OVAL  Лучше поздно, чем никогда

В Москве выступит немецкий экспериментатор Oval, лет десять назад слывший главным электронщиком-инноватором планеты.

Сейчас название Oval многим не знакомо вообще, а лет десять назад вокруг этого немецкого проекта хайпа было примерно столько же, сколько сейчас вокруг Burial и Salem вместе взятых. Маркус Попп (Markus Popp) тогда нес на своих плечах гордый титул человека, создающего музыку будущего – самое актуальное и самое современное, что вообще можно было придумать в конце девяностых. Не в последнюю очередь посодействовала ажиотажу книга Андрея Горохова "Музпросвет", где тот, не стесняясь в эпитетах, объявил Маркуса чем-то вроде электронного аналога Beatles. Русскоязычная тусовка любителей электроники тогда чётко делилась на два лагеря – тех, кто признавал Oval передовиком и связывал с ним свои надежды, и тех, кто скептически замечал, что хайпа многовато и в многообразии экспериментаторов-электронщиков есть артисты поинтереснее. На том, какие именно, противники Oval, разумеется, расходилась во мнениях.

Объективных заслуг за Маркусом в самом деле числилось немало, и главной из них было то, что Попп стал одним из первооткрывателей глитча – не столько музыкального жанра, сколько целой технологии. В основе музыки Oval лежал "эффект сбойного диска" – случайные щелчки, перескакивания с место на место, "дырки" в музыкальном полотне. Маркус объявил войну линейности и логичности, царившей в электронной музыке до того момента. Другим его революционным шагом была "реабилитация" компьютера как музыкального инструмента. Дело в том, что в девяностые, даже в таких жанрах как IDM, компьютеры как средство звукоизвлечения считались инструментом второго сорта, для тех, кто не мог позволить себе "железки". Маркус был одним из тех, кто быстро понял, что компьютер может не только изображать из себя тот или иной "железный" синтезатор, но и быть совершенно самостоятельным, самобытным инструментом. Главным "программным произведением" в дискографии Oval стал альбом "94diskont", изданный в 1995-м на лейбле Mille Plateaux, который позже сделал себе имя как раз на издании пластинок в жанре clicks & cuts, выросшем непосредственно из экспериментов Овала.

Однако к началу нулевых годов хайп поутих, а Маркус до конца выработал собственную золотую жилу и надолго ушел в тень. Возвращение Oval свершилось только этим летом, когда Попп выстрелил дуплетом весьма приличных релизов – двенадцатидюймовкой "Oh" и двойным альбомом "O", куда вошло аж 76 композиций. Музыка Овала вроде бы не претерпела серьезных изменений – все тот же глитч, саунд-дизайнерские эксперименты возведенные в ранг искусства. Но, как это ни удивительно, с годами Oval стал более музыкальным – в его коллажах появилась гармония, а кое-где даже ощущается грув. Именно с этим материалом Маркус и едет в Москву. Никакой группы у него, понятное дело, нет, живое выступление Oval это классическое электронное "one man show", одинокий интроверт, извлекающий неведомые звуки из лаптопа и еще парочки устройств.

В роли разогрева в "Доме" выступит проект Matsutake, под вывеской которого обнаруживается никто иной, как Евгений Горбунов из "Наркотиков". Его недавний альбом "Singin' Skin", который Женя свободно раздает всем желающим в интернете, выдержан примерно в том же ключе, что и недавние изыскания Овала. Это множество коротких коллажей, где в дело идут шум, трели аналоговых синтезаторов, нарезанные неровными кусками барабанные петли и бренчание расстроенных гитар.

Oval / Matsutake
КЦ Дом
18 ноября 20:00

15.11.2010, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

OVAL - свежие публикации: