Christian FENNESZ  На флейте водосточных труб

Концерт австрийца Кристиана Феннеса оказался в разы убедительнее прошедшего неделю назад выступления Oval.

Писать о прошедшем концерте Oval оказалось в общем-то нечего – почти полтора часа напролёт немец проигрывал с лэптопа треки с последнего альбома, сопровождая процесс экспрессивной мимикой. Иногда казалось, что Маркус Попп (Markus Popp) представляет себя до парижским шансонье середины прошлого века, то дирижером, чей оркестр исполняет как минимум концерт Рахманинова. Не то, чтобы кто-то был разочарован – многочисленные зрители не ждали от автора феерического шоу, а скорее пришли посмотреть на знаменитость. Но, что называется, осадок остался.

От Кристиана Феннеса (именно так, оказывается, произносится его венгерская фамилия Fennnesz) все же были основания ожидать большего - австриец не саунд-дизайнер, а именно музыкант, и у нас были шансы все же насладиться живой игрой на инструменте,- возможно, даже не одном. Вопреки ожиданиям организаторов, народу собралось ничуть не меньше, чем на Oval, при этом число зевак, проводивших время в задних рядах за разговорами, свелось к минимуму. Разогрева в этот раз не было, и в половине девятого неприметный австриец появился из-за кулис, открыл лэптоп, достал из-за стола гитару и принялся священнодействовать.

Признаться честно: учитывая то, что лайв всегда оказывается жестче записи, от Феннеса я боялся услышать откровенный нойз. Но Кристиан пошел по другому пути, настроив свои приборы на звук хоть и плотный, но гармоничный и музыкальный. На гитаре Феннес играл печальные минорные аккорды, раздавленные деструктивной обработкой как асфальтовым катком. Дёрнув струны, австриец переключался на лежавшие перед ним на столе педальки и принимался корёжить звук, видоизменяя его от тембра бензопилы до симфонического оркестра и обратно.

Рядом с педальками красовалось плоское устройство неизвестного назначения, при ближайшем рассмотрении оказавшееся iPad'ом. То, что Кристиан делал с ним, визуально напоминало "игру" на Kaoss Pad – Кристиан то хаотично тыкал в разные точки экрана, то сосредоточенно водил по нему пальцем, извлекая из маленькой серебристой коробки гудящие и булькающие звуки. Пока музыкант мудровал с железками, его лэптоп жил своей жизнью, производя на свет неровные ацикличные паттерны из шума, треска, щелчков и прочей мусорной перкуссии.

Приятно удивило и то, что сет Феннеса не был бесформенной импровизацией, а четко делился на композиции со своей гармонией, драматургией и даже мелодикой. При этом даже в рамках одного трека музыка постоянно менялась. Австриец то собирал из звуковых осколков целостную мозаику, напоминавшую печальный зимний пейзаж, то смешивал кусочки паззла, превращая картину в авангардный электроакустический хаос. Пару раз он все же переборщил с нойзом, особенно когда под потоком шума с трудом, но прослушивалась мелодические красоты. Иногда создавалось ощущение, что соседи сверху решили посверлить стены в тот момент, когда ты заперся в комнате чтобы в тишине и покое послушать любимую пластинку Арво Пярта (Arvo Part).

Но к счастью, шум для Феннеса в этот день был лишь эпизодической декорацией, а не главной сюжетной линией. Некоторые пьесы без всяких "но" тянули на статус хитов; особенно хорош был второй трек, где за пеленой шумящих гитар виднелся скелет из синтезаторного арпеджио в духе ранних Tangerine Dream. В идеальном мире немцы наверняка не увлеклись бы нью-эйджем и принялись бы развиваться именно в этом направлении.

Отыграв минут пятьдесят, австриец скромно ретировался под овации зала и вскоре вышел обратно, прихватив с собой из-за кулис бутылочку пива. Испить горького напитка на глазах у изумленной публики ему, впрочем, так и не удалось – в ходе 10-минутного биса с еще одним "хитом" в начале Феннес несколько раз кинул печальный взор на стоявший рядом сосуд, но отвлечься от процесса все же не решился. Провожали его, разумеется, громом аплодисментов.

Так же как и Oval, Fennesz сделал ровно то, чего от него и ожидали - но сделал это на порядок лучше, убедительнее. Время от времени нынешним экспериментаторам удается при минимуме выразительных средств создать атмосферу симфонического концерта (именно таким было, например, было выступление здесь же, в "Доме" Марсена Юлса (Marsen Jules)) и Феннес оказался одним из них. И то, что во время его концерта народ боялся не то, что разговаривать, а даже стул подвинуть – именно его заслуга. Браво.

29.11.2010, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Christian FENNESZ - свежие публикации:

  • События - Смотри как течёт время, 10.03.2023
    Fennesz выпускает новый альбом »»
  • События - Исправленное и дополненное, 04.08.2015
    Совместный альбом Феннеша и Кевина Мартина выйдет осенью »»
  • Анонс - Море шума, 18.11.2010
    Кристиан Феннеш – культовая фигура в экспериментальной музыке. В его композициях будто бы пытаются друг друга перебороть две составляющие: тихие и гармоничные гитарные зарисовки живут своей жизнью, а абразивные потоки разнородного шума, хруста и треска – своей, как если бы Робин Гатри давал концерт в помещении работающего завода и при сгоревшем комбике »»