ORCHESTRAL MANOEUVRES IN THE DARK  Главное - маневры

Ветераны синтезаторной волны начали мировой тур сногсшибательным концертом.

Признаюсь честно, перед концертом Orchestral Maneuvers In The Dark совсем не было уверенности в том, что меня ждёт достойное зрелище. Да, это старые герои, пионеры синтезаторной волны, фигуранты засмотренного до дыр фильма "Synth Britannia", наконец, авторы "Enola Gay" и "Electricity", но уж больно давно всё это было. Да, совсем недавно они выпустили неплохую пластинку, но всё это скорее тот самый рак, который лишь на безрыбье числится рыбой. Предыдущий диск британцы выпустили в 1996-м, а последний хороший – не будем даже вспоминать когда. В девяностые OMD из передовиков-экспериментаторов, пусть и имевших успех, по сути, превратились в сольный поп-проект вокалиста Энди МакКласки (Andy McCluskey), которого почему-то неизменно тянуло конкурировать с Take That и East 17. Однако сейчас OMD решили забыть старые распри и взяться за старое – несколько лет назад группа снова собралась в классическом составе и время от времени концертировала, а теперь OMD решились на полноценное воссоединение, с новым альбомом и турне в его поддержку.

Зал Hammersmith Apollo, как и ожидалось, оказался довольно чудной сидячей площадкой с сильным ретро-флёром. Здание тридцатых годов в стиле "Арт-деко", театральные интерьеры в красном цвете, неоновые вывески и бар с дешевым алкоголем. В пересчете на московские реалии – гибрид "Крокуса", МХАТа и Кремлевского Дворца. Место, что называется, намоленное – за последние сорок лет тут кто только не играл, от ABBA до Херби Хенкока (Herbie Hancock), от Sex Pistols до New Kids On The Block. Мест при такой конфигурации (без танцевального партера) около четырех тысяч, аншлага нет, но зал почти полон, свободно разве что несколько верхних рядов. Тут, в отличие от России, нет градаций билетов по категориям – все они продаются по одной цене и лучшие места получает тот, кто подсуетился пораньше.

Двери открываются в семь, в восемь минута в минуту на сцене появляется разогревающая группа, финны Villa Nah. На разогреве у OMD эти парни оказались совсем не случайно, играют они стопроцентный ретроградский электропоп, именно на OMD больше всего похожий. Все по-честному, никаких компьютеров, много живых старых клавиш, Korg MS-20 и тому подобная винтажная радость. Впечатление от них – примерно как от Nitzer Ebb на разогреве у Depeche Mode. Играют хорошо, но совершенно не соответствуют масштабу, теряются на огромной сцене, им бы клуб человек на 150. Второй минус – парни уж слишком финские. Минимум экшена, минимум общения с публикой. В инструментальной электронике или шугейзе проканало бы на ура, а для поп-группы им явно не хватает харизмы. Публика просыпается лишь на последнем треке, которым оказывается кавер на "West End Girls" ("Эта песня – специально для Лондона!"), спетый на финском. Ужасно смешно и трогательно.

Получасовой перерыв и в девять (часы можно сверять!) на сцене уже OMD. Начало похоже на Kraftwerk – темнота, инструментальное интро и трехмерные модели лиц на экране. Но вскоре всё это переходит в "New Babies – New Toys", главный хит с альбома "History of Modern", который OMD, собственно, и презентуют. Насчет классического состава не обманули. Спереди – Энди МакКласки, поёт и играет на бас-гитаре. Справа от него Пол Хамфрис (Paul Humphreys), основной клавишник и второй вокалист. Второй ряд занимают еще один клавишник Мартин Купер (Martin Cooper) (у обоих какие-то здоровые современные рабочие станции Roland, но опять же никаких компьютеров) и барабанщик Малколм Холмс (Malcolm Holmes). За сценой – световые панели и видеоэкран с проекциями, в общем, действия полно. Если "Вилла" на сцене смотрелись одинокими петушками, то OMD осваивают под своё шоу всё полезное пространство.

Звук практически идеальный. За счет живого баса и подмешанных к электронным живых барабанов, в песнях появляется очень хороший драйв, при этом за отсутствием гитар, она не превращается в рок, а остается именно синтезаторной. "New Toys" практически без паузы переходит в "Messages" и на первых же звуках зал буквально взрывается. Публика в массе своей лет пятидесяти, пришли посмотреть на старых героев. Но ведут себя не "чинно", как обычно бывает тут, а отрываются как подростки. Сзади сидят два мужика (один из которых ужасно похож на Дэниела Миллера (Daniel Miller)), уже во время интро они пытались напеть вступление к "Messages" (видимо раньше концерты начинались с неё), когда же песня наконец началась, те просто взревели от радости. Уже на второй песне народ начинает помаленьку вставать с мест – эти дяди с тетями пляшут покруче наших тинейджеров.

МакКласки ведет себя как звезда – общается с публикой в манере "а ну, скорей любите нас, вам крупно повезло!" и неизменно срывает овации. OMD бодры и пребывают в полнейшем порядке. Движуху продолжает "Tesla Girls". Старые вещи исполняются максимально близко к оригиналам с поправкой на обилие клавишных соло, которые играются руками и иногда чуть по-другому. Эти соло, если вдуматься, и есть главная изюмина старого электропопа по сравнению с новым. Новый, видимо из-за развития музыкальных технологий в направлении "чтоб качало" оказывается более ритмическим, более фанковым что ли. А вот ярких клавишных рифов практически ни у кого из новых героев жанра нет. У этих же что ни песня, то яркий синтезаторный ход, любо дорого слышать.

Играют в основном старые хиты, новыми вещами не злоупотребляют, но и картины новинки совершенно не портят. "History of Modern Pt 1" даже аранжирована для концертов так, что от старых почти не отличить. Ужасно радует, что OMD решили ориентироваться именно на свой старый саунд, не пытаясь в спешном порядке все свои песни "примоднить". Мой следующий фаворит – "Souvenir", здесь Хамфрис и МакКласки меняются местами – первый идет петь, второй становится за клавиши. Замечательное соло, правда, всё равно достается Мартину Куперу. А дальше пафосный блок. Видео с крестами и песни про Жанну Д'Арк. Я не фанат, но выглядит в целом эффектно. Вообще, перед концертом меня очень пугало потенциальное обилие медленно-пафосных треков, но в результате их тут явное меньшинство, все больше танцы. Из медленных вещей очень здорово звучит свеженькая "New Holy Ground", этакий оммаж крафтверковской "Hall of Mirrors", только более оптимистичная.

Еще немного нового и пара песен в иронично-игривом ключе, "Talking Loud And Clear" и "Locomotion", под которую пляски переходят на новый виток. Все левое крыло зала уже давно превратилось в "стоячку". Слева от меня лихо скачет дамочка в очках лет пятидесяти – поди ж ты, видела МакКласки сотоварищи еще в маленьких клубах. Все-таки, способность британцев так зажигать у меня вызывает восторг. На всех мероприятиях, будь то рок-концерт или дабстеп вечеринка, в Лондоне средний возраст выше московского, всегда есть публика "с сединами", но драйва в целом как-то всегда больше.

"Sister Mary Says" – снова новое в концертном варианте ничем не проигрывает старому, хотя в записи вроде бы не поражало. Но самое зажигательное OMD, конечно, приберегли на конец – "Sailing On The Seven Seas" (Купер берется за саксофон), уже довольно поздняя, но очень яркая вещица с альбома "Sugar Tax", а за ней – Главная Песня, "Enola Gay". Тут уже скачет решительно весь зал, да и музыканты явно ловят кайф от происходящего. Видимо перерыв пошел им на пользу – чувакам хоть и за полтинник, а выкладываются как 25-летние. Этой зимой я видел Depeche Mode и, при всей к ним безграничной любви, признаться честно, такой энергетики от них не было и близко. Зал подпевает не только текстам, но и клавишным солякам, хор дядек и тётек, дружно выводяших "тра-та-та" и "тру-ту-ту" выглядит просто сногсшибательно. Группа уходит по сцены под зацикленный, опять же как у Kraftwerk, перкуссионный луп.

Час двадцать. Но и это еще не все. "Эй! Сейчас мы едем в мировой тур и не вернемся сюда еще чёрт знает сколько, так что слушайте нас, пока мы тут!". Бис начинается с "Walking On The Milky Way", вот уж где откровенный поп, никакого отношения не имеющий к синтезаторной волне. Но сейчас это не играет никакой роли. Зал в экстазе подпевает хором, а Энди, не переставая петь, садится на край сцены и жмет руки фанатам. Но закончить на "Млечном пути" было бы уж чересчур cheesy. "Мы закончим тем, с чего начали 32 года назад!". Это "Electricity", их первый сингл, молодая и дерзкая синтезаторная веселуха.

Браво. Больше всего в этот момент мне хочется поменять свой завтрашний билет до Парижа на билет до Бирмингема, куда OMD отправляются следом. Это, совершенно точно, был один из лучших концертов этого года. Везти в Москву однозначно.

15.11.2010, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ORCHESTRAL MANOEUVRES IN THE DARK - свежие публикации: