САНСАРА  "Молодые музыканты стали мыслить свободнее"

Фронтмен Сансары Александр Гагарин о музыкальной географии, ремиксах и изобретении себя заново.

Понятие "презентации" сильно девальвировалось за последние годы – с одной стороны, за редким исключением вся информация задолго до релиза утекает в сеть, с другой – само громкое представление публике нового материала зачастую попросту смешно: презентации фантомных синглов и видеоклипов от коллективов который год неспособных записать альбом и т.д. С Сансарой же случай особый – несмотря на то, что группа до сих пор проходит по части "молодых талантов", что не совсем справедливо с точки зрения фактов, но вполне сходится с их сегодняшним состоянием, их опыт и тяга к экспериментам позволяют ожидать даже от грядущего сингла "Челка", чего-то принципиально нового. Благо и возможность проверить на себе представится уже очень скоро – уже в это среду в клубе "16 Тонн". В этом году Сансара уже неоднократно отличилась на, казалось бы, совершенно перепаханном поле: это и EP "Зомби", со странноватыми ремейками от странноватых людей, и мощный сингл "Дзюдо", и, совсем недавняя, пластинка ремиксов-дополнение к альбому "69", выведшему команду на принципиально новый уровень. Про текущее состояние Сансары мы уже писали, теперь настало время для откровенной беседы с вокалистом и лидером коллектива Александром Гагариным.

Звуки.RU: Как осуществлялся отбор коллективов подготовивших ремиксы для альбома "69 RMX"?
Александр Гагарин: Изначально это было что-то типа объявления о том, что наши песни доступны, мы их все выложили по трекам. Мы понадеялись, что все уже достаточно выросли и слушают много разной музыки и такое чудо возможно. Мы выложили все это год назад и получили какое-то количество треков, но они нас лично не вдохновляли: они пришли от безымянных людей, в порядке конкурса. Конечно, было приятно их участие и внимание к нашему творчеству, а с другой стороны — было понятно, что из всего это нельзя было бы сделать релиз, поскольку все они получились слишком уж прямолинейными, им не хватало изящества, потому что, может быть, мы не совсем точно сформулировали задачу — нам были нужны не танцевальные ремиксы, а римейки, т.е. некоторое переосмысление оригинальных вещей. При этом среди тех, кто прислал тогда были и те, кто попал в итоговую версию альбома: вот Елочные Игрушки очень порадовали, Mars Needs Lovers тоже. С остальными же людьми мы сознательно контактировали, с кем-то уже дружили, с кем-то подружились после. Хотя мне все равно результат кажется немного избыточным, я бы еще кое-что бы убрал, но мы уж решили оставить как есть. Мне хотелось бы, чтобы получился не просто сборник, а самостоятельное произведение, отражающее состояние той музыки, которая нам нравится, которой мы, быть может, сами вдохновляемся.

Звуки.RU: Откуда эти группы?
Александр Гагарин: Ижевск, Пермь, Челябинск, Екатеринбург, Москва, Питер, Владивосток – обширная география. Это не история одного Екатеринбурга, как подумали некоторые.

Звуки.RU: Курс на эксперименты с уже имеющимся материалом – откуда он пришел? Вот ваша EP "Зомби", например – я такого прежде не припомню.
Александр: Нам просто в какой-то момент стало скучно, и, если "Дзюдо" был чистым синглом, то "Зомби" буквально за одну ночь стал EP. Перед тем как его выложить, я просто поставил между песнями инструментальные кусочки, которые сделал еще три года назад, когда Миша Козырев искал музыку для саундтрека к какому-то кинофильму, а мы сидели в его в студии и импровизировали – и вот как-то все совпало. И с альбомом ремиксов тоже совпало. А эксперименты… они же не всегда должны быть связаны с электроникой, верно? Мы можем попробовать диксиленд играть (смеется). Что-то выходящее за рамки сделать. Все это лишь способ открытия для себя новой музыки, новых методов и звуков.

Звуки.RU: А что происходило с группой в первой половине двухтысячных, до записи Юлы? Что с тех пор осталось?
Александр: (после паузы) Мы росли. У нас название такое, судьба такая – мы постоянно преодолеваем самих себя, меняемся. Мне нравится материал тех времен, вплоть до 5-ого альбома – если бы я от него зажигался бы также, как и тогда, то, возможно, мы бы и сейчас бы с ним что-то делали, трансформировали как-то. Но, в первую очередь, на это просто сейчас не хватает времени. Хорошо бы записать все, что есть нового – учитывая, мою занятость в клубе, где я работаю арт-директором…

Звуки.RU: Тебе, как музыканту, что-то дает такая работа?
Александр: Да, конечно – я вижу множество новых коллективов, знакомлюсь с разными людьми. Я замечаю, что молодые музыканты стали намного свободнее мыслить. Все изменилось в лучшую сторону – я считаю, что сейчас самое подходящее время для занятий музыкой. Я вижу, как появляется что-то новое…

Звуки.RU: Новое в плане музыкальной форме или…
Александр: Я не думаю, что это необходимо – сознательно искать какую-то неизведанную музыкальную форму. В Екатеринбурге есть отличная группа The Karovas Milkshake, которые играют гаражный рок, до них это делали миллионы людей, но они все равно очень хорошие и, в любом случае, делают что-то по-своему. Люди могут брать сколь угодно устаревшие каноны, но если они выражают себя, вкладывают свои эмоции и свою энергию в это, то результат все равно будет особенным, а там уж не важно – блюз это, или индийские рагги. Вот, например – приезжает группа Рви Меха Оркестр из Новосибирска, играют такую разудалую балканщину. У нас в городе такого нет, если бы было, то мы, возможно, сделали бы что-то совместное – и тут они играют то, что я хотел бы услышать живьем. А после из концерта в том же вечеринка, где люди играют электроклэш и синтипоп. И вот это ощущение, что в мире может без ущерба друг для друга находиться множество всего очень разного и интересного – оно очень важно для меня.

Звуки.RU: Но получается, что все это нишевые группы, а объединяющих любителей разной музыки почти нет…
Александр: Есть, но немного. Группа Lumen. Вот они попали в нерв, причем, честно и искренне все сделали.

Звуки.RU: Но при этом они довольно ретроградно звучат – нет ли связи, между их популярностью и таким умеренно-вчерашним подходом к музыки?
Александр: Ретроградно? Возможно, хотя мне кажется, что все это неспециально. Тем более, для их слушателей это действительно, самое то. Ну а вообще – вот Джонни Кэш (Johnny Cash) или Владимир Высоцкий – они ретроградно звучат или нет? Главное, чтобы это трогало за живое. Мне самому интересно быть то там, то там – нырнуть в реку Чусовую, а вынырнуть уже в Тихом Океане.

Звуки.RU: А в одиночку ты бы мог этим же заниматься? Или для каких-то вещей тебе просто необходима группа?
Александр: Если бы я играл один, то это была бы шумовая, глючная электроника (смеется). На что-то большее, боюсь, мне просто не хватит знаний. А так все вносят свой вклад, что-то предлагают и вот все из этого и складывается вдоль какой-то магистральной линии.

Звуки.RU: Вот ты говорил, что сейчас лучшее время для занятий музыкой – а что может сделать саму музыку еще лучше в таких условиях?
Александр: Людям просто надо дать время. Чтобы их никто не трогал, не прерывал им информационные потоки, давал возможность спокойно заниматься своим любимым делом. Когда все открыто, то намного меньше всяческих искажений, люди потребляют информацию...

Звуки.RU: А ты не находишь эту ситуацию со свободным доступом к информации несколько нездоровой? Ну вот вы, например, полтора года записываете альбом, вкладываете в него множество сил и эмоций, а потом кто-то его скачивает, прокручивает в плеере полтора раза и удаляет – а все потому, что не альбом плохой, а у него в очереди уже стоят две сотни других релизов и ему думать некогда.
Александр: Я на этот счет уже расслабился. Я точно знаю что, то что делает Сансара, нравится мне. У нас был достаточно долгий период ожидания – признания, славы, чего-то такого. И это была хорошая школа, чтобы от всего этого отвыкнуть и не ждать больше. Это не двигатель и не причина того, что мы делаем.

Звуки.RU: А вопрос места для вас важен? Проживание в каком-то конкретном городе меняет вашу музыку или же это все неважно – у вас в голове своя вселенная, в рамках которой и развивается Сансара?
Александр: Где бы ты ни был важно ощущать, что Северный Полюс и Калифорния – это части одного мира. А все расстояния давно уже стерты. Дело в отношении, ощущении того, насколько ты можешь этот огромный мир внести в себя и не потеряться там. Но все это не может быть целью.

Звуки.RU: А что у тебя за цель?
Александр: Я привожу себя в порядок.

Сансара
Москва, клуб "16 Тонн"
15 декабря 21.00

13.12.2010, Феликс САНДАЛОВ (ЗВУКИ РУ)

САНСАРА - свежие публикации: