ИЗ ЖИЗНИ  Мы работаем - вы отдыхаете: event-business глазами промоутера

По просьбе Звуков президент компании “Империя Музыки” Табриз Шахиди раскрывает всю подноготную бизнеса корпоративных развлечений.

Ни для кого не секрет, что период глубокого экономического кризиса, когда с середины 2008 года резко упал интерес к приглашению артистов на корпоративные и частные вечеринки, постепенно уходит в историю. Крупные компании, банки и частные лица, чуть стесняясь своего благосостояния, все-таки возвращаются к пониманию, что совместный отдых для сотрудников так же важен, как и любой другой вид тимбилдинга. Впрочем, пафосные юбилеи и свадьбы никто не отменял, несмотря на то, что они стали более скромными. Была, есть и будет прослойка олигархов, которая гуляла и будет гулять. Причем, для последних никакой кризис - не причина изменять своим привычкам, с грохотом и безумным количеством западных celebrities доказывая свое превосходство друг над другом.

Однако, невзирая на то, что в масс-медиа царит образ гаргантюанских олигархических вечеринок, рынок корпоративных меропритиятий держится вовсе не на них. Подавляющее большинство мероприятий проводят банки, малые и большие коммерческие и государственные структуры, а также частные лица. Важно отметить, что очень часто причиной отказа заказчика от приглашения артистов на свои мероприятия становится, с одной стороны, непрофессионализм, а сдругой - жадность так называемой "прокладки" между заказчиком и артистом. Без сомнения event-агентство - незаменимый посредник в проведении праздника. Но, как показывает практика, поведение и профессиональный уровень большей части этих ивент-компаний крайне сомнительны.

"На эти два процента и живу"

В своей работе директорату любого артиста приходится часто сталкиваться с молодыми менеджерами ивент-компаний, которые приходят в бизнес без особых знаний по причине отсутствия в стране профессионального образования. Что говорить о способностях продавать клиенту артиста, если однажды, позвонив мне, менеджер пригласила на мероприятие сначала певицу Аврору, затем Ирину Юдину (допускаю, что не всем знакомо настоящее имя Авроры)... но третьим в ее списке значился “пианист Владимир Соловьев”! На мое сообщение, что Соловьев – радиоведущий и писатель, менеджер заметно растерялась.

Этому есть простое объяснение. Многим кажется, что event-бизнес – это бизнес легких денег. Да, действительно, в начале 90-х, когда сильные мира сего тратили безумные средствана приглашение артистов, не подозревая о том, что организатор за одно мероприятие мог только на накрученных гонорарах заработать себе если не на квартиру, то уж точно на новый хороший автомобиль. За 10 лет подобные, основанные на реальных заработках, иллюзии стали причиной образования огромного количества непрофессиональных event-агентств. Мало того, каждый "окрыленный" невнятными успехами менеджер, уходя из какого-либо крупного агентства, создавал свое собственное. Таким образом, на сегодняшний день мы имеем тысячи event-агентств, которые борются за клиентов – зачастую недобросовестными способами.
Но если тендеры, повышение ставок и улучшение качества работы – законы любого рынка, то низкий профессиональный уровень и жадность - это главные недостатки сегодняшнего положения дел в индустрии развлечений. В силу того, что у моей компании есть опыт прямой работы с заказчиками, которые стали нам добрыми партнерами на много лет, я уверен: у тех, кто платит, всегда есть возможности подобрать себе на праздник отличный состав артистов. Но бешеные цены и неадекватное поведение агентств отпугивают таких клиентов.

Мне, как директору и менеджеру самых разноплановых артистов - от Леонида Ярмольника до Алены Свиридовой или группы Токио,- часто по одному и тому же мероприятию звонят по три-пять агентств. По моему наблюдению, тендеры на проведение мероприятий чаще всего проигрывают "жадины": агентского процента, выплачиваемого агентствам, им часто бывает недостаточно. При стоимости артиста, например, в 10.000 Евро (включая 10%) агентстких, они умудряются накрутить до 50% к гонорару после чего стоимость приглашения артиста для заказчика возрастает до 15.000 Евро. Таким образом, ивентеры получают до 60% прибыли за ОДИН звонок артисту!
Существуют агентства, которые даже не скрывают своего желания бессовестно заработать и на клиенте и на артисте. Они открыто заявляют, что их не интересуют те "копейки", которые в качестве агентских выплачивает менеджмент артиста. Они готовы работать с прибылью размером в половину гонорара артиста. Представьте, что два человека получают одни и те же деньги, но при этом один будет за эти деньги весь вечер петь и развлекать гостей, а второй - просто обменяется со мной звонком и e-mail! Это немыслимо и убивает рынок... Немудрено, что у таких компаний короткая биография.

