INTERNET  2010: The Beatles, "облака" и прелестные письма

The Beatles на iTunes, музыкальное "облако" Sony, войны российских интернет-компаний и правообладателей: что было в 2010 году и что будет дальше?

Онлайновые музыкальные магазины - пока ещё остающаяся (но мало-помалу тающая) надежда музыкальной отрасли, чей товар публика брать не слишком-то спешит. Особенно ввиду того, что всё или почти всё самое популярное можно стянуть с торрентов единым духом (о проблемах с продажами музыки читайте здесь).

Портал TopTenReviews на днях опубликовал десятку топовых, по мнению его редакции, музыкальных сервисов. Собственно, главное, что влияло на выбор, это объёмы контента, доступного через сервис, хотя сравнение проводилось и по многим другим критериям, включая формат аудиозаписей, возможности поиска и так далее.

На первом месте, естественно, засел iTunes с их 8 миллионами наименований - как будто этим можно кого-то удивить. На втором месте, как ни странно, Napster с 7 млн наименований в аудиотеке, на третьем - Amazon MP3 (6 млн наименований), далее Rhapsody, Zune Marketplace и eMusic - по пять млн наименований на брата, затем Walmart music, Puretracks, PayPlay.FM и BuyMusic, у которых от 1,1 до 3 млн наименований.

Так или иначе, а iTunes так-таки стал "отраслевым стандартом": большая часть именитых исполнителей осуществляют свои платные сетевые релизы именно через iTunes Store, так что узнаваемость бренда у этого сервиса выше всех.

И Apple прилагает титанические усилия к тому, чтобы удержаться в позиции "царя горы": 16 ноября 2010 года Apple iTunes Store получил, наконец, в своё распоряжение полный каталог The Beatles.

Стив Джобс (Steve Jobs) - большой специалист по наведению хайпа, и появлению каталога означенной группы на его любимом онлайновом детище сопуствовала такая увертюра, что айтишный мир решил, что Apple как минимум собирается показать новый iPad или что-нибудь ещё более запредельное.

Однако вопреки всем чаяниям, The Beatles не стали моментальными лидерами продаж. Совсем, то есть. За первую неделю самый продаваемый альбом группы - "Abbey Road" - добрался лишь до шестого места в общем зачёте. Это не означает полного провала затеи, но бомбы не получилось. Хотя борьба этому предшествовала отнюдь не шуточная.

Доминированию iTunes на рынке хотят положить конец многие, как непосредственные конкуренты, так и лейблы. Один заход уже есть. Самым "трендовым" сервисом года можно назвать, пожалуй, Sony Music Unlimited powered by Qriocity, даже притом, что он запущен был совсем уж недавно. Дело не в том, что он предлагает какую-то особо трендовую музыку, впрочем. Нет, речь как раз о технической базе, - а вот она является прямым следствием всеобщего склонения к "облачным сервисам".

Такие сервисы подразумевают физическое хранение всех данных на "облаке" - на удалённых серверах, которые обеспечивают бессбойное функционирование всей системы. Доступ к библиотекам данных в случае "облачных" медийных сервисов осуществляется только в потоковом формате по широкополосным интернет-каналам.

Сервисы на базе Qriocity привязаны к устройствам одной только Sony - но зато к самому широкому их спектру, разве только стиральные машины и утюги не звучат ещё. А вот телевизоры Bravia TV, плееры и домашние кинотеатры Blu-ray, ноутбуки Vaio и прочие персональные компьютеры и даже игровые консоли Sony PlayStation 3 - всё это будет петь и играть (хорошо, если не танцевать).

Какой смысл в таком сервисе? Предполагается, что подписчик Music Unlimited сможет получать доступ к своей аудиотеке с любого устройства Sony, подключаемого к интернету, вне зависимости от того, что это за девайс. Непонятно только, как планируется решать вопрос с мобильным трафиком, учитывая, что он отнюдь не копеечный.

Кроме Sony в ту же область нацелился, по некоторым сведениям, Google, но из этого пока ничего не вышло. Возможно, выйдет в следующем году.

Самым "гонимым" сервисом года можно бы - с большой долей условности - российскую социальную сеть "Вконтакте".

Одной из самых привлекательных характерных черт этой сети является возможность для пользователей загружать любую музыку (и видео) на её серверы - естественно, сеть превратилась в монументальных размеров бесплатную аудиотеку, которую правообладатели - российские и зарубежные - мечтают прикрыть. Пока, правда, не получилось.

Самое интересное, что российские правообладатели и интернет-компании (включая "Вконтакте") обменялись открытыми письмами (вот второе) по поводу пиратского контента. Если коротко, то интернет-компании попросили от них отвязаться, а правообладатели пообещали ни в коем случае этого не сделать. На том пока и порешили, и ясно, что в 2011 году противостояние будет только усиливаться: на компромиссы ни одна из сторон идти, похоже, не горит желанием. К тому же "Вконтакте" успел обставить ВГТРК в суде, а такого правообладатели не забудут, не простят.

Но вот зато на сайте Высшего арбитражного суда появился проект закона, который по сути снимает с интернет-площадок ответственность за пиратский контент, если те моментально выполняют предписания от правообладателей по удалению такового. В общем, "русский аналог" DMCA. В каком виде, впрочем, этот закон будет принят, как будет исполняться, и до какой степени будет походить на кистень и дышло, покажет время.

Остаётся добавить, что, несмотря на все старания, легальные продажи падают, нелегальные - как минимум не снижаются (а то и растут), наиболее "пиратствуемые" альбомы оказываются одновременно наиболее продаваемыми (хотя корреляция и не прямая), и пока идут споры о том, спасёт ли Сеть музыкальную отрасль или, наоборот, погубит, общий спад отрасли продолжается. Как снижается и интерес к популярной музыке.

30.12.2010, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)

INTERNET - свежие публикации: