец-то начала выступать вживую, в том числе и на разогреве у Jethro Tull. И пока группа перенастраивала инструменты для следующей песни, Мэдди начинала читать публике дурацкие, но смешные до колик в животе стишки. Например, про африканского яка по имени Афро-Диззи-Як.

Остановка 3. 1972 год.

Основатель группы Хатчинс не захотел мириться с засилием ирландского фольклора в ущерб английскому в творчестве Steeleye Span и покинул свое детище навсегда; хотя более вероятной причиной ухода считается его женитьба на певице Ширли Коллинз (Shirley Collins) и желание продолжать музыкальную карьеру уже с ней. После британского турне группу покинул также Мартин Карти. Пополнение на их место пришло неожиданное — целых два рокера: тяжелый гитарист Боб Джонсон (Bob Johnson) и мелодичный басист Рик Кемп (Rick Kemp). Как выяснилось, именно рокерского духа не хватало Steeleye Span для морального объединения группы — все сторонние проекты с этого момента прекратились. Чуть позже ритм-секцию было решено расширить, и в команде появился барабанщик Найджел Пеграм (Nigel Pegrum), ранее игравший у таких монстров рока как Uriah Heep. Новый ударник также оказался превосходным флейтистом.
За несколько лет в этом составе Steeleye Span добились потрясающего успеха. Под успехом подразумевается и альбом "Below the Salt" (1972) с рождественским хитом "Gaudete"

… и пластинка "Parcel of Rogues" (1973) с горькой песней "Cam Ye O'er Frae France" об утере шотландского национального самосознания под английским господством...
… и спродюсированный легендарным Йэном Андерсоном (Ian Anderson) "шуточный" альбом "Now We Are Six" (1974), где перед недоумевающим слушателем предстали детские песенки от выдуманного The St. Eeleye School Choir, песня "To Know Him is to Love Him" с Дэвидом Боуи (David Bowie) в качестве саксофониста и стандартный номер концертных программ Steeleye Span "Thomas the Rhymer

… и самый продаваемый альбом "All Around My Hat", занявший пятое место в UK Charts в конце 1975 года.


Остановка 4. 1977 год.

Временно вернувшийся Мартин Карти привел с собой новичка по имени Джон Киркпатрик (John Kirkpatrick); так на ближайшие два альбома - "Storm Force Ten" and "Live At Last!" - группа заменила скрипку ушедшего Найта на аккордеон. Пожалуй, это было самое значительное изменение в звучании Steeleye Span со времен прихода туда рокеров Джонсона и Кемпа: не каждый на вскидку назовет популярную группу, опирающуюся на аккордеон (и не будем сейчас про панк-рокеров из питерской группы Ноль - у них, между прочим, был баян). Кроме того, Киркпатрик на концертах Steeleye Span любил пританцовывать в стиле morris dance, что превосходно дополняло традиционные английские пляски Мэдди.
Живой альбом был записан в ходе прощального тура группы, ведь, как в своих воспоминаниях заметила Мэдди Прайор, "каждая группа должна провести прощальный тур, желательно как мы, в середине своей карьеры". Сложно сказать, правильный ли это вывод — следующий альбом Steeleye Span, "Sails of Silver", включавший в себя авторский материал по историческим сюжетам, не был принят ни фэнами, ни критиками.


Остановка 5. 1982 — 1988 годы.

В 1982 году группу покидает Тим Харт, после чего Steeleye Span практически полностью замолкают на семь лет, изредка давая концерты. Впрочем, одно из выступлений все-таки вызвало скандал — музыканты спели в Ноттингеме старый-добрый хит "Blackleg Miner", песню о штрейкбрехерах, в разгар шахтерской забастовки. Ноттингемские шахты эту забастовку как раз и не поддерживали, поэтому песня была воспринята как открытый упрек.
Довольно незаметный альбом "Back in Line" будет записан только в 1986 году, после чего команда потеряет Рика Кемпа, который никак не мог вылечить травму плеча, играя на басу. В ходе живых выступлений его дважды заменяли гостями — Марком Уильямсоном (Mark Williamson) и Крисом Стэйнсом (Chris Stains), которые заметного следа в истории Steeleye Span так и не оставили.

Остановка 6. 1989 год.

Начиная с 1989 года автобус под названием Steeleye Span ждали еще два очень значимых пассажира. Первый — пришедший на постоянную замену Кемпу басист Тим Хэррис (Tim Harries). С ним будет записан весьма удачный диск "Tempted and Tried", который еще на несколько лет определит концертную программу команды. Второй — Лайам Геноки (Liam Genocke), колоритный барабанщик сменивший за ударной установкой уехавшего в Австралию Пеграма. Это вновь вызвало резкий поворот в звучании группы, в отличии от убежденного рокера Пеграма, Геноки ориетировался на джаз и world music; в его игре можно услышать даже африканские барабаны. Steeleye Span бросились переигрывать в новом ключе собственные старые песни и классику английского и ирландского фолка. Получился из этого альбом "Tonight's the Night, Live!" (1992). Даже если бы он не был удачным, внушительная внешность Геноки была бы способна отвлечь внимание от игры.

Остановка №7. 1995 год.

Когда Steeleye Span исполнилось двадцать пять лет, все бывшие участники собрались вместе для юбилейного концерта (послушать его можно на пластинке "The Journey"). Не принимал участие только Терри Вудз, несмотря на свою связь с истоками группы.

Зато его супруга Гэй и после концерта останется вокалисткой коллектива, со временем полностью заменив Мэдди Прайор, выбывшую в 1997 году для лечения голосовых связок. Именно Гэй Вудз принадлежат все вокальные партии на долгожданном альбоме "Horkstow Grange" (1998); символично, что только через двадцать восемь лет после основания Steeleye Span наконец записали альбом, прославивший ту самую английскую народную песню, подкинувшую название группе. Барабанщиком же на этом альбоме вместо Геноки выступил Дэйв Мэттэкс (Dave Mattacks)

Остановка №8. Конечной не будет.

В 2002 году Steeleye Span собираются в относительно "классическом составе": Питер Найт, Мэдди Прайор, Рик Кемп, Боб Джонсон и Лайам Геноки. Альбом реарранжировок ”Present: "The Very Best of Steeleye Span" и пластинка "They Called Her Babylon" следуют с интервалом в два года; Джонсона постепенно меняет гитарист Кен Никол (Ken Nicol) из The Albion Band.
Из последних достижений группы можно отметить награду BBC Radio 2 Folk Awards в номинации "Good Tradition Award" 2005 года и релиз 2009 года - альбом "Cogs, Wheels and Lovers",- доказательство того, что такие как Steeleye Span, не стареют.

Недавно скончавшийся Тим Харт однажды отозвался о творчестве Steeleye Span так:
"Долговечность этих песен бросает вызов всяческой логике — нет ни единой причины, почему они должны были длиться все эти годы; но они продолжались и у них прекрасные мелодии, хотя их стихи - о странных вещах..."
Steeleye Span всегда удавалось схватывать самую суть фолк-музыки, некую тонкую и при этом крепкую нить, которая тянется уже сорок с лишним лет и не собирается обрываться: у легенд британского фолка в марте и апреле 2011 года пройдут очередные гастроли. К сожалению, не только нам, но и жителям континентальной Европы такое зрелище не светит; самое время подавать документы на британскую визу.

14.03.2011, Евгений КАМАРДИН (ЗВУКИ РУ)