Разговоры с мужчинами Несчастного случая о музыке, жизни и конце света. В беседе, помимо доминирующего вокалиста Алексея Кортнева, приняли посильное участие саксофонист Павел Мордюков, гитарист Дмитрий Чувелев, клавишник Сергей Чекрыжов, бас-гитарист Роман Мамаев, и даже директор группы Андрей Воронцов
Звуки.Ru: Ваш новый альбом называется "Тоннель в конце света". Как пришло это название?
Алексей Кортнев: Название придумалось сначала как каламбур, даже не в процессе сочинения музыки, а случайно. А потом уже наполнилось какими-то смыслами. Сейчас модно говорить, что происходит конец света, или уже произошел, а мы не заметили… в общем, умами владеют панические настроения. Мы же своими песнями хотим сказать: в любой самой тяжелой ситуации можно найти тоннель, который выведет тебя к следующему свету. Даже если этот – заканчивается.
Звуки.Ru: Надпись на диске так, перевернута, будто слушатель альбома смотрит изнутри. Так мы уже внутри этого тоннеля или еще снаружи?
Алексей: Знаете, даже не задумывался. Вне зависимости от того снаружи мы или внутри, будущее у нас все-таки светлое. Я в этом абсолютно уверен, потому что во всей истории человечества обязательно находились группы лиц или отдельные личности, которые провозглашали конец света, или еще какой-то упадок, полностью отрицали позитивные стороны нового поколения, которое приходит на смену. И это все продолжается со времен неолита. По крайней мере, документальные подтверждения, как древние римляне ненавидели свою молодежь – имеются. Они считали, что все, цивилизация в тупике. Но мы с вами – здесь!
Звуки.Ru: Но ведь в чем-то оказались правы?
Алексей: - Да, те римляне закончились. Но! Сейчас на этом месте ходят туристы и веселятся. Наверное, над нашими костями тоже будут ходить туристы конца третьего тысячелетия и прекрасно себя чувствовать. В то, что цивилизация рухнет окончательно, планета взорвется, а Солнце остынет – я, честно говоря, не верю. Хотя… все может быть!
Звуки.Ru: Сейчас пошла мода устраивать презентации с симфоническими оркестрами, приглашать супер-скрипачей, составлять тандемы и т.д. Скажите, вы, в свою очередь, чем-то собираетесь удивлять?
Алексей: - Перед нам не стоит цель удивить, скорее - просто заинтересовать и развлечь, что ли. Удивляться, на мой взгляд, совершенно необязательно на концерте рок-н-ролльной группы. Сейчас в программе у нас довольно большое количество новых песен, это само по себе уже довольно тяжело для восприятия, потому что публика все-таки в основном наслаждается тем, что хорошо знает.
И мне так кажется, что концерты с симфоническим оркестром или какими-нибудь другими экзотическими инструментами - они делаются тогда, когда нет нового материала и нужно завернуть старый в новую оберточку, чтобы продать его еще, наверное, по шестому разу.
Сергей: …программа "Циркус"…
Алексей: Ах, черт. Да, мы тоже это делаем! Мало кто помнит, но была у нас большая программа "Циркус" с цирком, с Макаревичем...
Павел: Тогда была идея сделать большое шоу. Мы пригласили тех музыкантов, кто обычно с нами записывается, а их много. У нас были даже бэк-вокалистки, очень красивые и хорошо поющие. Сейчас этого не будет.
Звуки.Ru: Концерт в цирке – то еще удовольствие. А в каких залах вам сейчас комфортнее всего играется?
Алексей: Мы не лезем в большие залы, которые трудно собрать, наш формат от 500 до 1500 человек. Когда получается установить контакт буквально с каждым, находящемся в зале - это очень дорогого стоит.
Андрей: Вот недавно давали три концерта подряд: в Красноярске, в любимом клубе "Че Гевара", и два в Новосибирске – в центре и Доме ученых Академгородка. Отлично прошли концерты, столько драйва было!
Дмитрий: - Может это связано с тем – знаете вы или нет? – что мы решились тот альбом, который только сейчас выходит – заранее выложить в интернет для свободного скачивания. Люди услышали песни из новой программы, и это сыграло нам сильно на руку. Потому что, когда исполняешь новые песни, зал вслушивается, сдержанно реагирует. А тут публика шла подготовленная. Сайт у нас называется несложно (необъяснимая пауза)...
Алексей: Вот сейчас было бы роскошно забыть название сайта.
Дмитрий: Ns.ru, и еще альбом лежит на ру-трекере.
Алексей: Берите, скачивайте, слушайте. Нам прямо кажется, получилась хорошая работа, действительно. Очень серьезная, и красивая по мелодике, в общем, не стыдно.
Звуки.Ru: Выкладываете песни бесплатно – значит ли это, что вы отчаялись заработать денег на выпуске диска?
Алексей: Мы никогда особо не надеялись. Эта индустрия нам исторически не приносила денег, а сейчас она еще и загибается.
Сергей: Может быть, конечно, Киркоров и зарабатывал деньги на продаже альбомов…
Алексей: Что ж вам дался всем этот Киркоров? Чуть что – Киркоров. Какое-то другое имя бы назвали!
Звуки.Ru: Макаревич?
Группа (оживленно): О, да, Макаревич! Леша, зарабатывал когда-то Макаревич на продаже альбомов?
Алексей: Я не знаю, если честно. Может, еще на "Мелодии" издавались когда…
Дмитрий: Это нам приносило всегда настолько условные деньги, что не было смысла на них всерьез рассчитывать. Мы со второго или с третьего альбома вообще издаемся самостоятельно.
Алексей: Ну тут ты, брат, хватил. Не с третьего, а где-то с пятого. Но все равно уже давно. Причем, мы даже когда-то издавались с грандом из грандов, "Universal" – не помогло, никакого морального, физического и материального удовлетворения! Поэтому пластмассу печатаем сами, сами ее распространяем и сейчас поняли, что еще веселее это делать прямо из Интернета.
Дмитрий: И хороший результат получился: он неделю лежит в свободной скачке и распространение уже гораздо больше, чем за год – предыдущего альбома.
Звуки.Ru: Помимо нового альбома, кажется, у группы есть и другие новости. Среди вас нет Павла Черемисина...
Алексей: - У нас некоторое время накапливались в группе трения. Вернее, в основном у меня накапливались с Пашей, для остальных это было, наверное, не так важно и не так заметно. И, в конце концов, было принято решение, что нам лучше разойтись, потому что негатив уже стал сказываться на качестве нашей работы. Я об этом искренне сожалею, наверное, так же, как и мои коллеги. Чтобы подчеркнуть, что это не просто фигура речи: нам пришлось прикладывать просто неимоверные технические усилия для того, чтобы сохранить команду на плаву, не отменить концерты. Хотя главный здесь все равно не столько технический, сколько моральный аспект. Очень тяжело и неприятно, и до сих пор… Но, кажется, нам удалось договориться, в том числе и с Павликом, о том, чтобы не дуться друг на друга, не обижаться и сохранить нормальные… я не буду говорить – дружеские, просто нормальные товарищеские отношения. В группе играет другой барабанщик, его зовут Паша Тимофеев. Он присоединился к нам лишь несколько недель назад и был вынужден за это время разучить порядка тридцати номеров, чему мы несказанно удивлены, потому что это не в человеческих силах – так быстро запомнить так много довольно сложной музыки. И пока, слава Богу, все у него получается очень хорошо. Надеемся, вы все в этом убедитесь.
Звуки.Ru: Группе уже 27 лет, вроде солидный возраст. Тем не менее, вы продолжаете устраивать розыгрыши друг другу.
Алексей: Вы знаете, сейчас очень забавно звучит этот вопрос, потому что такой "дружеский розыгрыш" послужил окончательной каплей в расставании с Пашей Черемисиным. Потому что от его розыгрышей что-то я уже… ну, просто там была перегнута палка несколько, я не буду сейчас его описывать.
Вообще - да, бывает, особенно во время спектаклей. У нас есть любимые места в "Дне Радио" и "Дне выборов", где мы стараемся подкалывать актеров, актеры – нас. Иначе это все уже невозможно было бы играть. Но самый веселый розыгрыш, который практикуют у нас господа музыканты – это опоздание к началу спектакля. Поэтому в первых двух песнях на барабанах периодически играет гитарист, на басу – барабанщик, и так далее - в зависимости от того, кто в наличии... А! Вот летом перед концертом в Донецке - он в парке проходил – был прекрасный момент. Митя (гитарист Дмитрий Чувелев – прим. Звуков) прислонился к сосне отдохнуть, потерял бдительность и уснул. И мы с наслаждением привязали его к дереву!
Звуки.Ru: Была ли какая-нибудь месть?
Алексей: Да нет, как-то обошлось без мести. Все какие-то не сильно злопамятные.
Звуки.Ru: "Несчастный случай" – таков стереотип - это всегда весело и позитивно. Можете рассказать, откуда вы черпаете ваш оптимизм?
Алексей: Я думаю, для большинства из нас сегодня источник радости – дети. Часть из нас обременены большими семействами, и я понимаю, например, что для меня это основной якорь, который держит в этой жизни. Ну, наверное, не якорь, я из жизни не собираюсь никуда двигаться - понтон, который поддерживает на плаву. Хотя, конечно, это не буквально транслируется в песни, я свой позитив нахожу в семье.
Павел: Мне кажется, что песни, которые пишет Леша, отнюдь не всегда веселые. Больше половины из них – грустные и депрессивные.
Сергей: Давайте тогда ответим на вопрос, что питает нашу депрессию?
Дмитрий: Я думаю, в основном дети (дружный смех).
Звуки.Ru: Ваши дети слушают вашу музыку, представляют, кто их папа и чем занимается?
Алексей: Очень хорошо представляют! Бывали на наших концертах, спектаклях и на сцену выходили. Музыку очень любят, и когда мы едем куда-нибудь далеко на машине, у нас обязательно имеется пластинка НС в машине, и мои детишки даже просят поставить… Кстати, вот песню "Сеньор Панталоне" просто обожают почему-то!
Что касается сочетания депрессивного и позитивного, и как воспринимают группу (в основном, действительно, позитивно) - всегда происходит интересная такая аберрация сознания. Веселые люди приходят на концерт, и если они даже плачут на каких-то номерах, эти слезы не оставляют горького ощущения. Хотя у нас бывают достаточно грустные песни, но мы их стараемся компенсировать какими-то прибаутками. Может, потому такое восприятие, что существует вообще большой дефицит забавной музыки – не развеселой, которая весела только своим темпом и танцевальностью, а именно забавной, которая вызывала бы улыбку и тем более смех. Ее очень мало.
Звуки.Ru: Алексей, вот о героях ваших позитивных и депрессивных песен. Вы себя чаще кем чувствуете: Бэтменом или Сеньором Панталоне?
Алексей: - Ну, пожалуй, чаще по-прежнему Бэтменом! Потому что состояние сеньора Панталоне легко изгоняется физическими упражнениями, на самом деле. Если на этом сосредоточиться, то бодрость возвращается и в голову, и в сочленения.
Звуки.Ru: Еще один герой - девушка Саша, которая шла по шоссе к батюшке-царю, просить за народ... Вы и сами недавно побывали у "батюшки-царя" (Кортнев принимал участие во встрече Дмитрия Медведева с рок-музыкантами – прим. Звуков). Но ведь эта извечная российская надежда, что добрый царь все изменит к лучшему, идея ходоков – разве не утопия?
Алексей: Мне кажется, эта мысль и эта нота – они ясно звучат и в песне: хочется надеяться, что девушка не зря идет, но надежды на это очень призрачные, конечно. Нет, ничего он впрямую изменить не может, и сам об этом говорит. Принято огромное количество декретов, постановлений, он постоянно подписывает какие-то документы… которые совершенно растворяются в бюрократическом аппарате! И Президент Российской Федерации прямо в этом признается!
Звуки.Ru: Значит, очередному политическому деятелю эпохи Пугачевой вы не отказали в приглашении, а самой Алле Борисовне – посмели? Была какая-то нашумевшая история летом, "Несчастный случай" отказался принимать участие в концерте "Песни для Аллы" …
Алексей: ...а потом согласился. У нас там запутанная история была. Потому что поначалу нам казалось неинтересно, было жалко тратить время на то, чтобы делать большой номер. Мы подходим к этому всегда ответственно, начинаем мучиться, что-то сочинять. В результате так и получилось, да? Мы делали-делали, один раз спели ("Эй вы там, наверху!" - прим.) и дальше этот номер можно выкинуть. Хотя, в общем-то, он готовился достаточно серьезно, было потрачено время, силы, были куплены подушки, несколько штук…
Андрей: Где они, кстати?
Алексей: Выкинули.
Андрей (возмущенно): Выкинули???
Алексей: Выкинули в зал, да! Поэтому мы и не хотели. И пока нам не сделали предложение, от которого уже люди в трезвом уме и твердой памяти не отказываются... то есть, мне - быть там со-ведущим всего этого дела... до тех пор мы и не соглашались. Ну да, а поскольку они пригласили меня вести, то сказали – ну, тут уж вы никуда не денетесь!
Звуки.Ru: По-прежнему сотрудничаете с "Квартетом И"? Гастролируете со спектаклями? Возможно, что-нибудь новенькое будет?
Алексей: Спасибо большое. Сразу три "да". Сотрудничаем, гастролируем и что-то новенькое, наверное меньше чем через год… а нет, все-таки больше, чем через год. Я имею в виду фильм, который ребята задумали – они написали продолжение картины "О чем говорят мужчины", наверное, он будет называться "О чем еще говорят мужчины". И мы будем принимать участие, я надеюсь, самое активное в саундтреке, писать песни и музыку. Наверное, туда будут включены какие-то существующие треки из репертуара "Несчастного случая" и три-четыре новых номера будут записываться специально для картины. В театре мы пока ничего нового не делаем, потому что мы занимаемся своим театральным проектом, может быть, что-нибудь у нас там получится. А квартетчики – они прямо ринулись в кино. Ну, у них сейчас такое пассионарное состояние, у них все получается, они пользуются большим успехом и спросом и, конечно, было бы странно им прерывать свою киношную деятельность, и они сосредоточились на этом направлении.
Звуки.Ru: Ваша доза алкоголя на данный момент – 0.5, 0.7 или 0.33?
Алексей (смеется): Боюсь, что все-таки 0.7! Ноль-пятью дело обычно не обходится!
Звуки.Ru: Последний вопрос. Вот вы записали пластинку, и сразу выложили на сайт. Считаете, форма общения со слушателями при помощи диска – изжила себя?
Алексей: По-моему, да, изжила. У меня есть такое ощущение. Мне кажется, что следующие альбомы, и мы будем над этим размышлять… это набор треков и набор картинок. Мне очень жалко было бы упустить картинки. В этот раз мы их упустили, действительно, просто не подумали.
Звуки.Ru: Именно картинки?
Алексей: Любой визуал: видеоряд, слайд-шоу, или мультики, надписи, тексты, эффекты и так далее. Она наверняка уже сейчас существует, такая форма, просто мы ее еще не освоили. Чтобы альбом был единым целым, неким артефактом, живущим, кинетическим, двигающимся. В компьютере, в сети. Но при этом запечатлевать его в бронзе или пластмассе – не обязательно. Мы даже начинали двигаться в этом направлении, но не доделали. А следующую работу надо построить именно так. Виртуальный альбом, в котором что-то открывается, какие-то цветочки распускаются, птичка вылетела, прочирикала – заиграла песня. Должно быть визуально интересно. Это стоит делать, и это, конечно, придет на смену физическим носителям.
Дата образования:
31 декабря 1983
1993 – Умер композитор и джаз-роковый виртуоз Фрэнк Заппа. Перед смертью он не успел закончить свой шедевр - альбом, который должен был быть записан целиком под водой »»
Jeff BRIDGES (1949)
Cassandra WILSON (1955)
JAY-Z (1969)
Robby VALENTINE (1969)
Ferry CORSTEN (1973)