Главным интернет-мемом последних недель стал Вася Обломов. Мульятшный клип на его песню "Магадан" уже посмотрели миллионы пользователей. Оказалось, что за трогательным неказистым образом стоит довольно известный в узких кругах Василий Гончаров – лидер группы "Чебоза".
В интервью Звукам.Ru Василий рассказал, чего многие не понимают в песне "Магадан", почему в России никогда не будут любить брит-поп, сколько денег ему предложили за одну-единственную песню.
Звуки.Ru: Твой ролик на песню "Магадан", сделанный под псевдонимом Вася Обломов, посмотрело гигантское количество народу. Скажи честно, тебе не обидно, что твои сатирические альтер-эго – Вася Обломов, герой песни "Васильки", с которой началась слава "Чебозы" - вызывают гораздо больший интерес со стороны масс? А твой основной проект, который для тебя действительно важен, люди не хотят замечать.
Василий Гончаров: Нет. Абсолютно. Когда я записываю песню, то не держу у себя в голове вопрос, набьется ли после этого на мой концерт стадион или клуб "Б1 Максимум". С "Магаданом" все честно. Где-то с год назад я записал его дома и показывал ради прикола своим приятелям. Один из них познакомил меня с аниматором Пашей Егоровым, который делал клипы для Дельфина. "Давай сделаем мультик". "Ну, давай". И за год мы в вялотекущем режиме его сделали. Задачи покорить интернет не было.
Поскольку я сам в этом русском музыкальном чудо-бизнесе уже поварился, мне сейчас как минимум интересно наблюдать, как развиваются события с этой песней. Где-то это даже смешно. Ко мне приезжают НТВ-шники и начинают с вопроса о том, почему в песне "Васильки" звездой был выбран Дима Маликов. Ребята, этот вопрос устарел на 7 лет! Телеканал "A-One" готов поставить цензурную версию клипа "Магадан" в эфир. Вроде как даже КЕКС FM сейчас поставит "Магадан" в ротацию. Дальше будет то, что будет. Ни больше, ни меньше.
Звуки.Ru: Но ты же реально горишь группой "Чебоза", в отличие от этих шуток, а получается, что она при любых раскладах собирает от 50 до 100 человек в клубе. И что? Не бесит такая ситуация? Для тебя песни «Чебозы» какая-то прожитая история, нерв, а тут чуть ли не на коленке сделанная вещь – и, на тебе: миллионы просмотров на YouTube, тысячи ссылок.
Василий: Я не анализирую, так как мне на это плевать! Я думаю, что процент тех людей, которым нравится та или иная музыка всегда ограничен. Ну, не нравится большинству здесь брит-поп, и что? Просто люди другие. Они не мудаки, они – другие. В Израиле живут евреи, а в Африке – негры. И они – разные. В России живут русские, которым нравится другая музыка. Вот и все. Трек "Магадан" действительно же крутой и под каждым словом в нем я подписываюсь. Мы наверняка устроим живую презентацию проекта Вася Обломов. Тем более, мне часто говорили, что рассказывать песни под музыку, у меня получается гораздо лучше, чем петь. Как-то проза лучше до людей доходит. Перестанут завтра слушать и смотреть "Магадан" - плевать. Позовут послезавтра с песней "Магадан" получать Золотой Граммофон – пойду получать Золотой Граммофон. Умирать за Васю Обломова я не буду. Песней я высказался – это самое главное.
Звуки.Ru: Я все равно попробую тебя развести на нечто рациональное. Пародий же на шансон было немало, но вот именно твоя вещь вызвала вот такой вот резонанс. Почему художник Дмитрий Врубель постит у себя в ЖЖ клип Васи Обломова?
Василий: Постит, да? Круто! Тут все намного глубже, чем пародия. Песня-то о том, что среднестатистический человек в России, к сожалению, ниже среднего. Как у Чехова. "Магадан", по сути, о том же, о чем Чехов писал все свои рассказы. Приехал инженер в деревню строить мост, а мужикам он нафиг не нужен, и не смог инженер ужиться с населением, хотя и очень старался. Обворовывали его, гадили ему во дворе и прочее…выжили, кроче. Уехал. Мужикам было не понятно, зачем им там этот городской умник-инженер с железнодорожным мостом, если и так все нормалек? Через много лет мост в итоге был построен, а об инженере никто и не вспоминал. Чтож, видимо, у нас страна такая. После "Магадан" мне на электронный ящик даже письма в этой связи пишут… "Какое кругом падение нравов, какие люди кругом тупые, докатились, как жить дальше, спасибо за песню!" Видимо, тоже переживают по этому поводу! А есть те, кто просто тупо ржет над припевом "еду в ма-ха-дан", так как не врубаются в смысл песни…
Звуки.Ru: Это же какая-то безысходная ситуация. И с теми, кто не понимает драмы песни Васи Обломова, и с теми, кому не нужен мост. И с музыкой. Все же музыканты начинают свой путь с того, что говорят "музыка в этой стране – говно, я сейчас напишу красоту". Даже, бывает, пишут красоту, а слушают все равно говно.
Василий: Представь, выучился парень на хирурга.… И вот на первой настоящей операции вскрывает такой хирург грудную клетку и видит: сердца нет. А пациент как-то ходит, живет. Но сердца нет, а в учебниках по анатомии про это ни слова! Что делать? Вот и приспосабливается врач. Так и музыканты в большинстве своем начинают жить той жизнью, которой они даже не планировали, когда принимали решение заняться музыкой. Сидят в кабаках или стоят в углу сцены на фанерных концертах. Да и музыка вовсе не самая главная наша проблема. Тот же врач отучился пять лет в институте, потом еще три года в аспирантуре – восемь лет жизни! В итоге, он заканчивает свои годы в какой-нибудь говняной больнице, где ремонт был последний раз в 70-м году, пользуется препаратами, которые давно сняты с производства. У нас все через жопу. А музыкальный вкус населения – это просто фоновое отражение этой всей жизнедеятельности. Посмотрите тиражи продаж книг, посмотрите тиражи продаж дисков. Россия уже давно не страна Толстого и Чайковского. Их никто не читает и не слушает. Дарья Донцова и Михаил Круг продаются много большими тиражами. И ведь заметь, не заставляют же людей слушать говно или читать говно. Человек отлично знает, что такое культура. Он включает канал "Культура" и переключает его поскорее на сериальчик про бандитов и мусоров. У каждого человека, в конце концов, есть свобода. И свободу того, что смотреть, что читать и что слушать люди у нас вполне себе реализуют. Навязывать что-то в этом смысле практически бесполезно. Если лошадь хочет пить, она воду найдет. Не хочет – хоть в поилку ее тыкай. И, как говорится, свинья всегда грязь найдет.
Звуки.Ru: Ну, то есть у человека, который в 15-17 лет хотел перевернуть мир, три варианта: пережить жуткую трагедию, принять правила игры или занять некую отстраненную позицию? Почти буддистскую.
Василий: Как сказал тот же Чехов: "Если туалеты грязные и воруют, то виноваты все, а в значит – никто". Сейчас я принимаю реальность такой, какая она есть. Занимаюсь творчеством, музыкой, и не хожу, не брызжу слюной, что Михаил Круг – идиот. Надо правльно ставить вопросы. Кто идиот, Михаил Круг или тот, кто его слушает? Кто виноват, что группа Hard-Fi или Kasabian проваливается у нас по тестам на радио? Кстати, у меня тут может быть мнимый повод для гордости - группа Hard-Fi провалилась по тестам на радио Maximum, а "Чебоза" – нет.
Музыка для меня, к сожалению, по-большому счету просто дорогое удовольствие. Последний сингл группы "Чебоза" "Скажи" сделан против всех современных реалий отечественного шоу-бизнеса. Записан дорого, записан на пленку. Мастеринг и сведение мы делали с человеком, который работал с The Beatles. Вообще выпуск сингла на CD в России сейчас - это коммерчески неоправданно, но я не ради денег этим занимаюсь, а потому… Ну, потому что не получается не заниматься.
Звуки.Ru: Почему для тебя до сих пор важны все эти музыкальные фетиши? Пленка, студия, звукооператор The Beatles, рояль, как у Пола Маккартни? Вон, Вася Васин пишется в домашний компьютер и спокойно выпускает альбомы. Цифровые технологии позволяют организовать процесс звукозаписи без особых затрат.
Василий: Какой молодец Вася Васин! Рекорд-лэйбл в России будет барыжить всем чем угодно лишь бы это покупали пролетарии. Если какая-нибудь армянская группа "Вазген и Грачик" вдруг станет популярной, набубнив альбом дома в микрофон от караоке, то довольный лэйбл это издаст, а еще более довольный покупатель это скачает. В этих условиях качество записи музыкального материала лежит исключительно на совести его создателя. То, чего я хочу добиться в звучании группы "Чебоза", требует именно грамотного студийного подхода. Если срипки, то живые, если рояль, то рояль. Кто хочет, может писать себя и на диктофон. Правил нет. Кстати, если в Англии среднестатистическому слушателю ты поставишь нашу популярную х*йню, то тебе быстро скажут, что это – х*йня. У нас нашу х*йню можно играть совершенно спокойно. Никто ничего не скажет. Это не плохо и не хорошо. Просто так есть.
Звуки.Ru: Тебе никогда не предлагали пойти работать гитаристом или студийным аранжировщиком в коммерческий проект? У тебя же все в порядке и с владением инструментами, и с мелодикой. Или такие предложения были, а ты отказался.
Василий: Для меня музыка – это та вотчина, где я сам себе хозяин. Сейчас у всех кризис, музыканты бегают, ищут у кого бы поиграть. А я никогда к этому не стремился. Не для того я учился музыке, чтобы быть басистом у Стаса Пьехи. Да, я общаюсь и дружу со многими популярными и не очень артистами, но чтобы работать на кого-то за деньги? Только ради удовольствия. Даже если я буду получать за это деньги, первичным все равно будет мой интерес. Это как с "Моделью для сборки" Вячеслава Бутусова. Когда мне озвучили идею альбома, я предложил попробовать сделать несколько песен, и только когда мы остались довольны результатом, решили сделать альбом до конца. И сделали альбом в свое удовольствие. На нас давили, говорили, что нужны песни для радио, веселые, быстрые, чтобы барабаны были сначала. Но мы делали то, что было интересно.
Звуки.Ru: Как сложилась эта история с Бутусовым? Все-таки у Вячеслава Геннадьвича вид не самого общительного и авантюрного человека.
Василий: Глава лейбла WWW Records Максим Швачно, с которым мы тогда плотно общались, все это придумал. Он предложил мне этим заняться и он же придумал название альбома. Живьем со Славой я познакомился уже на записи первых песен. Вообще, это все было очень интересно. Мы придумали под это какую-то музыкальную концепцию "рок на синтезаторах" или что-то вроде того, выпустили альбом с тремя разными обложками и порядками песен, между которыми Слава читал отрывки из Кортасара. Примечательно, что когда группа Znaki носила свою песню "Фея" на радио, группе сказали, что песня – хреновая. А когда мы принесли ту же самую песню в исполнении Бутусова, там сказали: все, с понедельника ставим в эфир. Было очень смешно. Одна и та же песня! Так за восемь месяцев мы записали альбом "Модель для сборки". Даже сняли фильм о том, как мы это делали.
Звуки.Ru: А какую ставку делали на этот диск? Наверняка предполагалось, что имя Бутусова будет локомотивом для десятка групп, засвеченных на этом диске.
Василий: Я почему-то думал, что будет так. Но никто, наверное, не "воткнул". Сказали: "Да, Слава молоток!". Какие-то журналисты совершали попытки что-то анализировать в своих рецензиях. Я скажу больше, мы c Максом Швачко так зажглись этой идеей, что хотели организовать тур со всеми участниками проекта, с финальным концертом в Б1 в Москве. Хотели сделать красивое лазерное шоу. Хотели заработать на дисках определенную сумму и потратить ее на тур. Абсурд состоял в том, что из интернета были скачаны сотни тысяч копий этой пластинки, а прибыли с легальных продаж стояли практически на нуле. И люди потом писали письма "как же так?", "почему не делаете тур модель для сборки". Но получилось так, что слушатели сами украли у себя этот праздник, сливая альбом. Было жаль. Это бы так качало!
Точно также не сложилось с Михаилом Боярским. Я записал ему последнюю песню из его репертуара. Живьем. Все, как надо. Круто. Песня Виктора Резникова, которую тот подарил Боярскому перед смертью. Первый сингл Боярского за 15 лет, если не больше. Но из-за пиратства и кризиса звукозаписывающей индустрии лейбл просто не нашел денег, чтобы профинансировать запись полноценного альбома.
Звуки.Ru: Ну, смотри, ты сам писал и пишешь музыку, ты работал, как продюсер, как аранжировщик. Какая из этих областей тебе наиболее интересна?
Василий: Все. Не могу расставить приоритеты. И то, и другое – творчество. Мне просто интересно делать что-то интересное с интересными мне людьми. Боярский ли это, Бутусов или Корней. Интерес – мой единственный критерий. Если бы Слава Бутусов оказался бы Анитой Цой, то ничего бы в итоге не вышло. Все музыканты, которые играют со мной в группе "Чебоза" отличные парни и большие профессионалы своего дела.
У каждого из них есть свои музыкальные проекты. Саня Зингер – мой братан, друг детства и плюс ко всему лучший барабанщик. Он недавно записал классный джазовый альбом с польскими музыкантами. Корней пишет и исполняет свои песни. Мы с ним уже много лет как дружны и знакомы. Когда встал вопрос, кого приглашать гитаристом на концерты – выбор был очевиден. Илья Филиппов – наш постоянный клавишник - играет в куче джазовых оркестров и он тоже мой дружбан с детства. Дима Емельянов, игравший с нами на последнем концерте на клавишах, играет в собственной группе InWhite. Я не люблю иметь дело с бездарными тупицами и мудаками.
Звуки.Ru: Скажи, вот группа "Чебоза" в свое время попала в ту волну, которая, казалось, станет общепринятым мейнстримом. У условного русского брит-попа были и эфиры, и пресса, и клипы охотно ставили. Казалось, еще немного, и рынок кардинально изменится. Как думаешь, почему этого не случилось?
Василий: Народная любовь непредсказуема. Стас Михайлов всех накрыл! Катя Огонек, Григорий Лепс, группа "Лесоповал", группа "Бутырка" – они всех победили!
Звуки.Ru: А когда у тебя произошел вот этот слом? Когда ты понял, что ничего не изменишь, что ты так и останешься на обочине массового внимания? И принял это, как данность.
Василий: Наверное, когда я записал свой второй альбом, где у нас были дуэты с Бутусовым, с Галаниным. Серега так проникся пластинкой, что сам предложил дуэт. В записи принимали участие Корней, Андрей Звонков. Вообще, все, кто был так или иначе причастен к процессу создания, как мне кажется, чувствовали, что мы делаем что-то по-настоящему классное. Еще когда мы только репетировали первые песни для пластинки, басист сказал: "Ну вот, теперь мы заиграли настоящий брит-поп". Даже обложка диска получилась не по-русски крутой. Но альбом не получил в глобальном смысле никакого резонанса. Журнал "Rolling Stone" вообще умудрился написать, что у нас плохой саунд, а рядом в соседней рецензии написал, какой классный саунд на альбоме "Би-2". Прикол в том, что записано это было одними и теми же людьми в одной и той же студии. Тогда же программный директор "Нашего Радио" не узнал голос Бутусова, слушая песню "Незаметно".
Еще одним эпизодом стал провал идеи с туром "Модель для сборки". Одним словом, когда масштаб моих задумок, моих идей и действий, на практике оказался меньше, чем я себе представлял. Думал: "Выпустим альбом Бутусова! И это будет альбом Бутусова!". А все ушло туда же, куда и остальные альбомы. В "Ашан". Я одно время переживал. А потом забил. Слава в этом смысле прав. Самое главное то, что ты делаешь и как ты сам это воспринимаешь, а то, как это воспринимают другие уже не так важно. Кто знает, может Вася Обломов станет очень популярен, но это вряд ли как-то изменит мои взгляды на жизнь и музыку…
Звуки.Ru: И что ты будешь чувствовать, когда к тебе сейчас пойдут директора лейблов с просьбами выпустить альбом Васи Обломова, совершенно игнорируя "Чебозу"?
Василий: Мне "Монолит" уже предложил за один "Магадан" столько же, сколько Лере Ранетке за целый альбом. Приколись! Лера Ранетка со своими дерьмовыми сериалами, со всем этим чудо-пиаром и я – с песней "Магадан". Ну, буду я как Баста и Ноггано. Съездим с пацанами по нашей необъятной родине, заработаем денег. "Чебоза" "Чебозой", а Вася - Васей.
Звуки.Ru: Бастовский Ноггано – это цельный образ, который породил уже два альбома. Способен ли Вася Обломов вырасти в такого же цельного и плодовитого персонажа? Хватит ли ему тем?
Василий: Песен у меня хватает всяких. Если я почувствую необходимость сделать альбом – я его сделаю.
Звуки.Ru: А как тебе удачный резонанс Васи Обломова со всем этим гоп-хопом типа Сявы?
Василий: Я настаиваю, чтобы ни в какие связи меня с этими у*бками не вписывали. Это редкостные у*баны, к которым я не имею никакого отношения. Всякие сявы и валентины стрыкало. Это паясники. Между ними и Васей Обломовым пропасть длинною в жизнь. Вася - сам по себе.
1952 – В 1952 году на страницах авторитетного печатного издания New Musical Express впервые был опубликован музыкальный чарт. Первым победителем хит-парада NME стал эстрадный исполнитель Эль Мартино с песней "Here In My Heart" »»
1956 – Родился Алек Джон Сач (Alec John Such), басист и один из основателей американской группы Bon Jovi »»
2007 – Jay-Z сравнялся с Элвисом Пресли по количеству альбомов, последовательно возглавлявших американский чарт »»
Ellis MARSALIS (1934)
Алексей ХВОСТЕНКО (1940)
George CABLES (1944)
James YOUNG (1949)
Stephen BISHOP (1951)
YANNI (1954)
Дмитрий ДИБРОВ (1959)