KODE9  "Зациклиться на дабстепе было бы очень печально"

Основатель Hyperdub Kode9 о новом альбоме и состоянии дабстеповой сцены.

Основатель, крестный отец, пропагандист, идеолог, звезда, легенда - такое распределение ролей можно найти почти в каждом музыкальном направлении, и дабстеп, в "нулевые" годы из местечковой ветки UK garage, зародившейся в Южном Лондоне, превратившийся в главную находку клубной электроники десятилетия, - не исключение. С иерархией в дабстепе все более-менее просто. Отцы-основатели - El-B и Horsepower Productions. Крестная мать и пропагандист - Мэри Энн Хоббс (Mary Anne Hobbs). Главными звездами на сегодняшний день являются Magnetic Man, легендой - Burial. А идеологом, не сильно погрешив против истины, можно назвать Стива Гудмена (Steve Goodman), известного как Kode9.

Основатель лейбла Hyperdub. Продюсер, на пару с MC Spaceape записавший один из лучших дабстеповых альбомов "Memories of the Future", пластинку, исполненную чувства опустошения и экзистенциального одиночества. Философ, пересмотревший жанр с позиций пост-модерниста и противника культуры потребления. Автор книги "Звуковая война", исследующей пагубное влияние урбанистической архитектуры (в терминологии Гудмена "анархитектуры") на человека и использование звука как оружия. И просто квалифицированный диджей, востребованный за пределами дабстеповой сцены. В апреле Kode9 выпускает второй студийный альбом "Black Sun", о чем Звуки с ним и поговорили.

Kode9 & Spaceape "Glass"

Звуки: Когда вы начали делать "Black Sun"? Каким вы задумывали его с самого начала? И насколько далеко ушли от первой идеи?
Kode9: Он начался около четырех лет назад, но по ходу работы мне пришлось отвлекаться на другие дела - писать книгу, управлять Hyperdub. Кроме того у Spaceape были проблемы со здоровьем. Мы обкатывали разные версии новых треков на концертах, но к окончательному варианту пришли только сейчас. Изначально мы хотели сделать альбом более энергичным, чем первый. Мы хотели, чтобы в звуке было больше цвета.

Звуки: "Black Sun" более насыщенный в смысле ритма, более напряженный, чем "Memories of the Future". Это как-то связано с тем, что вы родом из джангла как диджей? С теми миксами, которые вы делали для FACT и DJ-Kicks?
Kode9: Мы просто хотели, чтобы на альбоме было больше энергии. Мы до сих пор иногда оглядываемся на "Memories of the Future" и не можем понять, как мы записали такую чугунную, неподъемную пластинку. То есть да, мне совершенно точно хотелось, чтобы в плане ритма альбом был более сложным, и это касается даже тех треков, в которых и ударных-то по сути нет, таких как "Promises". Читка Spaceape тоже стала более ритмичной.

Звуки: "Memories of the Future" отчасти был компиляцией синглов, которые вы выпустили до него. И в каком-то смысле был их закономерным продолжением - то же самое, но в более расширенном формате. А со второго альбома вышел только один сингл в 2009-ом. Вы были не уверены, что делать дальше, или просто заняты другими проектами?
Kode9: Я занимался другими проектами, да и сцена, с которой я был связан, за последние годы сильно изменилась. И если честно, в какой-то момент я просто не мог ничего довести до конца. За два-три года выпустил два-три трека. Не надо заставлять себя делать следующий шаг. Нужно поймать тот момент, когда ты готов его сделать. Когда я работаю со Spaceape, я не думаю о том, что сейчас модно, не стараюсь поймать тренд сезона. Мы просто делаем свою музыку, без оглядки на лейблы, продюсеров и жанры, которые находятся в фаворе. И нам просто нужно было выждать время и понять, чего мы сами хотим.

Звуки: А почему вы решили переделать титульный трек, "Black Sun"?
Kode9: "Black Sun" - особая вещь для меня... Это один из немногих треков, в который я смог вложить именно то, что вертелось в моей голове. Для меня это фотография 2008 года, того, что происходило со мной в то время, и я хотел, чтобы в прошлом он и остался. Но в то же время мне хотелось, чтобы в каком-то виде "Black Sun" на альбоме появился, ведь он стал отправной точкой для моего нового продакшна. Поэтому я его переделал. Это можно услышать на альбоме: одни треки были написаны до "Black Sun", другие - после.

Kode9 "Black Sun"

Звуки: "Green Sun", пожалуй, самый оптимистичный, самый танцевальный из ваших треков на сегодняшний день. Вы специально сделали его как антитезу более мрачному "Black Sun"?
Kode9: Мне не кажется, что "Black Sun" такой уж мрачный, по-моему, под него вполне можно танцевать и отрываться. Но я согласен, "Green Sun" с ним перекликается, мне хотелось, чтобы у "Black Sun" был трек-побратим. Вообще-то у меня родилось несколько вещей одновременно с "Black Sun", инструментальная версия "Love Is the Drug", "Blood Orange", который был на DJ-Kicks. И "Green Sun" в этой связке тоже был.

Звуки: В прошлом году Spaceape дал интервью, в котором рассказал, что у него большие планы, не связанные с вами, и если честно, я тогда подумал, что ваши пути разошлись. Вам нужно было снова привыкать друг к другу или встретились и начали записываться, как будто не было никакого перерыва?
Kode9: Нам обоим нужно было понять, чего мы хотим добиться, работая вместе. Наше партнерство живет в своем собственном пузыре по своим законам. Мы не просто сочиняем треки вдвоем, мы стараемся придумать целый мир, в котором может существовать наша музыка. И об этом мире мы расскажем больше, когда появятся обложка и оформление альбома.

Звуки: А где вы нашли певицу Cha Cha?
Kode9: Я пару раз играл в Шанхае, в отличном клубе "Убежище" - он находится в бомбоубежище - и Cha Cha работала там эмси и дружила с местным промоутером. Мы познакомились, поджемовали вместе и в конце концов ее бэк-вокал оказался в песне "Time Patrol". В прошлом году я снова приехал в Китай, мы снова засели в студию, и она здорово помогла мне с некоторыми треками. Я чувствовал, что в них чего-то не хватает, но не мог понять, чего именно. И она мне подсказала.

Kode9 & Cha Cha "Time Patrol"

Звуки: У вас в одном новом треке ("Kryon") отметился Flying Lotus, но у меня есть подозрение, что он и в других номерах "наследил". И еще я чувствую, что там не обошлось без влияния UK funky и wonky. У вас происходит обмен идеями с коллегами по цеху, не на уровне "прийти и записать такую-то партию", а на уровне телепатии, что ли?
Kode9: Естественно, ты чему-то учишься у любых музыкантов, которых слушаешь. И это касается не только артистов с Hyperdub. Пожалуй, встреча с Flying Lotus в 2006-ом серьезно на меня повлияла. Я помню, как он дал мне послушать биты, которые играли в его наушниках, это был Samiyam (увлекающийся "восьмибиткой" хип-хоп-продюсер из Мичигана - прим. Звуков), и меня абсолютно вынесло. Таких синтезаторов я в жизни не слышал. Очень может быть, что "Black Sun", его оригинальная версия, была не совсем удачной попыткой воспроизвести ту цветомузыку, наложенную поверх ритмов, которую я услышал в UK funky в 2007-ом и 2008-ом. Я говорю "не совсем удачной", потому что она проложила дорогу к той музыке, которая рождается сейчас, которая наследует тогдашние идеи как базовую формулу, точно так же, как дабстеп унаследовал формулы minimal half-step и wobble. Но такие вещи трудно предсказать. Это теперь понятно, что и откуда пришло.

Звуки: Мне понравился ваш ремикс на "Yellow Tongue" Ли Скретча Перри (Lee Scratch Perry). Вы сами выбрали трек или люди с On-U Sound предложили?
Kode9: Эдриан Шервуд (Adrian Sherwood) связался со мной и попросил меня сделать ремикс. Это было в тот период, когда я зависал между стилями и из-за этого не мог ничего закончить. Собственно, у меня и сейчас возникает та же проблема. Я выбрал "Yellow Tongue", потому что мне понравилась е**нутая лирика в ней и то, как звучит голос вокалистки (Самиа Фара - прим. Звуков). Забавно, но песню я выбрал скорее из-за нее, чем из-за Ли Перри.
Из On-U Sound я ничем особо не интересовался, кроме одного странного альбома African Head Charge. На ямайскую музыку я подсел только после того, как услышал джангл.

Lee Scratch Perry and Samiah Farah vs. Kode9 "Yellow Tongue"

Звуки: Это правда, что Кевин Мартин (Kevin Martin) посоветовал вам основать лейбл?
Kode9: Да, он услышал мой трек "Sine of the Dub" (очень вольный пересказ песни Принса "Sign "O" the Time" - прим. Звуков) в 2002-ом или 03-ем и предложил мне издать его самостоятельно. Он связал меня с дистрибьютором, остальное - история. Мне очень повезло поработать с Кевином над King Midas Sound. В этом году мы выпустим сборник ремиксов на King Midas.

Kode9 & the Spaceape "Sine of the Dub"

Звуки: Будучи боссом лейбла, как сильно вы вмешиваетесь в работу артистов, которых издает Hyperdub?
Kode9: Зависит от артиста. Я бы вообще не вмешивался, но необходимо следить за тем, что выпускает лейбл.

Звуки: А кто-то из новичков произвел впечатление на вас?
Kode9: Первая партия релизов будет как раз от новичков Hyperdub, Morgan Zarate и Funkystepz. Но не волнуйтесь, будут и другие, вы сами все узнаете.

Звуки: Вы всегда говорили, что "Hyperdub больше, чем дабстеп", а теперь весь дабстеп стал "больше, чем дабстеп" (мне кажется, этим и объясняется появление терминов вроде "пост-дабстеп") и даже в поп-музыку проник. Как вы оцениваете сегодняшнее состояние сцены?
Kode9: Он расползся на множество направлений, ко многим из них у меня нет никакого интереса. Или же они просто не имеют никакого отношения к тому, что мне нравится слушать. Для меня важен вайб - настроение, атмосфера, эмоциональная сторона, посыл. И этот вайб я нахожу в самых разных стилях музыки - по нему я определяю родство жанров, а не по принадлежности к тому, что собрано под зонтиком дабстепа. Ну и здорово, если бы я застрял в замкнутой на себя дабстеповой сцене, это было бы крайне печально.

Звуки: Что вы почувствовали, когда Мэри Энн Хоббс объявила о том, что покидает BBC? Было что-то похожее на "вот уходит эпоха"?
Kode9: Я рад, что она ушла на пике карьеры, и у нее были хорошие причины для того, чтобы уйти. И для нас (с Burial - прим. Звуков) было честью сделать микс для ее последнего эфира.

Kode9 на вечеринке Capital Bass при участии Pixelord, FStep, Sandra, Urbanite, Algorythmik, Pirumov
Москва, клуб "Солянка"
18 февраля 23:00

20.01.2011, Дмитрий КУРКИН (ЗВУКИ РУ)

KODE9 - свежие публикации: