МУЗЫКА  Медиа-маркет. История с эпиграфами

Поначалу казалось, что своими появлениями на экране в нелепых позах артисты как-то рекламируют свой музыкальный продукт. Но это было скорее исключением из правила – большинство, если что и рекламировало, то свои дальнейшие экранные появления в еще более неудобных декорациях. Предложи таким просто выйти и что-нибудь спеть - расценят как оскорбление.

Когда-то все в этом мире было устроено правильно и гармонично. Певцы, например, что делали? Правильно, пели. Фигуристы катались на коньках, повара готовили пищу, врачи лечили, учителя учили. И все, заметьте, сначала долго учились, а потом старались делать свое дело хорошо, качественно. Но вот пришла… нет, не лягушка. Пришла стабильность. В обмен на политическую лояльность населению дали немного хлеба и зрелищ. А чтобы народ не успевал заскучать, развлекать его стали все более изощренно. Ну что интересного в том, что певец поет? А вот если заставить его раскорячиться на коньках или, лучше того, прыгнуть в грязь и начать жрать личинок, зритель может на какое-то время вытаращить глаза и забыть переключить канал. Самое странное, что певцы только этого и ждали. Они с такой детской радостью помчались за омерзительными личинками, будто это занятие приносит им куда большее удовольствие, чем, скажем пафосно, дело всей жизни. Поначалу казалось, что своими появлениями на экране в нелепых позах артисты как-то рекламируют свой музыкальный продукт. Но это было скорее исключением из правила – большинство, если что и рекламировало, то свои дальнейшие экранные появления в еще более неудобных декорациях. Предложи таким просто выйти и что-нибудь спеть - расценят как оскорбление.

Не хочу, не буду!

Громко плачут зверь и пташка,
“Караул!” - кричит пчела.
С воем тащится букашка…
Неужели им так тяжко
Приниматься за дела?
(Из стихотворения Льюиса Кэрролла в переводе Бориса Заходера)

Началось всё, пожалуй, с сериальных актеров. В какой-то момент обложки журналов украсились фотографиями незнакомых юношей и девушек, а также дядь и теть, и оказалось, что все они страшно знаменитые актеры каких-то сериалов, которые непонятно кто и когда смотрит. И певцы пошли тем же путем. Если раньше на вопрос о творческих планах они хотя бы дежурно упоминали запись альбома (первого лет за девять, например), то теперь их творческая активность чаще всего сводится к разнообразным съемкам. Посмотрите любой выпуск шоу “Лед и пламень”: эмоции артистов, которым удалось не вылететь из программы, гораздо более живые и естественные, чем их поведение, например, в собственных клипах. Какая там музыка, если тут можно удостоиться похвалы Татьяны Тарасовой? Но, к слову, и музыка, под которую танцуют наши звезды в этом шоу, заметно превосходит по качеству их обычный репертуар.

Журнальные обложки и телепрограммы населяют персонажи, которых относят к певицам и певцам только по привычке. Вот Юлия Ковальчук – помните хоть одну ее песню? Зато ведет теле- и радиопрограммы и участвует в реалити-шоу. Жанна Фриске – один альбом, два хита, споры о том, сколько ей на самом деле лет, и интервью на тему секретов сексуальности и “кто же ваш избранник”. Анна Семенович – один альбом (недурной в своем жанре, кстати), тонны вопросов про грудь, многочисленные планы, но очень скромные успехи в кинематографе. Глюкоза – замечательная музыкальная мистификация в начале карьеры, скучный факт замужества за топ-менеджера в ее середине, и только феерические смешные интервью девушки скрашивают картину. Алексей Чумаков – вместо песен роман с Ковальчук. А вот и музыкальные новости подоспели: певица Дакота с какой-то из “Фабрик звезд” проводит уже второй ребрендинг себя. Да хоть десятый – песни-то где?

Хотя для простодушных телезрителей все эти люди и составляют соль нашей эстрадной сцены, на самом деле постоянное присутствие на ТВ означает наличие большого количества свободного времени. У постоянно гастролирующих артистов просто нет возможности торчать на экране. Видели ли вы там Стаса Михайлова или группу “Непара”? Не видели, потому что они ездят, билетные концерты дают чуть ли не каждый день, и с аншлагами. Хотя вот за Стаса Михайлова взялась хлопотать ЛДПР, призывающая немедленно присвоить ему звание заслуженного артиста РФ. Но сам артист от интервью и пиара отказывается, ему некогда. “Теле”певцы, наверно, сначала тоже хотели примелькаться, повысить интерес к себе, да и тоже отправиться косить капусту по регионам. А потом забыли, зачем им надо было пиариться – и теперь сидят в телевизоре только для того, чтобы там сидеть.

Справедливости ради надо отметить, что тлетворное влияние пришло к нам, как и полагается, с Запада. Такие персонажи, как Пэрис Хилтон (Paris Hilton) или Ким Кардашьян (Kim Kardashian), легитимизировали “профессию” It Girl, светской тусовщицы. Когда все похождения Пэрис стали подробно описывать в газетах, публика и другие газеты сначала недоумевали, отчего вдруг такое внимание оказывается взбалмошной наследнице без определенных занятий. Чтобы блондинка Хилтон не болталась без дела, ее стали приглашать на всякие шоу, в телевизор, не обошлось, конечно, и без записи музыкального альбома – словом, род занятий девушки не стал более определенным, но мимо количества информационных поводов, которое она производит, стало проходить все сложнее. В итоге Пэрис стала знаменитей иных знаменитостей и одним из любимейших персонажей прессы, причем не только желтой. В ее случае мы по крайней мере понимаем, за чей счет банкет. На какие шиши гуляют наши светские дамочки, можно только догадываться.

Раньше эпатажными называли артистов, которые совмещали пение с какими-нибудь экстравагантными поступками. Сейчас и петь не обязательно, главное – выпендриваться. А если к костюму из кусков мяса приложить хитовый музыкальный репертуар – получится Леди Гага (Lady GaGa). Но для того, чтобы “мясной трикотаж” обошел все газеты, ей хватило нескольких минут, а чтобы раскрутить свои песни, пришлось потратить пару лет.

Золотые голоса России

- Доктор, мне 70, и я ничего не могу с женщинами.
- Ну, для вашего возраста это естественно.
- Но у меня есть приятель, ему 80, и он говорит, что еще может.
- Так и вы говорите.
(бородатый анекдот)

Было бы очень странно, если бы Валерий Гергиев или Владимир Спиваков, забыв про свои расписанные на несколько лет вперед гастроли, бросились бы в телевизоры торговать лицом. Поэтому артистам, которые, как считается, умеют петь, приходится хотя бы иногда отвлекаться от рекламы своей бурной личной жизни и рассказывать о профессиональных планах. Не исключено, что Николай Басков очень жалеет, что в начале карьеры позиционировал себя как тенора, академического певца и вообще, извините за выражение, “золотой голос России”. Как бы было хорошо теперь позировать с Оксаной Федоровой, пикироваться с Филиппом Киркоровым и покорять своим обаянием телезрительниц канала “Россия-1”! Но приходится соответствовать статусу груздя и лезть в вокальный кузов. Поэтому в ход идут истории о постоянных стажировках в гостях у Монтсеррат Кабалье (Montserrat Caballé) и новых подготовленных классических партиях. Публика умиляется рассказкам и рукоплещет песне “Натуральный блондин” – интересно, слышала ли ее сеньора Кабалье?

Не отстает от коллеги и Сергей Лазарев. Тот, правда, никогда не планировал бороздить оперные сцены – зато грезил наяву международной карьерой. Надо отдать артисту должное – он действительно записал пару качественных англоязычных альбомов. Но за рубежом они сенсацией не стали, а здесь мало кто понимает, зачем петь на английском. В итоге у Лазарева теперь две параллельных жизни: в одной он в британских студиях записывает песни для западного рынка, в другой (так сказать, для внутреннего пользования) – ходит в обнимку с телеведущей Лерой Кудрявцевой, которая годится ему в старшие сестры, но выглядит хорошо.
Что особенно забавно, официальные романы с отборными красавицами совершенно не отменяют народных сомнений в правильности сексуальной ориентации звезд.

Щас спою!

“Видит тигр – город пуст.
“Дай-ка, - думает, - вернусь.
В зоопарке веселей,
там всегда полно людей!”
(Из стихотворения Эдуарда Успенского)

Итак, жизнь звезды сегодня подразумевает универсализм и многостаночность. Считается, что звезда должна уметь всё или по крайней мере без стеснения за всё браться. Таким образом, вокал (или то, что под этим словом подразумевают на эстраде) входит в обязательный набор опций, которыми оснащен нынешний селебрити. Поэтому петь начинают даже те, кто в прошлой жизни был победительницами конкурсов красоты, радиоведущими и балеринами. Мы уже стали свидетелями песенных дебютов Анастасии Волочковой, Оксаны Федоровой и т. д. И надо сказать, что в большинстве случаев (за исключением пения Гоши Куценко) выглядело это не совсем ужасно. Если одни звезды катаются на коньках и не все время падают, значит, другие могут петь мотивно, и слушать будет не противно. К тому же – если все ушли из пения неизвестно куда, кто-то должен и в лавке остаться. Нельзя же народ без музыки оставлять, вот Оксане Федоровой и приходится за всех отдуваться. А уж ей-то не привыкать менять профессии: милиционер, мисс мира, телеведущая… пусть побудет и певицей.

Разумеется, о том, что певец – это, в общем-то, профессия, требующая учебы, подготовки, а также наличия хотя бы слуха, никто особенно не вспоминает. Кроме, как ни странно, Ксении Собчак. Девушка – та еще многостаночница, и никто не удивился бы, увидев ее поющей. Но петь Ксюша наотрез отказывается. Не умею, говорит. Странная, право.

Мода и спорт

Из незабудок и вечерних звезд
Шила я платье иглами от роз.
(Из песни Натальи Ветлицкой)

А мне все пох…
Я сделан из мяса.
(Из песни Сергея Шнурова)

Поняв, что новая песня вызывает куда меньше внимания, чем какая-нибудь выходка, звезды именно на них и сосредоточились. Появление Леди Гаги (Lady GaGa) на церемонии MTV в одеянии из кусков мяса стало важнейшим информационным поводом даже для серьезных медиа-источников. Это помнят, а против чего она таким образом протестовала, забылось сразу и напрочь.

Или вот Филипп Киркоров. Известный нервными срывами артист некоторое время вел себя прилично, даже несколько новых песен представил. Но кому нужны эти песни, когда Филипп опять сорвался на девушку и даже, говорят, ее ударил? Чем бы закончился подобный инцидент пусть не в идеальном, но хотя бы нормальном мире? Наказали бы артиста за рукоприкладство штрафом или общественными работами, попозировал бы он с метлой, искупил вину, да и дело с концом. (Здесь можно вспомнить недавние злоключения Джорджа Майкла (George Michael) и Линдсей Лохан (Lindsay Lohan), которые за свои прегрешения действительно подверглись реальному ограничению свободы. Про этих артистов тоже пишут главным образом в контексте каких-нибудь их противозаконных поступков – однако отвечают они за них не на исповеди у Андрея Малахова, а взаправду. Дороговатый пиар получается.) У нас же была развязана пиар-вакханалия, причем даже не самим певцом. Во-первых, каждый, кто давно хотел объявить, какой же все-таки Филя подонок, получил такую возможность и воспользовался ею. Во-вторых, вместо расследования преступления и вынесения наказания поднялось какое-то нездоровое смакование инцидента. Люди с жаром обсуждали, бил или не бил, а если да, то какой ногой, торговались о сумме компенсации с таким азартом, будто речь шла об их собственном благосостоянии, и запросто выносили расстрельные приговоры то Киркорову, то его жертве.
И что в итоге? Вместо адекватного наказания за неблаговидный поступок артист получил две недели беспрерывной рекламы, обложки и телепередачи. Вырежут его из новогодних программ или нет, уже не суть важно: с программами или без, это самый обсуждаемый, а значит популярный певец страны. А другим наука: чем над песнями корпеть, достаточно кому-нибудь наварить в ухо, желательно на публике – и быстрее, и эффект налицо.

Звезды и фонды

Твори добро на всей Земле, твори добро другим на благо…
(Из песни певца Шуры)

Осенью страна с замиранием сердца следила за благотворительным походом Вики Цыгановой на яхте "Святая Виктория". Целью плавания было привлечь внимание и собрать деньги на строительство храма. Дело хорошее, но путешествие как-то не задалось: яхта то вставала на ремонт, то сбивалась с курса, рулевой Федор Конюхов отвлекался на другие проекты, а певица в плавании вообще не участвовала. В результате зрители решили, что все это затеяно исключительно для самопиара.

Подозрительное отношение к благотворительным акциям вообще характерно. В редакционную почту то и дело падают анонсы разнообразных богоугодных фондов, причем язык пресс-релизов ужасно смахивает на стилистику речи Остапа Бендера о помощи беспризорным детям на заседании “Союза меча и орала”. К пресс-релизам иногда прилагаются звонки пиарщиц, которые виноватыми голосами дублируют содержание писем: “Вот у нас тут благотворительная акция… Вы напишете? Там Кобзон будет, может, вам интересно?”

Нет, мы вовсе не хотим сказать, что у всех благотворительных акций ноги растут откуда-то из области отмыва и распила. Но подозрения такие существуют, и неуверенные голоса пиарщиц доверия к акциям не добавляют. Благотворительностью заниматься нужно, но если у вас завелось что-то лишнее, чем вы можете помочь нуждающимся, отнесите это тому, кому вы доверяете. Сложно представить людей, которые понесут деньги Ираклию Пирцхалаве или Роме Кенге, при всем уважении к этим артистам. Прежде всего потому, что их успехи в основной профессии пока не внушают доверия. Вот Чулпан Хаматову все знают как прекрасную актрису – поэтому и не иссякает поток перечислений в ее благотворительный фонд. Когда же деньги – даже на хорошие дела - начинает собирать “фабрикант” или продюсерский проект, кажется, что эта благотворительность направлена в первую очередь на пиар недостаточно популярного артиста.

Кстати, фонд Хаматовой “Подари жизнь”, похоже, тоже пострадает от Киркорова. Когда адвокаты последнего обсуждали условия мирового соглашения с его “жертвой”, речь шла о перечислении серьезной денежной компенсации в фонд Чулпан. Потом адвокат певца убедил его в том, что он не виноват, а значит, платить незачем. Если это действительно так, больные дети не дождутся миллионов дяди Филиппа.

И еще к вопросу о доверии. Благотворительностью активно занимается и Татьяна Лазарева - она человек остроумный, талантливый и совестливый. Так вот, недавно она снялась в рекламе одного сотового оператора, обещающего своим абонентам, выражаясь замысловатым языком Димы Билана, “кладень благостей”. Сняться-то она снялась… А люди-то ей доверяют… В общем, в своем ЖЖ-блоге Лазарева сразу же написала, что доверие – вещь хорошая, но не во всех случаях. Например, если она предложит своим зрителям с крыши прыгать – соглашаться не нужно. Нужно сначала как минимум подумать.

Таланты и поклонники

Какая разница? Один е…т, другой дразнится.
(Народная мудрость)

В шоу Первого канала “Большая разница” интересно смотреть не только талантливые пародии, но и реакцию зрителей в студии. Зрители там не простые, в основном звезды, хотя фамилии некоторых из них (например, Юлии Михальчик или Романа Черницына) вспоминаются уже с трудом. Пока артисты “Большой разницы” профессионально и вдохновенно занимаются своим делом, медийные лица в зале смотрят на них с некоторой завистью. Может, их эмоциональные реакции и отрепетированы за годы публичной работы, но эта затаенная тоска – похоже, не наиграна. Когда Сати Казанова танцует в кресле, едва не выпрыгивая из него, видно, что ей хочется на настоящую сцену, а не в постановочные клипы. Хотя есть и такие, с лиц которых не сходит снисходительное выражение лиц бар, которых развлекают холопы: мол, мы свое под фанеру отпрыгали, а теперь веселите нас! Наши звезды ходят торговать лицом, обсуждают в ток-шоу высосанные из пальца темы, крутят на публике придуманные романы – а некоторым хочется, черт побери, чего-то настоящего, не пиаровского: выйти и спеть без фонограммы, получить удовольствие от собственной клевой песни, взять сложную ноту, улыбнуться коллеге искренне, а не натянуто.

Так за чем же дело стало? Или их насильно держат в этом телевизоре и не дают заниматься основной профессией? Выход для таких запутавшихся звезд виден в объединении жанров: нужно придумать телешоу, в котором певцы будут петь. Гениальный формат, к тому же свежий и непривычный! Публика будет в экстазе, она ведь даже “Евровидение” смотрит не столько из-за самих номеров, сколько ради голосования и стремительной смены мест. Так что, если вместо бега в мешках предложить вокалистам различные вокальные соревнования, шоу может получиться весьма захватывающим. И рейтинговым. Потому что пирожками от сапожников мы уже слегка пресытились – теперь уже опять хочется смотреть на людей, занимающихся своим делом профессионально и с любовью. Главное – Куценко из списка участников вычеркните!

29.12.2010, Алексей МАЖАЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: