ДЕТИ PICASSO  "Музыка забирает мою жизнь"

Гая Арутюнян представляет на Звуках новый двойной альбом Детей Пикассо и рассказывает мистическую историю его создания. Знаете ли вы, что история о Кае и Герде - это сказка-нуар?

Группа Дети Пикассо относится к числу давних друзей редакции Звуков. Уже 10 лет мы с удовольствием наблюдаем за успехами Карэна и Гаянэ Арутюнян - талантливых и смелых эксприментаторов на стыке рока, фолка и джаза. Правда, последнее время эти наблюдения носят дистанционный характер: участники группы прочно обосновались в Будапеште и колесят по всей Европе, где в поле их притяжения попадают самые разные музыканты. "Детям" доступно одно из самых интересных искусств - искусство находить единомышленников во всех концах света и связывать воедино стили и судьбы, находить новые пути там, где их предшественниками уже протоптана глубокая колея. Музыка, которую они делают, приобретает все более интересный характер. Рок-эксперименты с армянским фолком в "Ethnic Experiments", арт-роковая "Глубина", веселый эклектичный альбом "Turbo Mayrik" - половина этих работ записывалась в сотрудничестве с необычными людьми, и новый двойной альбом "Герда" и "Кай" не стал исключением.
Сегодня диск "Герда" официально выходит в России на CD, а "Кай" будет издан на USB и будет продаваться в Сети.

А песню "Ангел" вы прямо сейчас можете услышать на Звуках.

Звуки.Ru: - Привет, Гая! Казалось бы, буквально несколько месяцев назад мы с тобой беседовали о новом сингле, и вот вы опять радуете новостями. Жизнь ускорилась, за вами не уследишь. Что позволяет вам выполнять пятилетку в три года?
Гая Арутюнян: - У нас план изменился... Мы решили не открывать карты, издав сингл со сливками с альбома, а включить эти треки в сам альбом. Альбом - это полтора года жизни... с чего начать?

Звуки.Ru: - Во-первых, как получилось, что альбомов стало два, и означает ли то, что их два - две разные концепции?
Гая Арутюнян: - Задумка у нас, как всегда, была наполеоновская: одни и те же треки, но 2 альбома - "женская" и "мужская" версия. То есть концепт в том, что как одна и та же песня может жить параллельными жизнями. На самом деле, в этих альбомах реализовалась идея, которая давно мне покоя не даёт. Идея того, что было бы, если...
ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ мы родились мы не в 20 веке, а в 14-ом.
ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ я была не армянкой, а шведкой, или индианкой
ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ бы я стала не музыкантом, а архитектором, а Карыч - заведующим чем-нибудь.
ЧТО БЫЛО БЫ, если...
Всё сложилось бы по-другому, в другом месте и в другое время. Мы сделали так. Записали два альбома так, как если бы эти песни записали две разные группы. Эта идея сильно понравилась музыкантам, которых мы приглашали на запись - а пригласили мы многих! (смеется).

Звуки.Ru: - Я вижу, что обещание всех поразить вы выполнили - некоторые вещи записаны с музыкантами из Einsturzende Neubauten и Laibach, а также с уникальным музыкантом Владимиром Волковым - им тоже было предложено пофантазировать на тему "а что, если"?
Гая: - Не совсем так. Это была моя идея фикс. Каждый из них уже знал, в какой из двух альбомов приглашается.

Звуки.Ru: - Понятно. Дальше работает клише: весь industrial оказался в "мужском" альбоме...
Гая: - Ага, попалась!!! Нет, это было бы слишком предсказуемо. Чтобы уйти от клише, Алекс Хаке (Alexander Hacke) предложил своё участие в женской версии, а потом ловушка клише от нас сама отскочила. В итоге варианты с мужским и женским началом осталась только в рабочей версии. Сейчас "Герда" рекомендована для прослушивания весной и осенью, а "Кай" - летом и зимой.

Звуки.Ru: - Как вам удалось собрать для записи такой удивительный состав?
Гая: - Что касается приглашённых, то дело было так... Скажи, кто твой самый-пресамый обожаемый артист?

Звуки.Ru: - Мммм... самый-самый? Джони Митчелл.
Гая: - Отлично, представь себе, что ты написала ей, мол, Джони, у меня тут будет вечеринка по случаю моего дня рождения - приезжай, потусуем! И она раз - и приехала, собственной персоной. Какова будет твоя реакция?

Звуки.Ru: - Я никогда не наберусь наглости написать ей что-либо подобное, потому что старушка уже много лет никуда не выезжает и не концертирует. Но твою мысль я уловила.
Гая: - Во-о-о-о! Смысл - в этом!

Звуки.Ru: - То есть вы просто набрались смелости и разослали приглалшения всем, кого любите?
Гая: - Ну, не всем, конечно. На этих конкретных музыкантов указал перст судьбы! (смеется).

Звуки.Ru: - А кто отвечает за то, что "Герда" превратилась в собрание странных звучков и механизмов? Похоже на странную музыкальную шкатулку... Видимо, это Хаке постарался?
Гая: - Всё началось с того, что мы поехали на анткварный рынок и купили настоящий граммофон довоенных времен, примерно конец 30-х годов, в рабочем состоянии. Прикупили к ним пластинки - и пошло-поехало. С этого момента эстетика 30-ых привязалась к нам очень крепко.

Звуки.Ru: - Вы начали включать элементы этих мелодий в свои работы вместе со скрипом граммофонной иглы?..
Гая: - Конечно, нет. Звук граммофона присутствует в чистом виде только в песне "Матрос".
Речь именно об эстетике, а не о её элементах. Фатализм, предчуствие грандиозной беды и утопание в бесконечной красоте - всем этим пронизаны тридцатые годы. Потом я заметила, что это похоже на тенденцию. Например, мы записали пару песен с арфой - в одном треке на альбоме "Кай" звучит только арфа, голос и струнные. Я приехала в Москву, чтобы дописать песню с Тиной Кузнецовой из группы Zventa Sventana, а она показывает мне свой трек, записанный абсолютно в этом же ключе, хотя, клянусь всеми святыми, мы с ней даже не делились планами, кто как и что будет аранжировать! Тина и я очень удивились - у нас два очень схожих трека из двух очень разных источников

Звуки.Ru: - Как здорово! Значит, вы по-прежнему приглашаете к сотрудничеству не только европейских, но и русских музыкантов, и по-прежнему легко находите точки соприкосновения!
Гая: - Конечно! Это не самоцель - приглашать только европейцев, всё идёт на потребу конкретной песни, конкретной задачи. Например, никто бы нам не заменил Тину Кузнецову, которая записала такое фортепиано, что даже сердце самого падшего растает. Волков нам был нужен, и никто бы его не заменил. Никакой здешний виртуоз!

Звуки.Ru: - Владимир действительно уникальный музыкант. Он в итоге появился только на одном альбоме, или на двух сразу?
Гая: - Волк появился на двух альбомах. В "Герде" он кроме контрабаса прописал ещё и клавиши в одном из треков - довольно "сакральные". А в "Кае" Волков играет на калимбе и даже тихонько поёт - кто бы мог подумать! Никто бы нам не заменил Николу Секуловича из Laibach, который записал для песни "Ангел" бас-гитару моей мечты. Кстати, как раз одновременно с выходом "Герды" и "Кая" группы Laibach и EN празднуют свое тридцатилетие.

Звуки.Ru: - Мы как раз недавно про это писали.
Гая: - Не поверишь - супруга Алекса Хаке Даниелла пишет мемуары, в которые войдут рассказы о наших с Алексом студийных экспириенсах. Она была с нами во время записи и её присутствие сделало своё чудесное дело.

Звуки.Ru: - Да, полагаю, ваши работы и персоны много на кого произвели неизгладимое впечатление! Но расскажи же нам, как проходил собственно процесс записи?
Гая: - Представь себе красивое маковое поле на берегу Дуная - там мы записали "Герду". Наша студия имени Джими Хендрикса эмигрировала с нами, мы по частям привезли ее на поезде. То есть все записывали у себя.

Звуки.Ru: - Пытаюсь представить себе маковое поле, набитое студийным оборудованием. Слушай, а как вы все это писали в поле? Шум разный разве вам не мешал? Неужели на планете еще остались уголки чистой тишины?
Гая: - Сонечка, ты прелесть! На маковом поле была наша студия, то есть, здание студии. Я себе представлять не хочу, как бы мы писали на чужой студии, в присутствии кого-то чужого. Необходимость следить за уходящим временем... время-деньги..! Ужас! Правда пару штучек по необходимости мы всё же делали на других студиях: например, голос мы писали на винтажной студии. Нашли немецкий микрофон, опять же, середины 30-х, предназначенный для радиовещания - чууудеееса! Такую чуственность в тембре своего голоса я и не подозревала обнаружить, пока не встретилась с этим микрофоном. Скажу тебе по сектрету, мой брат мне - и композитор, и музыкант, и техник, и звукорежиссёр, и мультиинструменталист и лучший друг!

Звуки.Ru: - К тому же, Карену приходится работать с самыми разными и неожиданными инструментами и голосами, встраивая их в вашу изменчивую картину мира. Это мечта звукорежиссера!
Гая: - Но я тебе ещё не рассказала про норвежцев! Норвегия - самый нетронутый уголок Европы, и вот там мы нашли группу Schtimm. Эти ребята помешаны на царской России. Обожают русских поэтов, русский язык, русскую музыку. Стравинского. Прокофьева. Опять же, начало века... Видишь. как пазлы подтягиваются?

Звуки.Ru: - Действительно, необычная у вас получилась коллаборация!
Гая: - Басист Штимма Эрлинг Рибе-Рамскьель (Erling Riibe-Ramskjell), удивительный музыкант, с которым нам предстоит большая запись в ближайшем будущем, по образованию - литературовед. Ну, вот и тянутся ниточки.

Звуки.Ru: - Это ведь не могло не отразиться на концепции альбома?
Гая: - Да, каждая персона, конечно, вносила свой дух в альбом, но всё же стержень - то есть наше с Карычем начало, основа - оставалась очень жёсткой, железобетонной. Никто не сдвинул с места основу, основную идею.

Звуки.Ru: - Скажи, а что ты считаешь самым сильным своим достижением как музыканта на этом альбоме? Логично, что у тебя не только продюсерский опыт прибавляется, но и собственные музыкальные находки появляются.
Гая: - Да, умеешь ты копнуть поглубже...
Я сейчас после всего, что с нами случилось, чувствую физически очень-очень-очень большую внутреннюю силу. Мне кажется, такой сильной я никогда не была. Записывая 2 версии альбома и находясь в процессе записи уже полтора года, практичекси нон-стоп , прерываясь только на турне. Я поняла, что эти песни и эта музыка не хочет просто записываться посредством меня, моего брата и других музыкантов - она забирает мою жизнь. Забирает что-то из меня очень конкретное.

Звуки.Ru: - Кстати, аборигены Полинезии верят, что фотография из них забирает часть души - это явления того же порядка?
Гая: - Примерно... То есть процесс не таков - появились песни, появились аранжировки, нужные инструменты, музыканты и микрофоны, раз и всё готово! Эти альбомы взамен забрали мой кусок, кусок из меня. Цена велика, я думаю.

Звуки.Ru: - Но ведь появилось и что-то взамен? Стала мудрее, по-другому какие-то вещи ощущаешь?
Гая: - Я теперь ничего не боюсь. Вчера записывала последний трек для альбома "Кай", а это трек-сказка. Выжимки из Андерсена. Так вот, там такой psychodelic! Получился мини-саундтрек. Я всегда мечтала записать аудиокнигу сказок. Меня радует игра в это. Пересказывать не стану, просто история "Герды" и "Кая" - настоящий психоделический трип!

Звуки.Ru: - Для вас сказочные и детские мотивы - вообще традиционная вещь. Достаточно вспомнить ваше участие в сборнике "Детский сад, штаны на лямках".
Гая: - Да-а-а, эти "Штаны" будут преследовать нас всю жизнь! Ну и хорошо, ничего стрёмного в 2002-м году не было!.

Звуки.Ru: - Но в этот раз у вас получается самая настоящая сказка-нуар?
Гая: - Это точно! Фатальный нуар! И именно такое настроение вас ожидает на наших концертах - и для меня и группы они очень особенные, прощальные концерты перед долгим расставанием. Дальше будет длинный период гастролей по Европе, так что мы увидимся нескоро.

Звуки.Ru: - Зная вас, можно предположить, что следующая наша встреча обернется очередным открытием. А чем вы порадуете нас, скромных любителей цифровых форматов?
Гая: - О, я забыла самое главное! У нас же (та-дам!) "Кай" выйдет ограниченным тиражом на USB-флэшках, а "Герда" - на "Союзе". Издания разделены, это не банальный двойник в одной коробочке. Флэшки - из дерева с гравировкой ручной работы а внутри, кроме "Кая", ещё охренительное концертное видео - целиком, целое выступление "Live in Budapest"! Но и это еще не все: все, кто вообще не любит музыку на носителях, смогут купить ее в сети.

Звуки.Ru: - А некоторые смогут услышать вас на концертах. Удачи вам и новых музыкальных находок!


Дети Пикассо
Москва, Клуб "Икра"
1 октября

Санкт-Петербург, клуб "Цоколь"
2 октября

Далее в течение долгого времени вы сможете увидеть концерты "Детей Пикассо" только в Европе.

20.09.2010, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

ДЕТИ PICASSO - свежие публикации:

Сайт: www.detipicasso.ru

ДЕТИ PICASSO

Дети Пикассо в их сегодняшнем составе появились в 1999 году в Москве и в том же году выпустили свой первый демо-альбом "Иное вещество", состоящий из 5 композиций на русском языке. Очень...

Дата образования:

1 января 1997

Подробности из жизни:

Дети Пикассо в их сегодняшнем составе появились в 1999 году в Москве и в том
же году выпустили свой первый демо-альбом "Иное вещество", состоящий из 5
композиций на русском языке. Очень выразительный женский вокал на фоне
прозрачных гитарных партий, мягкой виолончели. Музыка то удивительно простая,
добрая, то мрачноватая, жесткая, с уходом в психоделию.

Однако то, что есть сейчас у "Детей" и чего нет у других московских групп,
появилось у них уже позже с легкой руки журнала "Афиша", по невыясненным до сих
пор причинам (наверняка из лучших побуждений) однажды написавшем в анонсе
концерта, что группа исполняет "армянские песни". Армянских песен "Дети
Пикассо" на тот момент исполняли только одну (Гая пела а капелла "Оровел"), и
лидеры группы, брат и сестра Карен и Гая Арутюнян, подумали: а
почему бы и нет?
Так они появились перед слушателями с армянской народной хороводной песней.
Реакция публики была более чем положительна. Набитый совсем даже не армянами
зал клуба…

Далее... →