Практические советы по четкому и грамотному заказу артистов будут полезны заказчикам, а также начинающим менеджерам ивент-агентств. Очевидно, что моим коллегам – высокопрофессиональным ивентерам и компаниям, которые зарекомендовали себя с хорошей стороны,- читать эти советы нет смысла. Но показать его своим новым сотрудникам и объяснить, чего клиент и артист ожидают от event-агентства, было бы правильно.

Что необходимо знать, чтобы пригласить артиста на праздник

В первую очередь, вы обязаны четко определить общий бюджет вашего мероприятия - или, как минимум, предполагаемые затраты на его развлекательную часть. Это главный вопрос. Исходя из огромного опыта, могу сказать, что заказчики, как правило, совершенно не в курсе уровня цен на выступления своих любимых исполнителей. Если бюджет вашего мероприятия составляет 10 000 долларов, то артистов первого или второго "эшелона" вы пригласить не сможете: это - достаточно дорогое удовольствие. Но и переплачивать, включаясь в "гонку вооружений", не стоит.
Профессионализм агенств проявляется в том, чтобы постараться помочь заказчику сделать правильный выбор по музыкальному наполнению и, что очень важно, по выбору ведущего мероприятия. Очень часто ведущих выбирают по остаточному принципу или по принципу "что дешевле". Но не всем до конца очевидно, что именно на ведущем держится мероприятие. И здесь надо обратить внимание на тот факт, что, например, не все актеры являются профессиональными ведущими.

Как-то в офисе клиента, который выбрал нашу компанию в качестве букера большого числа артистов на свое мероприятие, мне на глаза попался прайс-лист с ценами на артистов, который ему предоставила до нас другая компания. Условия выступлений были написаны нечетко, а стоимость сетов была завышена на 10-15 тысяч евро. В итоге клиент рисковал получить за огромные деньги выход артиста на одну песню (бывают ведь и недобросовестные артисты). Тогда я в очередной раз понял, что выигрывает тот, кто думает о будущем своего бизнеса.

Cудите сами: если концерт или иное мероприятие проходит в Москве, то сумма за приглашение артиста, который проживает в столице, будет состоять собственно из его гонорара, затрат на звуковое оборудование и - отдельной строкой - процента компании за выполненные услуги. Например, в этом случае контракт может выглядеть так:
*гонорар
*затраты на звуковое оборудование (от 1 500 USD по Москве для "живых" музыкантов)
*затраты на гримерные комнаты (питание по райдеру, обычно стол накрывает ресторан)
*агентское вознаграждение (от 5 до 10 процентов от гонорара)

Если концерт или иное мероприятие проходит в другом городе (стране), то к гонорару артиста (который ввиду выезда минимум в полтора раза выше обычного) и затратам на райдер прибавляются затраты на перелет (при этом команда артиста составляет от 6 до 30 человек). Как правило, с артистом летит в среднем 10—12 персон. Не удивляйтесь: практически все певцы работают либо "вживую", либо гастролируют с танцевальными группами и бэк-вокалом. В большинстве случаев у каждого артиста в райдере минимум 2 и максимум 5 мест бизнес-класса в самолете и VIP-обслуживание всех VIP-персон во всех аэропортах. В итоге у нас получается совсем иная картина:
*гонорар
*перелет (от 4 000 USD до 20 000 USD)
*VIP-обслуживание (приимерно 500 Euro на человека туда-обратно в одном аэропорту)
*затраты на гостиницу: минимум 2 люкса, остальные номера стандартные, по количеству человек.
*затраты на трансфер (обычно 1 S-Class + микроавтобус бизнес-класса)
*питание (трехразовое на всех)
*затраты на звуковое оборудование (согласно райдеру и расценкам региона)
*агентское вознаграждение (от 5 до 10 процентов от гонорара)
*дополнительные затраты: замена сломанных инструментов или другого оборудования, экстра-расходы на лечение или транспорт...

Бывало, что у исполнителя прямо накануне концерта резко садится голос и ему спешно приходится делать специальные уколы. Несколько часов до концерта приходится искать по всему городу профессионального фониатора, и если это - небольшой город, поиски напоминают оперативно-розыскную деятельность.

Однажды на гастролях один из зарубежных артистов упал со сцены и вывихнул ногу. Его спешно отправили в травмпункт и зафиксировали поврежденный сустав, а вся остальная группа в это время уже торопилась в аэропорт. Врачебные процедуры заняли много времени, и артист опоздал на свой рейс. Менеджмент исполнителя решил собственными силами спасать ситуацию и попросил обменять тому билет "на ближайший рейс". В итоге артист оказался в другом городе, а российскому агентству пришлось спешно искать новые авиабилеты и заказывать их в дистанционном режиме, попутно успокаивая звезду.

Будучи ивентером, привыкаешь к любым накладкам, но некоторые события могут стать угрозой выступлению: к примеру, в минувшем году в Новосибирске под весом аппаратуры рухнула сцена, и нескольким западным рок-звездам пришлось пропустить свое выступление в этом городе в рамках турне "Монстры Рока".

Гостеприимство решает все

Самое важное на гастролях - это четкое, практически буквальное соблюдение райдеров и, как ни странно, гостеприимство.

Один из казусных моментов на гастролях в славном городе Новосибирске привел нас в ужас: после тяжелого перелета артистов в шесть утра привезли в спальный район, в гостиницу, переделанную из детского сада, а встречали нас две женщины, у одной из которых на руках был поднос со стопариками водки, а у другой – соленые огурцы. Такое "гостеприимство" категорически исключено.

Зачастую подобное "добросердечие", граничащее с наивностью, воспитывают в народе желтые СМИ, описывающие несуществующие случаи с невероятным и безответственным поведением звезд на гастролях. Лет 10 назад люди думали, что, заказывая группу поющих девушек, они за те же деньги могли получить их и в постель. Существовали даже группы, которые состояли из деятельниц эскорт-бизнеса. Однако за несколько лет эта картина здорово изменилась и сейчас истории о том, как какую-то певицу пригласили "в баню", чаще всего - плод воображения ее пиар-менеджера.

Для кого пишутся райдеры

Прежде всего, есть два типа райдеров. Технический райдер - перечень необходимого оборудования, и бытовой райдер – условия проживания, питание, услуги трансфера.

Техническая сторона райдера - это тот необходимый набор оборудования, без которого артист попросту не сможет играть, не прозвучит качественно и будет выглядеть на сцене не лучшим образом. Поэтому технический райдер необходимо исполнять до последнего пункта. Если представители принимающей стороны не исполнили технический райдер, артист имеет полное моральное право не выйти на сцену: никому не хочется, чтобы после твоего выступления о тебе создалось впечатление как о халтурщике.
Немаловажная деталь, которая может иметь огромное значение - реквизит. Звезды могут возить с собой декорации, свет, турбовентиляторы и дополнительные микрофоны, тонны костюмов и прочих полезных вещей. Важно предусмотреть возможность перемещения этих грузов и быстрого "разворачивания" сцены для выступления.

Бытовой райдер описывает, что нужно, чтобы звезда смогла подготовиться к выступлению, а после шоу - спокойно отдохнуть. Что касается требований типа "в гримерке должны находиться факир, живой питон и три тонны розовых лепестков", то они также, по большей части, принадлежат перу пиарщиков. Как правило, хорошей западной звезде нужен хороший номер в отеле, автомобиль S-класса и четкое удобное расписание. Так называемой "экзотики" в райдерах звезд уже давно не встречается. В сущности, райдер пишется для тех людей, которые не знают, что такое гостеприимство и порядок.
Одна из важных частей райдера - VIP-зал в аэропорте. Общение с массой поклонников очень изматывает артистов, поэтому они просят уединения во время полетов. Поверьте, это требование не является чрезмерным!

По сути, бытовой райдер направлен на создание удобства - и об этом необходимо помнить. Если артист просит, чтобы президентский номер в гостинице был весь оформлен в цветах, которые его успокаивают, мы с удовольствием пойдем ему навстречу, поскольку знаем: привести себя в "рабочее" состояние необходимо, от этого зависит качество шоу.
Конечно, случаются и казусные требования: в список включаются тренеры по плаванию, живые белые орхидеи в номере и гримерке, охрана, состоящая исключительно из женщин... Но в целом райдеры артистов выполнимы и рациональны.
Райдер русских звезд еще более лаконичен - пожалуй, кроме одного известного артиста, который всегда требует самый дорогой коньяк, и чтобы он был непременно в нераспечатанной коробке. При этом коньяк он не употребляет, а просто забирает домой.

Главное правило: если артист кайфует от твоей промоутерской работы - это самое большое счастье!

О гонораре артиста

Гонорар артиста определяется характером мероприятия. Если это приватная вечеринка компании, которая празднует свой юбилей, день Рождения руководителя или новогоднее торжество, то цены за такое выступление чаще всего выше, чем за сет на публичном концерте (по билетам). Не верьте спаму и рассылкам с ценами на артистов! Они не соответствуют действительности!
И еще один важный момент. Новогодние цены - самые высокие в году. Этому не стоит удивляться. Кроме того, цены прошлого года обычно не соответствуют нынешним: как правило, после очередного витка промо-усилий менеджмента артиста его гонорары растут. Поэтому стабильных расценок на того или иного исполнителя просто не существует.
Предусмотрев все моменты, которые перечислены в статье, смело заказывайте праздник. Теперь все пройдет на должном уровне!


Президент компании “Империя Музыки”

09.12.2010, Табриз ШАХИДИ (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: