Фирма грамзаписи Никитин - одна из топ-компаний российского аудирынка – добилась от правоохранительных органов ранее невероятного: по заявлению представителей "Никитина" против одного из пользователей сети ВКонтакте возбуждено уголовное дело. 26-летнему москвичу грозит до 6 лет лишения свободы и взыскание 108 тысяч рублей ущерба.
Сеть ВКонтакте уже давно раздражает российских правообладателей. Но особую отстроту противостояние социальной сети и «производителей контента» приобрело буквально полгода назад, когда известный продюсер, президент компании «Амедиа» Александр Акопов назвал 30 миллионов пользователей ВКонтакте "уголовниками" и пообещал крестовый поход компаний правообладателей на социальные сети и трекеры. И вот – случилось! Управление К Министерства Внутренних дел России бодро отрапортовало о том, что впервые удалось возбудить уголовное дело против частного лица, разместившего 18 треков, права на которые принадлежат компании «Никитин», на своей странице ВКонтакте. Кроме того, в лучших традициях официозной безличности управление К поведало о своих намерениях "усилить борьбу с незаконным распространением в социальных сетях и на других ресурсах аудиоматериалов, продолжив практику привлечения правонарушителей к уголовной ответственности".
Стоит отметить, что дела против пользователей уже возбуждались: в 2005 году впервые был осужден юзер, заливший нелицензионный контент на FTP, а в 2007-м был приговорен на 1 год условного лишения свободы Сергей Аврамов, который выкладывал контент на торрент-трекер. В минувшем году министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев прямо указал на того, кого должны ловить компетентные органы в случае подобных нарушений. На встрече с журналистами неделей ранее он заявил, что ответственность за пиратский контент должны нести пользователи, его разместившие. Уловив эманации власти, уже через неделю управление К отрапортовало о первом деле, возбужденном против того самого "пользователя" - героя заявления министра (самое забавное, что материалы дела, если верить самой ФГЗ "Никитин", были подготовлены летом 2010 года). Естественно, что практически сразу в сети поднялась волна возмущения в адрес и самого управления К, и министра, и ФГЗ «Никитин». Гнев пользователей сети, довольно долго пользовавшихся возможностью бесконтрольного обмена и тиражирования аудиозаписей, обрушился на всех фигурантов этого дела со стороны обвинения.
И официальный комментарий ФГЗ "Никитин" только подчеркивает тот факт, что у рядовых пользователей сети есть основания честить деятелей аудиобизнеса. Так, компания заявляет, что доходы от незаконного размещения получают "владельцы ресурсов", но при этом она преследует конкретного пользователя. По всей вероятности, делается это лишь затем, чтобы сделать из пользователей объект шантажа. ФГЗ "Никитин" заявляет, что раз интернет-ресурсы отказываются от отслеживания и удаления нелегального контента, значит, платить за них будут пользователи. А санкции против пользователей по логике этого релиза должны взывать отток аудитории с сайтов и сетей с "пиратским контентом", а затем – естественную смерть условной сети ВКонтакте. Иными словами, в очередной раз в России выбрана схема "избей тысячу слабых, чтобы испугался один сильный". И пользователь здесь не столько нарушитель, сколько жертва, подготовленная на заклание. Тем более, что сильный никого и не испугается.
Даже некруглая сумма ущерба, якобы нанесенного компании, в этом плане выглядит несколько издевательской. В ней разве что копеек для пущего эффекта не хватает. Информацию о том, каким образом был подсчитан ущерб, а также какой была доказательная база обвинения, никто не раскрывает. Равно, как и имя артиста, чьи песни разместил пользователь.
Все это, включая довольно безрадостный тон комментария ФГЗ "Никитин" (а он безрадостный настолько, что даже не выглядит пресс-релизом победителя), означает только одно: вместо борьбы с пиратами, мы получаем ее имитацию. Мы опять не желаем изучать западный опыт, который доказывает, что преследованием конечных пользователей ничего не добиться, кроме ухудшения имиджа самой компании, правоохранительных органов, а также артиста, который по большому счету вовсе не в курсе борьбы за свои "интересы", что на деле являются интересами издателя. Посмотрите, как сошла на "нет" волна сообщений о судебных исках против пользователей. Но наше право и наш шоу-бизнес считает своей большой победой то, что несколько лет назад было признано ошибкой их западными коллегами.
Мы опять видим, что настоящие распространители пиратского русскоязычного и западного контента вроде ресурса "Зайцев.Нет" остаются вне поля зрения правоохранительных органов. Те, кто причастен к шоу-бизнесу, также знает, что сами артисты и их продюсеры готовы нести деньги этому трекеру, чтобы использовать его как инструмент промоушена. Точно такой же инструмент промоушена для них сеть ВКонтакте, знаменитый torrents.ru и так далее. В свое время мы все видели, как бульдозеры давили пару сотен пиратских дисков, но ни разу не слышали о поимке хоть сколько-нибудь крупного деятеля пиратского рынка. А промоушеном в те времена считался удачный сплав еще неизданной песни пиратам, чтобы народ на Черноморском побережье наслушался.
Можно также вспомнить тот факт, что вместо инвестирования в легальную дистрибуцию музыки, попыток консолидации и приведения рынка легального контента в порядок, лейблы предпочитают платить зарплату юридическим отделам за составление бесчисленных судебных жалоб. Так, например, "благодаря" известному лейблу Gala Records все лето лихорадило Яндекс, а ттакже один из немногих легальных магазинов музыки в сети – soundkey.ru, через который могут продавать свои записи в том числе и независимые артисты. А один легальный магазин потратил на ответы истцу в суде больше, чем заработал на продаже музыки. При этом каждый из этих сайтов действует на основании прямых договоров с авторами, готов к досудебному урегулированию и выработке совместной позиции, но вместо этого лейбл тоннами строчит жалобы на абсолютно легальных, готовых к сотрудничеству продавцов. И если в "избиении пользователей" еще можно усмотреть хоть какой-то прок, то "избиение мелких лавочников" приведет лишь к тому, что за пластинкой или треком пользователь полезет на пиратский ресурс. Проще, дешевле, а в некоторых местах вообще бесплатно. Вот и получается, что индустрия выбирает стрельбу из пушки по воробьям, видя в этом главное решение собственных проблем, ввязываясь как не самый умный детина в драку, которая проиграна еще до ее начала.
Тем временем президент Медведев предлагает принятие новой конвенции, отражающей современное состояние авторских прав с учетом новых технологий и Интернета. Выдвигаются и инициативы по созданию мирового суда по защите интеллектуальной собственности.
Что же касается конкретного случая с размещением треков в Вконтакте, то как верно отметила наш главный редактор Соня Соколова в своем комментарии "Российской газете", у ВКонтакте есть два выхода. Или покупать контент у правообладателей, или делать так, чтобы контент покупали пользователи. Первый вариант грозит потерей части аудитории, которой нужен контент в режиме "здесь и сейчас". Второй – потерей всей аудитории, потому что никто из пользователей не будет платить за публикацию треков хоть трижды любимых исполнителей.
Хотелось бы еще сказать, что у нашей индустрии есть еще одна возможность: совместными усилиями создать цивилизованный и удобный аналог iTunes Store и Vevo. Но похоже, что пугать, стращать и отталкивать, российский шоу-бизнес умеет гораздо лучше, чем развивать и привлекать. При том, что ничего особо выдающегося за этим самым шоу-бизнесом не числится.
1917 – В этот день в "Литературном дайджесте" впервые прозвучало определение "джаз". Критики объяснили, что так называется музыка, "вызывающая у людей желание трястись, прыгать и корчиться" »»
Mylon LEFEVRE (1945)
Glenn BRANCA (1948)
Kevin CRONIN (1951)
David HIDALGO (1954)
Петр ТРОЩЕНКОВ (1961)