MORCHEEBA  Коктейль с кровью

Morcheeba со Skye триумфально отыграли в Москве первый концерт мирового турне.

Первым вопросом, который задавал себе корреспондент "Звуков", приближаясь к клубу Б1, был: а сколько народу придёт на концерт? Недавнее воссоединение братьев Пола (Paul Godfrey) и Росса Годфри (Ross Godfrey) с первой вокалисткой группы Morcheeba Скай Эдвардс (Skye Edwards) было новостью неожиданной и волнующей, но помнят ли сейчас в России группу, лучшие альбомы которой определённо пришлись на конец 90-х? У клуба стало понятно - помнят, и очень хорошо: без двадцати девять вечера у дверей уже образовывалась толпа, а пока я получал аккредитацию и ещё раз отстаивал очередь на вход, толпа превратилась в длинную и широкую очередь. Перед концертом энергично набивающуюся в клуб публику разогревал неплохой диджей - было приятно, например, входить в зал под ремикс на "Lullaby" группы The Cure. Несмотря на хорошую музыку, после получаса пребывания внутри тесной, жмущейся в сторону сцены толпы ждать стало довольно тяжело - но человек за пультом безмятежно курил и ставил трек за треком, и так прошёл целый час, во время которого публика порой взрывалась нестройными аплодисментами.

После тщательной проверки всех инструментов техниками (которым тоже с энтузиазмом аплодировали) на сцену вышел Росс Годфри (гитара) в сопровождении клавишника, басиста, ударника и ещё одного диджея. Следом за ними, уже под вступительные аккорды первой песни, появилась та, которую все так ждали - блистательная красавица Skye, в ярко-красном платье из перьев, с волосами, уложенными в форме ирокеза и на неудобных каблуках. К микрофону она шла покачиваясь и как будто побаиваясь первого выхода на сцену в составе Morcheeba с 2003 года. Но две-три белоснежных улыбки, брошенные ею в зал - и зрители покорены!

И всё же поначалу общее ощущение неуверенности сохранялось. Звукорежиссёры не сразу смогли нормально "уложить" вокал Скай в общее звучание, да и сама темнокожая дива на первых трёх вещах - "The Music That We Hear", "Friction", "Never an Easy Way" - похоже, распевалась. Тем временем удалось повнимательней разглядеть ансамбль (увы, они так и не удостоились поимённого представления): ударник, басист с Fender Jaguar, клавишник (с кудрявой шапкой волос, прям из 80-х!), молодой диджей (все сэмплы концерта он давал вживую на винилах) и сам Росс, играющий на разных гитарах - тут и нечто похожее на джазовый Gibson, и Fender Telecaster. На диджейском столе - бутылка крепкого алкоголя (похоже, текилы).

"Привет, это наш первый концерт мирового тура!", - радостно объявил Росс между композициями и с видимым удовольствием запил текилу пивом. "Я знаю, эту песню особенно любят в вашей стране", - и зазвучала "Otherwise", растормошившая наконец и зал, и самих музыкантов. Вслед за ней последовала "Even Though", первый сингл с нового альбома. Скай явно наслаждалась вниманием огромного зала (из середины, где я стоял, конца-края публики видно не было, поражал также полностью занятый VIP-сектор) и развлекалась вовсю, кокетничая с публикой: "Вам нравится моё платье?" - "Еееееееееее!" - "Я его сама сшила! Потрясное, да?". Однако гораздо большее впечатление на зал (особенно его мужскую часть) произвело не платье, а сама вокалистка - особенно её медленные танцы в процессе исполнения песен. Вообще надо признать, что Скай великолепно умеет держаться на сцене, и её пластика столь же притягательна, сколь и голос.

Всё же "главной темой" концерта был новый альбом, "Blood Like Lemonade", которому и посвящён открывающийся тур группы. Как говорили сами музыканты, свою новую пластинку (кстати, записанную дистанционно, а не в результате совместных сессий) они считают "продолжением" первых двух альбомов, и нужно сказать, продолжение удалось! Это особенно было заметно на сцене - новые песни, сделанные в несколько более минималистичной манере, чем, скажем, материал альбома "Big Calm", Morcheeba исполняли вдохновенно, с плотным драйвом и прямо-таки прущей со сцены эмоциональной отдачей. Как бы хороши ни были старые хиты - в этот вечер звучали "Parts of the Process", "Blindfold", "Rome Wasn't Built in a Day" - новые песни в живом исполнении определённо выигрывают. Высшей точкой концерта лично мне показалась открывающая новый альбом вещь, "Crimson" - на её припеве Скай полностью продемонстрировала силу, красоту и пробивной тембр своего вокала.

Девушке, однако, не хотелось петь в одиночестве, и Скай упорно пыталась добиться от зала, чтобы ей подпевали на припевах известных песен - например, "The Sea". Тут, конечно, стало немного стыдно за зал - много ли человек знали слова, на глаз не определишь, но просьбу вокалистки исполнить никак не получалось. "Москва, вы меня расстроили!", - наигранно-обиженно бросила Скай зрителям. В конце концов женская половина зала собралась с силами и дружно подпевала фальцетом на гимнообразном припеве "Beat of the Drum". Молодцы!

У зала, кстати, просили не только подпевать. "Марихуана! Сверните нам косяк! Ну что у вас, травы нет, что ли?" - кричала Скай в микрофон. Видимо, группа решила лишний раз напомнить нам расшифровку своего названия ("mor cheeba" переводится как "путь конопли"). Зрители лишь посмеивались, мол, тут у нас немного другое государство, не Голландия, и вообще у нас уже всё закончилось. Кто-то из публики передал Скай пачку сигарет (ну что ж ты, кто-то из публики, зачем так людей обламывать). Впрочем, с интоксикацией у ансамбля было всё в порядке - помимо Росса, продолжающего заряжаться текилой и пивом, сама Скай выпила шот виски со словами "Это моё лекарство. Доктор прописал, полезно для горла" и рекомендовала одноимённый с альбомом фирменный коктейль.

После "Blindfold" музыканты уходят за кулисы, и минут 5-7 зал набирает громкость, вызывая группу на бис. Когда свист становится совсем оглушительным, Скай и Росс выходят вдвоём, чтобы исполнить потрясающей красоты новую фолк-песню "I Am The Spring", за которой следует бодрое завершение концерта несколькими танцевальными хитами. Тут зал, наконец, отплясывает и веселится вовсю, а уже совсем довольный Росс в какой-то момент просит прощения за то, что "так долго не могли воссоединиться и продолжить делать музыку" и обещает обязательно вернуться, потому что "здесь нам очень понравилось". Будто в подтверждение его слов ансамбль исполняет куплет песни "From Russia With Love" и завершает концерт, что неудивительно, одной из самых своих известных песен "Rome Wasn't Built in a Day". Полный сетлист выглядит так:

The Music That We Hear
Friction
Never an Easy Way
Otherwise
Even Though
The Sea
Blood Like Lemonade
Part of the Process
Slow Down
Crimson
Trigger Hippie
Beat of the Drum
Blindfold
<бис>
I Am the Spring
Over and Over
Be Yourself
From Russia with Love
Rome Wasn't Built in a Day

Скай покидает сцену так же, как и взошла на неё - под сопровождение своих музыкантов, которые решают под конец как следует пошуметь и заканчивают чуть ли не в стиле Sonic Youth, плотной стеной звука, причём больше всех рубится Росс, который явно играл этим вечером "на полную катушку", посередине концерта даже палец разбил о струны. В целом современная Morcheeba вживую звучит значительно "тяжелей" и агрессивней, чем на записи - порой даже кажется, что они готовы хоть сейчас сыграть стадионный концерт.

Кстати, если кто-то из наших читателей ещё раздумывает, идти ли на концерт Morcheeba, не сомневайтесь! Несмотря на годы разлуки, между Скай, Россом и музыкантами царит полное взаимопонимание и, главное, совместный драйв. Можно признать, что возвращение группы на сцену действительно триумфальное - по крайней мере, с моего места было так видно. В том коктейле, который смешали братья Годфри и Эвардс в этот раз, есть водка ("куда ж без неё", как сказала со сцены Скай), сладкий голос, шипучий лимонад клавиш и перегруженной гитары и, конечно, разнообразные травы... После концерта кто-то из зрителей объяснял своей подруге: "Конечно, со Скай снова - они гораздо круче, есть какая-то химия..."

18.06.2010, Георгий МАНАЕВ (ЗВУКИ РУ)

MORCHEEBA - свежие публикации: